Почему двоечники успешнее отличников, а богатые тоже плачут.

У кого из нас не возникала мысль, а порой и мечта – быть лучше всех – в любой сфере деятельности и в любом качестве: будь то социальный статус, талант, черты лица или фигуры и, конечно же, материальный достаток. Кому из нас хоть на одно мгновение не казалось, что, достигнув финансовых высот, взобравшись на вершину карьерной лестницы, мы станем счастливее?

Но почему-то чаще получается так, что, после приобретения заветных вещей, статуса, денег, их очарование внезапно рассеивается, и эти призрачные ингредиенты счастья вдруг перестают давать наслаждение. И мы снова бежим в магазин или до изнеможения работаем, чтобы купить новые бренды, гаджеты, автомобили.


Почему же так происходит? Почему, достигнув желаемого, мы, как правило, не испытываем удовлетворения, при этом расходуя колоссальное количество энергии, здоровья, эмоциональных ресурсов в марафоне иллюзорных ценностей? Есть ли та точка, на которой мы бы с уверенностью остановились и сказали себе: «Я доволен тем, что имею»?

Об этом я и хотела поразмышлять: о том, в чем причина выбора тернистого пути по приобретению все большего и большего количества благ, а по итогам ощущения опустошенности.


Корни растут из нашего детства.

Наверное, и вы помните слова родителей: «А вот Вася, из 5-го подъезда, сделал лучше тебя!» или «Посмотри на своих сверстников, какие они молодцы, учатся, добиваются! А тебе ничего не надо!»

В этот момент, какой бы демонстративной ни была ответная реакция ребенка, там, далеко в глубине души, он испытывает чувство стыда.

 А школа, где царит оценочная система, где за проступок прилюдно, на глазах у сверстников, сравнивают и оценивают, - это, своего рода, чернозем для взращивания урожая комплексов. 

Для маленького ребенка, который только встал на путь познания жизни, - это достаточно суровые условия. В такие моменты он находится в состоянии латентного стресса при видимом полном благополучии. В последующем внутреннее противоречие и конформистское поведение формируется в невроз. Прилюдная критика родителей, плохая оценка со стороны других людей, осуждение учителей больно вонзаются в хрупкую психику ребенка, у которого еще не сформирована крепкая броня.

Хорошо, если в подобных ситуациях сработает защитная реакция: ребенок попытается отстоять свою позицию, мнение в виде возмущения, злости или агрессии, - но чаще этот смелый и порой нужный вызов пресекается взрослыми в силу их властного положения. В итоге ребенку ничего не остается, как смириться с критикой, а, поскольку взрослые в период детства являются главным авторитетом, у него закладывается убеждение, что он хуже, чем другие.  К сожалению, таких установок может сформироваться множество. И чаще большинство из них негативно влияют на наше поведение и состояние во взрослой жизни.

Объясню, как.


Все дело в том, что кора больших полушарий – та область головного мозга человека, которая отвечает за когнитивную сферу (за формирование мыслей, контроль, осознанность), до семи лет (+/- год) эта область развита не до конца, и, соответственно, какую бы информацию из внешнего мира не получал ребенок, он принимает все за чистую монету. Мозг ребенка очень пластичен, он, как губка, впитывает все, что окружает. То есть, если мама сказала, что дитя – неудачник, то ребенок так и будет считать. Замечу, что и, будучи взрослым, он, скорее всего, не поменяет мнение о себе. Так формируются определенные паттерны поведения, которые закрепляются на уровне нейронных связей головного мозга. Соответственно, в последующем, человек выбирает путь – обмануть себя, чтобы ни в коем случае не столкнуться со стыдом, который он ощутил в детстве.

А что же происходит дальше?  Какие сценария развития жизни, ждут такого человека?

 

Первый вариант развития сценария-  во чтобы-то не стало окружить себя «успешностью». И это, мы часто видим, когда человек приобретает, не по карману, дорогие гаджеты, автомобили, брендовую одежду, влезая в кредиты или занимая деньги. Пафос, гламур, кричащие бренды, яркая внешность и пестрящие фото успешности. Все, это, ярмарка тщеславия для того, чтобы компенсировать боль, полученную в детстве и доказать себе и окружающим, что «я наконец-то лучше»!

 

Второй вариант развития сценария - реальное достижение богатства и социального статуса. Это путь упорного труда, и у людей, избравших его, очень часто наблюдается такая зависимость, как трудоголизм.

Есть случай из практики. На консультацию к психологу обратился очень успешный в научном сообществе и финансово состоявшийся мужчина 40 лет. Он пожаловался на то, что каждый раз достигая новых целей и публикуя статьи, за которые получал огромные гонорары, разочаровывался, так и не получая ожидаемого удовлетворения. В разговоре с психологом он посетовал, что не чувствует себя успешным, так как есть более умные и опытные коллеги. Вскоре мужчина поделился: оказывается, все свое детство его воспитывала бабушка, муж которой был знаменитым советским ученым. И, занимаясь с внуком уроками, она постоянно повторяла ему, что дед в его годы был уже победителем многих региональных олимпиад. И это сравнение происходило регулярно. Кроме того, вся семья гордилась дедом, а успехи мальчика, его способности оставались в тени и без поддержки со стороны близких.  В скором времени у мальчика сформировалась установка «я хуже деда, а, значит, хуже остальных». В последующем это привело к навязчивому желанию убедиться в детской установке снова и снова, разумеется, не испытывая во взрослой жизни удовлетворения от результатов собственной научной деятельности. Конечно, ведь тот мальчик так и остался обиженным в прошлом. А сейчас доказывать некому.   

Хочу заметить, что эти два варианта очень схожи между собой. И неважно, в кредит машина или нет, работает ли человек на престижном месте или у него апартаменты с видом на Манхэттен. Со стороны всё выглядит достаточно круто, и можно позавидовать обоим вариантам. Одна личность показывает иллюзорную успешность, другая – на самом деле добилась высот. Но суть в том, что оба человека не испытывают состояния счастья, гармонии и удовлетворения в жизни.

Удовлетворение, если даже и есть, то в рассматриваемых выше случаях оно мимолетно, временно, а далее, как говорится, «на круги своя». И все потому, что это создается с неоправданной целью - доказать всем: школе, учителям, родителям, друзьям, - что я не хуже, а лучше. Что я, как и все, тоже достоин любви и признания!  

А ловушка заключается в том, что доказывать-то некому. Может, и есть рядом человек, которому и не все равно, только это не срабатывает, поскольку детская травма осталась в прошлом, отзывается в настоящем лишь эхо боли. Во взрослой жизни нет той мамы или дедушки, нет того Васи или сурового учителя.

Невротическое состояние, возникшее в детстве и взращиваемое по мере взросления, приводит к тому, что человек бежит от отрицательных эмоций, но попадает в западню, в порочный круг, из которого не может выбраться. Подсознательно у людей срабатывает установка «доказать всем», и она становится опасным и ложным маяком в прекрасном океане жизни.

 


Третий вариант развития сценария- человек принимает все сказанное в его адрес и сдается. В психологии существует термин «послушный капитулянт». Им описывают того, кто опустил руки и понял, что и доказывать не стоит: «Да, я плохой». В обыденной жизни мы нарекаем таких людей инфантильными. Человеку, находящемуся под постоянным прессингом осуждений, ничего не остается, как смириться с навешанными ярлыками и принять позицию «согласен, я хуже». Такие люди живут обычной жизнью, ни к чему не стремятся, боятся себя проявлять, боятся карьеры, начинать новое. Печально и то, что очень часто в подобных ситуациях может наблюдаться зависимости от еды, алкоголя, наркотиков. Такие люди уходят в мир сериалов, компьютерных игр, виртуальной реальности. Они замещают действительность, чтобы отвлечь себя от себя, помещая болезненное чувство стыда глубоко на дно подсознания.

Вот то, что на самом деле скрывается за этой иллюзорной успешностью или большими деньгами, о которых мы так часто мечтаем. Нужна ли нам такая цель и такой ценой?  

 



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Я хочу казаться хуже, чем есть на самом деле!
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Почему человек не принимает себя?
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Почему всё вроде бы в жизни есть, а счастья нет?!
  • «Эффект одноклассников» или почему нужный человек не появляется в жизни?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему взрослые люди хотят, чтобы их речь была лучше?
  • Значение выбора жизни, которой живет человек
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • В жизни все есть, но ничего не радует.
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь