Апатия. Внутренние противоречия

Апатия Внутренние противоречия

Совсем недавно ко мне за психологической помощью обратилась 15-летняя школьница по имени Лиза с проблемой апатии. Вот уже полгода она ничего не хочет делать, ее ничто не радует и не мотивирует к учебе. Сама девочка находится в состоянии растерянности. Мы только начали нашу работу по переписке в открытом доступе на сайте psyoffice.ru. Если Вам интересно, то можете почитать более подробно. 

Во время работы (как обычно) я нахожу закономерности, логику жизни, выявляю противоречия, ограничивающие убеждения. Подобное исследование помогает увидеть картину целиком. Плюс в работе я опираюсь на свои ощущения и переживания, которые у меня возникают в отношении той или  иной информации. 

И когда речь идёт об апатии, чаще всего внутри личности человека, обратившегося за помощью, есть неразрешимый конфликт или некая амбивалентность, то есть два взаимоисключающих убеждения, состояния. 

В работе с Лизой уже в самом начале это противоречие проявилось достаточно ярко, эмоционально. 

Вот высказывания девочки:

  1. У меня пропало желание учиться, сил стало меньше... Мне это не очень нравится, я думаю, что это ухудшает качество моей жизни. К себе сейчас отношусь немного с жалостью и разочарованием. При этом берегу себя, ухаживаю за собой, ставлю свои интересы на первое место. 
  2. У меня раньше была потребность в похвале и в наградах... Я вообще поняла, что я непродуктивный человек от природы, что я не могу выдерживать большие учебные нагрузки более 6 месяцев. Это меня разочаровывает, так как это определяет мой успех в будущем, хороший заработок, достойные условия проживания. 

Вот два пункта рассуждений школьницы. Но сколько в них эмоций, переживаний и напряжения.

Вот какие противоречивые (на мой взгляд) убеждения заложены в них: 

  1. Я могу беречь себя, заботиться о себе, ставить свои потребности на первый план только в состоянии слабости, при этом я испытываю чувство жалости и разочарования к себе и собой. (Вроде бы и расслабление должно быть. Но нет! Напряг из-за недовольства собой!)
  2. Я должна быть сильной, выдерживать постоянные нагрузки, работать, учиться «не щадя живота своего», чтобы быть успешной, иметь хороший заработок, достойные условия проживания. Я люблю, когда меня хвалят. (Здесь она явно собой довольна. Но снова напряг: страх за неуспех, отверженность, постоянное напряжение из-за учебы, работы). 

Лиза находится в тисках собственных убеждений: я должна быть постоянно в тонусе и напряге, чтобы быть успешной и защищённой, но мне так хочется расслабиться и подумать и о себе, и о своих маленьких радостях, которые я не могу себе позволить. Если я расслаблюсь и буду думать о себе, я стану слабой и могу упустить свой успех, ничего не достигну. Кто-то ждёт от меня достижений, хотя мне кажется, что этот кто-то - Я. 

А дальше больше: «в универе и на работе наверняка не будет легко, конкуренция в нашем мире огромная, поэтому мне нужны силы, чтобы стать более конкурентноспособной, соответственно и более счастливой, и здоровой , ведь мои знания, польза, которую я могу принести = моя зарплата. А мне очень хочется жить в будущем в безопасности»... «я часто слышу это от учителей, в интернете от простых пользователей, мол, много безработных, некоторым выпускникам даже некуда устроиться».

Когда я задала провокационный вопрос: «Конкурентноспособная  = счастливая и здоровая? Вы уверены, что Вы девочка, а не мальчик?» Лиза меня не поняла, но внутренне немного напряглась в своём желании отстоять свою жизненную позицию достижения успеха.

В свои пятнадцать лет подросток взваливает на себя непосильную ношу забот и проблем о будущем. Ведь Лиза не просто учится и набирается знаний, развивается как личность, раскрывает свой потенциал, тренирует мозг. Она находится в постоянной гонке и тревоге за будущее. Ей некогда радоваться жизни, быть расслабленной и умиротворенной, потому что ее ждёт многотрудная и многострадальная жизнь. Как Вы думаете, она хочет жить, в той своей жизни?

А как Вы справляетесь со своей непосильной ношей? 

Умейте жить! 

клиент дал согласие на публикацию своего случая здесь



Просмотров: 244
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • Разрешить себе жить и быть Собой. Почки в помощь
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • «Хочу», «могу» и «как должно быть в моей жизни»
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • «Мне нравится учиться. Я могу. У меня все получается…, или получится…»
  • Как стать более раскрепощенным? Свобода быть собой.
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Могу ли я быть собой
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • Социальные маски, или «почему я не могу быть собой?»
  • Прости меня, Лиза (исповедь психолога)
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Не могу разрядиться — все ношу в себе. Жалость к себе.
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Истинная ценность меня - в том, чтобы быть
  • Разрешите себе быть собой.
  • Разрешите себе быть собой!
  • Позволяем ли мы себе быть собой?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Потому что я могу себе это позволить.
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Как позволить себе быть тем, кем хочется
  • О себе или как запреты мешают быть самим собой.
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • Если он меня больше не хочет ... Вопрос мужской «силы»
  • Психологиня хочет женить меня на себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь