|
Исследование психологии бездомных Александра ВекслиараАвтор статьи: Невская Антонина Александровна
Несмотря на то, что, работая с бездомностью в целом и индивидуально, специалисты в странах Европы, в Америке, Австралии, Великобритании перешли от социально-психологического подхода к системному, в России даже эта планка еще не взята. Мы не будем вдаваться в нюансы методов исследования А. Векслиара. Скажем только, что автор использовал клинический подход. Его исследование под названием «Клошар» (Le Clochard) было опубликовано в 1957 году (в основу легла диссертация А.Векслиара по психологии, защищенная в 1955г.). В это непростое для Франции время, несмотря на “призыв аббата Пьера” («l'appel de l'abb? Pierre»), внимание психологов и социальных исследователей было поглощено другими сферами жизни общества. Не могу утверждать точно, но есть вероятность, что это была первая (и, к сожалению, забытая) работа по психологии бездомности в то время. Ситуация во Франции конца 1940-х – середины 1950-х гг. в чем-то, возможно, схожа с нынешним временем и состоянием психологии бездомности в России. В связи с тем, что работы Патрика Габорьо (Patrick Gaboriau, 1955), Александра Векслиара (Alexandre Vexliard, 1911-1997), Лорана Мукьелли (Laurent Mucchielli,1968) не переводились на русский язык (за исключением фрагментарного перевода Олега Вышинского [1, с.30-33]), я использую собственные переводы с французского языка оригинальных текстов этих авторов [2,3]. Работа А. Векслиара «Клошар» состоит из трех частей. «В первой, «Факты и Теории», обобщенно положение проблемы бездомности. Во второй части, «Наблюдения», рассматриваются причины бездомности. Клинический подход приводит к серии наблюдений «случаев», сгруппированных по четырем типам в зависимости от «социальных условий», «индивидуальных трудностей», «психологических дефицитов» или «преступности». Третья часть, очень краткая, озаглавлена «Теоретические и практические проблемы». Автор справедливо настаивает на взаимодействии психологических, социальных и экономических факторов”[2, с.325]. В этой и последующих статьях мы будем в основном ориентироваться на вторую часть («Наблюдения»), так как она наиболее интересна для практической психологической помощи бездомным людям. Опираясь на стадии десоциализации личности, мы попробуем построить модель психологической помощи бездомным людям. Л. Мукьелли в своей работе от 1998 г., посвященной анализу исследования А. Векслиара, писал: «Векслиар неоднократно настаивает на неоднородном составе бездомных, на необходимости не забывать о различных причинах, индивидуальных особенностях, нетипичных путях, амбивалентных ситуациях, промежуточных звеньях и т. д. Однако научный анализ состоит, в том числе, и в конструировании идеальных моделей. Такое сравнение позволяет вывести эскиз (набросок) «личности бездомного», понимаемый как «набор черт, свойств, ценностей, чувств, мотиваций», которые лежат в основе поведения. Эта личность является результатом взаимодействий, из которых состояла история конкретного человека, это – «позднее приобретение», потому что «все, или почти все, эти люди были знакомы с «обычным» существованием. Эта личность возникает в результате «десоциализации», «упадка», который сопровождается введением новой личности в соответствии с логикой психологической эволюции, процесс, который Векслиар описывает в четырех последовательных стадиях (хотя «ни один из людей, случаи которых мы изучали, не прошел через эти четыре стадии в точности именно таким образом») [3, с.114]. Мы видим, что А. Векслиар рассматривал личность человека в интеракционистском подходе. Он считал, что «личность является непрерывным творением, которое образуется в ходе переживаний, появляющихся в результате попыток приспособиться к реальности. С этой точки зрения личность можно определить как стойкую тенденцию к достижению определенных форм и качеств адаптации. Это конфликтные, диссоциативные ситуации, которые указывают на то, что человек должен найти режим новой адаптации» [цитируется по 3,с.117]. Л.Мукьелли так продолжает мысль А.Векслиара: “Структура личности, таким образом, находится в «постоянном взаимодействии", в "приспособлении к конфликтам”, возникающим между психологическими потребностями индивида (сформированными в детстве) и ситуациями социальной жизни, в которую он погружен. Человек, таким образом, является открытым существом, и вследствие этого даже хрупким» [3, с.117]. Относительно личности бездомного человека А.Векслиар так раскрывает свою мысль: «Ни в какой момент жизни человека нельзя сказать (...), что атрибуты личности остаются неизменными, статичными, фиксированными, данными раз и навсегда. Внезапные происшествия или медленное действие времени могут привести к значительным изменениям. Изменения такого порядка наблюдаются и в случае с бездомным человеком. Перестройка свойств личности имеет тенденцию изменять определение, которое человек дает тому, что ему подходит, что ему выгодно, к чему он стремится; это, разумеется, не является результатом разумного расчета. Этот выбор связан с ролями, которые берет на себя взрослый” [цитируется по 3,с.117-118]. А.Векслиар имеет в виду, что социальные роли стабилизируют и уравновешивают выборы, который делает человек. Бездомный же лишен этих стабилизаторов, поэтому его поведение и выглядит “аномальным”. Так же важно знать, что исследование А.Векслиара было посвящено исключительно феномену бездомности взрослых людей. Таким образом, модель процесса десоциализации, разработанная А. Векслиаром, опиралась на представление о личности, как о «конструкции, процессе, динамике дезорганизации и реорганизации вокруг экзистенциально новых ситуаций» [цитируется по 3,с.117]. В следующей статье мы рассмотрим первую стадию десоциализации личности бездомного человека, а затем – возможные варианты психологической помощи бездомным людям на этой стадии. Далее мы перейдем к рассмотрению второй стадии и т.д. Будет хорошо, если читатели поддержат эту дискуссию в комментариях и ответных статьях. Сноски1 Aббат Пьер – герой Сопротивления, францисканский священник, стал воплощением общественной совести и символом борьбы с нищетой. Он создал международную ассоциацию «Эммаус», помогающую бездомным не только выжить, но и стать полноценными членами общества. Наибольшую известность аббат получил после своего выступления на «Радио Люксембург» 1 февраля 1954 года. Его слова стали легендарными: «На помощь, друзья! Этой ночью в Париже на Севастопольском бульваре от холода умерла женщина. В руках она держала приказ о выселении из дома: ей нечем было заплатить за жилье. Каждую ночь более двух тысяч несчастных страдают от холода, без крова и еды. Некоторые из них буквально босы и раздеты. Перед лицом этого ужаса мы должны действовать незамедлительно: откроем центры для бездомных! Ждать нет времени». Это выступление вошло в историю как «Призыв аббата Пьера к восстанию доброты» и положило начало невиданной волне взаимопомощи. В ответ на услышанное тысячи людей по всей Франции начали жертвовать средства для помощи бездомным. Сам аббат отреагировал фразой, ставшей впоследствии его девизом: «Нищета не исчезнет сама – с ней нужно бороться». 3 Александр Векслиар - французский ученый, социальный психолог [4, с.131]. Литература1. Вышинский О.Л. Духовные, психологические и практические особенности помощи бездомным. — М.: Лепта Книга, 2014. 3. Mucchielli Laurent. Clochards et sans-abri : actualité de l'œuvre d'Alexandre Vexliard [Электронный ресурс] / Revue française de sociologie, 1998, 39-1. pp. 105-138. Фото: Кафе отверженных. Андерс Петерсон Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|