Детская агрессивность: причины, последствия и что делать? (Часть I)

Часто родителей пугает детская агрессивность. Действительно, эта проблема актуальна в наше время. И особенно этот вопрос беспокоит родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям в различном виде. Им нелегко признавать, что именно их ребенок агрессивен и является источником неприятностей, проблем в группе детского сада, во дворе или в школе.

Многие специалисты считают, что агрессивность – это приобретенное поведение. Где же ребенок мог научиться агрессии? Действительно, часто эта черта передается  «по наследству», имеет почву в складе характера родителей, бабушек и дедушек ребенка. Может быть, именно реакция близкого взрослого на поведение малыша, порождает его агрессию? Однако ребенок может быть агрессивным не только по вине родителей, т.е. неправильного воспитания. Черты агрессивности могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (вспыльчивость, частая смена настроения, пониженная степень сопереживания, обидчивость, жестокость, притеснение, злость, и т.д.) или являться результатом особого созревания его нервной системы. Так же могут влиять резидуально-органические факторы, например, такие как минимальная мозговая дисфункция или травма головного мозга. К факторам, провоцирующим агрессивность ребенка, можно отнести и социально-бытовые (неблагоприятные условия воспитания, конфликты между родителями или их развод, враждебность, подавление или унижение ребенка, жесткий контроль, упреки, необоснованные претензии, и пр.) и ситуационные причины (ответная реакция на агрессию, переутомление, чувствительность к порицанию, сопротивление наказанию и пр), Стоит отметить, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность. Зная об этом, взрослые должны быть готовы к ее проявлению. Но, если родители активно помогают ребенку закрепить ее, то агрессия остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой.

Когда ребенок ведет себя агрессивно, то чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают, отчитывают его, и, зачастую, сами теряют контроль над своими эмоциями, становясь «агрессорами». В тот момент, когда взрослый делает порицание, им движет детское чувство превосходства и всемогущества. Легко быть «огромным и сильным» над «малым и слабым»!  Мы, взрослые, боимся агрессивности, но порой сами транслируем ее своим детям, при этом запрещая  им ее проявлять.

Агрессия имеет несколько определений, но все они подразумевают «направленность на причинение ущерба другому, оскорбления, унижения, жестокость, враждебность и пр.». Помимо физической агрессии среди детей (и не только) ярко проявляется и вербальная агрессия. Поэтому ущерб другому может быть как физический, так и психологический (удар по телу или самолюбию). Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют, зарежут») до прямых оскорблений («Жирный», «Дурак», «Очкарик», «Ябеда»). Физическая агрессия так же может проявляться, как в косвенной форме, так и в прямой.

Косвенная - разрушение продуктов деятельности товарища (ребенок разрушает постройку из кубиков или песка,  зачеркивает или сминает рисунок другого); порча или уничтожение чужых вещей (ребенок с силой бросает на пол  машинку, с удовлетворением наблюдая слезы ее владельца; разбивает любимую мамину чашку, получая удовольствие от ее огорчения).

Прямая физическая агрессия - непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и уничтожение. Может принимать две формы – символическую и реальную.

  • символическая  - угрозы и запугивание (ребенок пугает товарища, грозится кулаком, транслирует угрожающую мимику и жесты);
  • реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападение (царапанья, хватания за волосы, укусы, битье руками и ногами, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).

Чтобы понять причины агрессии, необходимо выявить ее мотивы и, конечно, сопутствующие переживания. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность:

  • подчеркивание своего превосходства, ребенок  ущемляет достоинства другого (заметив, что товарищ по игре расстроился из-за  нехватки деталей конструктора, мальчик начинает радостно кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо! Курица – помада! У тебя ничего не получится! Ура!»)желание привлечь к себе внимание сверстников или взрослых (мальчик вырывает книжку-раскраску у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко издавать лающие звуки, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает внимание);
  • ответная реакция на агрессию -  отомстить или защититься (яркая вспышка агрессии или ребенок вынашивает «план мщения» и неожиданно «нападает» на обидчика);
  • желание и стремление быть главным, первым (проиграв в соревновании, ребенок «набрасывается» на «лучшего», пытаясь нанести физическую боль, при этом часто в сопровождении вербальных ругательств);    
  • стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
  • ревность – негативное чувство, возникающее при ощущении недостатка внимания, любви со стороны значимого объекта. (агрессияможет быть направлена на человека, чье расположение хочет завоевать ребенок, так и на своего «конкурента»: родительница, из «педагогических» намерений, при сыне похвалила его товарища за прилежное поведение; мальчик может начать проявлять негатив в адрес мамы или «виновника», посмевшего украсть у него внимание и похвалу матери)
  • усталость, переутомление (если ребенок не выспался, утомился на занятии или долгое время занимался неинтересной монотонной деятельностью и пр., то может начать разбрасывать игрушки, кричать,  задираться к сверстникам, т.е. проявлять деструктивные действия).
  • не сбывшиеся ожидания ребенка и как результат неспособности

        управлять   своими побуждениями,  желаниями, неумение контролировать их.

  • подавление и строгий запрет взрослым на проявление агрессии по отношению к другим людям ведет к аутоагрессии – ребенок наносит самоповреждения и самоистязание (кусает, царапает, бьет себя).

Однако агрессивность имеет несколько сторон: не только отрицательные и болезненные, но и положительные, здоровые. Она может проявляться в сопротивлении или непослушании, замкнутости или враждебности, но также и в активности, экспериментировании, в духе инициативы. Агрессивность может сделать ребенка, а впоследствии и взрослого человека, упорным, стремящимся к достижению целей, успеха, либо безвольным, неуверенным, приспособленцем. Эти производные можно рассматривать и дальше. Но задача, которая стоит перед каждым родителем, - научиться различать агрессию у ребенка и помочь ему справиться с нею. Ведь вырастая, человек становится созидателем или разрушителем своей и чужой жизни, а каким он вырастет, во многом зависит от нас, взрослых. Для этого необходимо понимать природу и происхождение агрессии. Например, в плаче младенца мать без особого труда может услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают, а, возможно, он голоден, поэтому и возмущается. Плач ребенка при этом является естественным выражением какой-то неудовлетворенности: физической, то ли душевной боли.

С самого рождения ребенок полностью зависит от родителей. И, причем, это положение устраивает многих взрослых, искусственно пытающихся сохранить его такое положение, инфантилизируя и делая беспомощным. В этом проявляется их значимость, всемогущество и реализуется потребность во власти и давлении. Родители, которые в воспитании и взаимодействии со своими детьми, используют такой подход, заблуждаются и наносят ущерб не только своему чаду, но и себе в первую очередь. Когда наступает момент сепарации (она должна проходить постепенно), а родители «не отпускают», у ребенка развиваются, а затем и закрепляются агрессивные черты, которые проявляются в различном виде. Это расстраивает и огорчает не только родителей, но и самого ребенка. Плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянию и протесту, которые проявляются в виде гнева, вспыльчивости, раздражения, возмущения, злости. Таким образом, и рождается агрессивность, и часто взрослые способствуем ее закреплению. Если не понять причину такого поведения и не изменить, не переориентировать ребенка на другие цели или деятельность, агрессия в различном виде становится чертой характера.

По своей сути агрессия – это реакция борьбы. Она складывается из всех тех составляющих, которые выше перечислены и возникает при попытке ребенка изменить положение вещей исходя из своих потребностей. Все это нормально и предпочтительней, чем проявление беспомощности в виде хлюпанья, хныканья, жалоб, беспочвенного фантазирования, ведущей к уходу от действительности и ответственности за свое поведение и все происходящее. Мы часто восхищаемся сильными, настырными, целеустремленными людьми. Ими движет здоровая агрессия, и мы приветствуем ее. Если агрессия приобретет такую же форму у  ребенка, - его ждут успех, достижения и приветствие его родителей! Но противоположная, нездоровая разрушительная агрессивность настораживает нас, т.к. влечет за собой ложь, вымогательство, насилие, мстительность, гневливость и все производные из этого. Поэтому нужно говорить не о полном исключении агрессии из характера ребенка, а о необходимости ограничения и контролировании, т.е. управлении ею. И лучшим способом избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – это проявлять к нему свою любовь. Когда мы любим и проявляем теплоту к котенку, он вырастает ласковым, веселым. Так же и малыш, который чувствует теплоту, любовь и заботу, никогда не вырастит агрессивным, жестоким, враждебным, разрушительным.

Продолжение следует...



Просмотров: 583
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Так ты взрослый или ребенок? Определись уже!
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Мазохизм и агрессия в любви или еще раз о наказании ребенка и ревности в любви.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • История о поезде и розовой гитаре, или о чем может рассказать страшный сон ребенка
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Ребенок любой ценой, или Все ли женщины обязаны быть матерями?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь