Комплекс отличника

Все должно быть идеально, а иначе не полюбят

Всем знаком образ отличника ещё со школы. У него самая накрахмаленная рубашка, а у неё самые белые бантики в самых красивых косах. У них всегда только пятёрки по всем предметам, начиная от физкультуры и заканчивая органической химией. Именно их учителя всем остальным ставят в пример. Они гордость класса и школы. Кто-то им завидует, других они раздражают. И, кажется, что все у них в жизни получается. Идеально получается.

А вот и нет. И причина тому в том, что идеал, это то, что недостижимо. И если все остальные знают об этом и способны справляться с неудачами, то у отличников с этим большие проблемы. Ведь в их восприятии мира лежит одно непоколебимое правило: чтобы любили, все должно быть отлично, идеально.

И вот здесь и кроется корень проблем. Во-первых, никто и ничто не идеально. Во-вторых, идеальна та ситуация, когда нас любят с ошибками и недостатками.

Ресурсы каждого конкретного человека конечны: никто из нас не может знать все, уметь все и делать все, да ещё так, что не придраться. Невозможно ублажить мужа, растить ребенка, наготовить еды на 20 человек и навести чистоту в квартире так, словно это операционная. А ещё заниматься саморазвитием, держать тело подтянутым, прочитать все книжные новинки и просматривать все премьеры. Рано или поздно, ресурсы кончатся, как физические, так и психологические. И выльется это импульсивной реакцией, за которую будет очень стыдно.

Комплекс отличника - это крайне невыгодное поведение, во всех смыслах.

Но откуда берётся этот комплекс? 

Для начала хочу разделить два явления: перфекционизм и комплекс отличника. Часто эти явления уравнивают, однако у них есть существенная разница в мотивах и целях.

Перфекционизм и комплекс отличника похожи тем, что в обоих случаях люди стремятся получить идеальный результат. Назовём это явной целью.

Однако, есть ещё и скрытая цель. В случае с перфекционизмом, скрытая цель - это чувство гармонии, симметрии. Аккуратность, правильность, идеальность дарят спокойствие, ощущение контроля, эстетическое наслаждение. У отличников скрытая цель - похвала. Им важно общественное признание идеальности их действий и их самих. Если их результат не первый, не отличный от других, значит их не полюбят.

То есть, у перфекциониста мотивом служит внутренняя гармония, а у отличника - внешняя похвала.

Формирование комплекса отличника происходит в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Ориентировочно с 5,5 лет до 9-11 лет. На становление комплекса влияют, как индивидуальные характеристики человека (темперамент, характер, особенности мышления и других познавательных процессов), так и внешние факторы (а именно процесс воспитания). Известно, что у родителей перфекционистов и отличников, зачастую, и дети тоже с этим комплексом. Однако, не существует единой точки зрения, что первично: наследственность или же социальный фактор. Так, не все дети прогибаются под требования быть отличником и прекрасно живут со своими тройками в мятых рубашках с пылью на полках. В других случаях, у "неидеальных" родителей вырастают "идеальные" дети.

Если с врожденными факторами все довольно сложно, то с внешними обстоятельствами стимулирующих развитие синдрома проще. Собственно, свое название комплекс взял именно из школьных оценок. Учёба - это основная деятельность ребёнка с определённого возраста и, на довольно продолжительное время. Успехи в учёбе - один из основных критериев оценки достижений ребёнка. Так уж повелось, что родители, да и общество вообще, хвалят именно за оценки, а не за процесс. То есть, детям вкладывается мысль, что важна оценка, а не знания. Можно списать контрольную на 5ку и получить похвалу. Нередко, родители и материально поощряют за оценки. А вот за кропотливо разобранный материал, но из-за нехватки времени оценённый ниже 5ки не похвалят, потому что недостаточно старался, ведь не 5ть же. 

Начинает показываться синдром отличника в подростковом возрасте. А особенно ярко проявляет себя во взрослой жизни. Однако, характерные симптомы можно заметить и в детстве, но на них не обращают внимания, ведь так приятно быть родителем отличника.

Итак, признаки комплекса отличника:

➖ чувствительность к критике;

➖ страх неудачи и тяжёлое их переживание, вплоть до депрессии;

➖ сравнение себя с окружающими;

➖ самооценка напрямую зависящая от мнения окружающих;

➖ потребность оправдывать ожидания окружающих.

Комплекс отличника доставляет массу проблем своему носителю. У человека возникают проблемы с постановкой и достижением целей, ведь все должно быть идеально и, зачастую, средства неважны. А если не идеально, то любви не получить. Отличнику трудно строить доверительные отношения, ведь он всегда конкурирует. Он всегда должен быть самым-самым. Таким людям сложно планировать и соблюдать сроки, у них всегда не хватает времени и сил. Ресурсы уходят на достижение идеала, а он не достижим. А значит, всегда присутствует недовольство собственной деятельностью - ведь могло быть лучше. Таким образом, человек сосредоточен не на жизни "здесь и сейчас", а на общественном одобрении. А оно, во-первых, крайне изменчиво, а, во-вторых, на поверку оказывается, что большинству-то вообще все равно насколько ваш результат идеален. У них свои идеалы и с вашими ничего общего не имеют. 

Так как же быть?

Тут ответ один - идти к психологу или к психотерапевту (это разные люди с разными образованием и ценником). К сожалению, избавиться полностью от комплекса отличника не выйдет. Как показывает практика, это навсегда. Но, чем прекрасен человек, это тем, что он все способен взять под контроль, даже глубинные паттерны поведения, которые контролировали его. А если очень постараться, то можно проделать работу самостоятельно. Без специалиста. Но со специалистом будет быстрее и качественнее.

Если вы уверены в своих силах, то начинайте работу над собой. Начинайте её даже если вы в своих силах не уверены. Как говорится, дорогу осилит идущий.

➖ Для начала, нужно осознать и признать , что идеальный результат не гарантия всеобщей любви. Проще всего убедить себя в этом вспомнив все неудачи в отношениях с людьми. Вы были таким идеальным другом или подругой, а он/она все равно не оценил/а ваших стараний. 

➖ Обратитесь к своим неудача. А они у вас были. Как бы тяжело не было о них вспоминать, все же вспомните и подумайте - отвернулось ли общество от вас? Если да, то прям все-все или лишь какая-то часть? А вы уверены, что эта часть нужна вам? Они же отвернулись от вас, значит живёте без них. Не так как раньше, но живёте. И даже лучше живёте.

➖ Любой результат, даже отрицательный - это результат. Ошибка - это не неудача, это опыт. Вы теперь знаете как делать не надо и на шаг ближе к успеху.

➖ Каждый раз совершая какое-то действие ради идеального результата спрашивайте себя - зачем вам этот идеальный результат. Недельная пыль за шкафом, она вам спать мешает, потому что вы аллергик или свекровь похвалит за её отсутствие. Если первое, то вперёд за тряпкой, а если второй, то ну её, эту свекровь. Лучше в парке погуляйте.



Просмотров: 246
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Комплекс отличника
  • Комплекс отличника или почему ты боишься действовать?
  • Перфекционизм. Как победить синдром "Отличника"
  • Перфекционизм, или "синдром отличника".
  • Перфекционизм, максимализм, синдром отличника
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • "Синдром отличницы (отличника)": плюсы и минусы
  • Пятёрка как смысл жизни: «синдром отличника» в школе и за её пределами
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Синдром отличника
  • Все НЕ должно быть идеально!!
  • Синдром отличника - кому так жить хорошо?
  • Как НЕ вырастить отличника
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • Цель. Результат Придет, если выполнены условия! 2 часть
  • Советы психолога.Психология отличника.
  • Как быть, если Вы у своей мамы всегда и во всем плохи и виноваты
  • ЦЕЛЬ: результат придет, если...
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Писхическое расстройство личности или изнанка одного отличника. Случай из практики
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Если Вас любят - сомнений быть не должно!
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь