"Синдром отличницы (отличника)": плюсы и минусы

 

"Синдром отличницы(отличника)*": плюсы и минусы.

Наверняка Вы не раз слышали такое словосочетание как "синдром отличницы", и, скорее всего, в негативном контексте. Давайте же разберемся, что оно означает и какие характеристики скрыты в этом понятии на самом деле.

Отличница/к - это та/тот, кто все делает "отлично" и отличается от других идеальностью, правильностью, исполнительностью. Это человек, кропотливо и ответственно стремящийся к достижению максимального соответствия предъявляемым требованиям.

Обычно эта фраза начинает звучать в школах и с некоторыми остается на всю жизнь (отличная учеба, отличник производства, поощрительные отличительные знаки)...

"Синдром отличницы" развивается тогда, когда успехи в тех или иных достижениях и сформировавшаяся позиция "я лучше всех" или "я одна из лучших" продолжает доминировать в других условиях жизни, даже в тех, где на деле нет подтверждения. Различие представлений о себе и реальности в этом случае воспринимается болезненно.

Так как же проявляется это отличие на самом деле?

По сути - в умении неукоснительно соблюдать требования законов и вышестоящих по иерархии людей. Быть исполнительной. Послушной. Легко управляемой.

Синдром отличницы отличника  плюсы и минусы

 

Зачем?

Мотивация обычно бывает одна из следующих:

- избежать наказания (порки властных, требовательных родителей; негативного отношения учителей; порицания обществом; отвержения или осуждения сверстниками)
- добиться поощрения (власти, похвалы, подарков, проявлений любви родителей, ощущения своего превосходства или принятия друзьями, поступление в престижные ВУЗы и т.д.)
- "спасти" кого-то другого (дать родителям повод для гордости своим ребенком и тем самым скомпенсировать их алкоголизм, конфликтность и нелюбовь; продолжить семейную традицию несмотря на отвращение к профессии, помочь классному руководителю получить высокое звание и/или премию)

Кому-то для этого достаточно преобладания четверок и пятерок в общем объеме оценок, а кому-то нужны только пятерки. Одни пятерки. И ничего кроме пятерок.

И они учатся... 

Конечно, иногда достигая результатов и другими способами. От слезного вымаливания пятерок до подкупа деньгами или когда зачетка начинает "работать на студента", т.е. созданный ранее образ "отличницы" помогает в приобретении новых высоких баллов с меньшими усилиями.

Как правило же, в основе "синдрома отличницы" лежит кропотливый труд, упорство, действия. В ущерб другим сферам жизни. 

Не спать всю ночь перед экзаменом, ходить на занятия с температурой, отказываться от общения с друзьями и родными, от хобби и т.д., выбирая получить еще одну пятерку.

Чем же все это чревато в перспективе?

1. Требовательностью к себе и другим. "Если я (или кто-то другой) это смогла (смог), то и ты сможешь. Это же так просто."
2. Страхом ошибок, блокирующим реальные действия.
3. Самобичеванием в случае малейших проступков.
4. Неадекватной самооценкой.
5. Перекосом в развитии личности ("полная голова" знаний и обедненная эмоциональная сторона жизни).
6. Трудностями в распознавании своих потребностей и отсюда - неудовлетворенностью жизнью.
7. Необоснованными уступками, позволением насилия над собой.
8. Перфекционизмом (излишней тратой времени на доработки, контроль, страхи за последствия).

Все эти признаки при систематическом повторении и закреплении формируют так называемую "гордыню".

 

Если начальная мотивация человека была направлена на стремлении К достижениям (превосходству), то перекос в поведении формируется в сторону позиции Агрессора или Преследователя (по Карпману).

Если мотивация была ориентирована на избегание неприятностей (ОТ), то такая/ой отличница/к - Жертва.

Если же мотивация "для других" - соответственно - Спасатель.

В зависимости от умения в дальнейшем распорядиться полученными знаниями и навыками, личность либо так и остается в этом треугольнике, периодически примеряя на себя разные роли, либо выходит из него. Тут уж кто как...

Однако у "синдрома отличницы" есть и свой плюс.

Такой человек лучше адаптируется в современном обществе, чем "двоечник". Знания и умение выживать в "системе" помогают ей/ему принимать чужие правила и следовать им до момента, пока не разовьются собственные ресурсы для обретения свободы, такие как:

ответственность сначала за себя, потом - за других,

- эмоциональный интеллект,

- любовь к себе и другим,

- признание собственной ценности вне зависимости от достижений.

 

 

 

Кстати, "двоечник" - это тот же "отличник", только наоборот. Со всеми вытекающими последствиями, в т.ч. гордыней. Только адаптационные механизмы - другие (либо показная слабость и талант "садиться на шею", либо развитие  физической силы и/или эмоционального интеллекта и уже последующее потенциальное развитие IQ).

 

 

P.S. Если в этой статье Вы узнали себя или своих близких - поздравляю! Это означает, что мир продолжает быть разным, удивительным, прекрасным в своем разнообразии.

Отклонения от статистических норм тоже для чего-то, да нужны. Ведь "если звезды зажигают..."  Им же тоже хочется иногда "позажигать":)

 

Впрочем, различные методики психотерапии позволяют с данным синдромом работать. Менять. Принимать. Выгодно применять.

Во всем есть своя Сила и польза.

ОТ рода - ЛИЧНАЯ!

 

  

* Далее в статье - "отличница", т.к. по моим наблюдениям, девочки чаще склонны к развитию этого синдрома (комплекса), чем мальчики.



Просмотров: 452
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Мы продолжаем зависеть от "пятерок", но хотим совсем другого!"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь