|
"Синдром отличницы (отличника)": плюсы и минусыАвтор статьи: Ковалева Вера Юрьевна
"Синдром отличницы(отличника)*": плюсы и минусы. Наверняка Вы не раз слышали такое словосочетание как "синдром отличницы", и, скорее всего, в негативном контексте. Давайте же разберемся, что оно означает и какие характеристики скрыты в этом понятии на самом деле. Отличница/к - это та/тот, кто все делает "отлично" и отличается от других идеальностью, правильностью, исполнительностью. Это человек, кропотливо и ответственно стремящийся к достижению максимального соответствия предъявляемым требованиям. Обычно эта фраза начинает звучать в школах и с некоторыми остается на всю жизнь (отличная учеба, отличник производства, поощрительные отличительные знаки)... "Синдром отличницы" развивается тогда, когда успехи в тех или иных достижениях и сформировавшаяся позиция "я лучше всех" или "я одна из лучших" продолжает доминировать в других условиях жизни, даже в тех, где на деле нет подтверждения. Различие представлений о себе и реальности в этом случае воспринимается болезненно. Так как же проявляется это отличие на самом деле? По сути - в умении неукоснительно соблюдать требования законов и вышестоящих по иерархии людей. Быть исполнительной. Послушной. Легко управляемой.
Зачем? Мотивация обычно бывает одна из следующих: - избежать наказания (порки властных, требовательных родителей; негативного отношения учителей; порицания обществом; отвержения или осуждения сверстниками) - добиться поощрения (власти, похвалы, подарков, проявлений любви родителей, ощущения своего превосходства или принятия друзьями, поступление в престижные ВУЗы и т.д.) - "спасти" кого-то другого (дать родителям повод для гордости своим ребенком и тем самым скомпенсировать их алкоголизм, конфликтность и нелюбовь; продолжить семейную традицию несмотря на отвращение к профессии, помочь классному руководителю получить высокое звание и/или премию) Кому-то для этого достаточно преобладания четверок и пятерок в общем объеме оценок, а кому-то нужны только пятерки. Одни пятерки. И ничего кроме пятерок. И они учатся... Конечно, иногда достигая результатов и другими способами. От слезного вымаливания пятерок до подкупа деньгами или когда зачетка начинает "работать на студента", т.е. созданный ранее образ "отличницы" помогает в приобретении новых высоких баллов с меньшими усилиями. Как правило же, в основе "синдрома отличницы" лежит кропотливый труд, упорство, действия. В ущерб другим сферам жизни. Не спать всю ночь перед экзаменом, ходить на занятия с температурой, отказываться от общения с друзьями и родными, от хобби и т.д., выбирая получить еще одну пятерку. Чем же все это чревато в перспективе? 1. Требовательностью к себе и другим. "Если я (или кто-то другой) это смогла (смог), то и ты сможешь. Это же так просто." 2. Страхом ошибок, блокирующим реальные действия. 3. Самобичеванием в случае малейших проступков. 4. Неадекватной самооценкой. 5. Перекосом в развитии личности ("полная голова" знаний и обедненная эмоциональная сторона жизни). 6. Трудностями в распознавании своих потребностей и отсюда - неудовлетворенностью жизнью. 7. Необоснованными уступками, позволением насилия над собой. 8. Перфекционизмом (излишней тратой времени на доработки, контроль, страхи за последствия). Все эти признаки при систематическом повторении и закреплении формируют так называемую "гордыню".
Если начальная мотивация человека была направлена на стремлении К достижениям (превосходству), то перекос в поведении формируется в сторону позиции Агрессора или Преследователя (по Карпману). Если мотивация была ориентирована на избегание неприятностей (ОТ), то такая/ой отличница/к - Жертва. Если же мотивация "для других" - соответственно - Спасатель. В зависимости от умения в дальнейшем распорядиться полученными знаниями и навыками, личность либо так и остается в этом треугольнике, периодически примеряя на себя разные роли, либо выходит из него. Тут уж кто как... Однако у "синдрома отличницы" есть и свой плюс. Такой человек лучше адаптируется в современном обществе, чем "двоечник". Знания и умение выживать в "системе" помогают ей/ему принимать чужие правила и следовать им до момента, пока не разовьются собственные ресурсы для обретения свободы, такие как: - ответственность сначала за себя, потом - за других, - эмоциональный интеллект, - любовь к себе и другим, - признание собственной ценности вне зависимости от достижений.
Кстати, "двоечник" - это тот же "отличник", только наоборот. Со всеми вытекающими последствиями, в т.ч. гордыней. Только адаптационные механизмы - другие (либо показная слабость и талант "садиться на шею", либо развитие физической силы и/или эмоционального интеллекта и уже последующее потенциальное развитие IQ).
P.S. Если в этой статье Вы узнали себя или своих близких - поздравляю! Это означает, что мир продолжает быть разным, удивительным, прекрасным в своем разнообразии. Отклонения от статистических норм тоже для чего-то, да нужны. Ведь "если звезды зажигают..." Им же тоже хочется иногда "позажигать":)
Впрочем, различные методики психотерапии позволяют с данным синдромом работать. Менять. Принимать. Выгодно применять. Во всем есть своя Сила и польза. ОТ рода - ЛИЧНАЯ!
* Далее в статье - "отличница", т.к. по моим наблюдениям, девочки чаще склонны к развитию этого синдрома (комплекса), чем мальчики. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|