|
Почему возникла необходимость перехода от психотерапии к логотерапии?Автор статьи: Александр Трофимов
Человек -это не только «глубины» - психоанализа, и «просторы» - индивидуальной психологии, но и «высоты» - логотерапии. Прежде чем рассматривать саму необходимость перехода от одной подхода к другому, следует рассмотреть отправную точку, а именно психотерапию образца начала 20 века. Так как логотерапию называют третьей венской школой психотерапии, подразумевая как первую – психоанализ Зигмунда Фрейда и как вторую - индивидуальную психологию Альфред Адлера, рассмотрим именно их. На рубеже столетий в Вене появляется психоанализ, особенность данного революционного на тот момент подхода основывается на том, что Фрейд структурирует разрозненные на тот момент исследования в области человеческой природы данные и вводит модель психики включающую в себя такие части как "Оно", "Эго" и "Супер- эго". И на тот момент человеческой истории, это революционное открытие - описана "психика"! До этого момента человек воспринимался как «двухуровневая сущность», состоящая из тела и души. Тело принадлежало человечеству и было подвластно влиянию и излечению, а душа относилось к высшим уровням и влиять на неё человек был бессилен. Психика, как выделенная область включала в себя инстинкт и духовное, и психоаналитические методы имели возможность воздействовать на неё. Основная цель психоаналитического подхода - помочь «Я» человека осознать вытесненные в бессознательное , и тем самым дать возможность обретения свободы над инстинктами. Но это привело к тому, что человек рассматривался, как существо управляемое только инстинктами и вовлечённое в борьбу за право на свои влечения перед «оком социальной морали». Основным объектом в психоанализе выступает – сознание. Однако, такой подход обезличивал человека, лишал его уникальности. Вторая венская школа – индивидуальная психология Адлера, добавляет к учению Фрейда, объект – ответственность. Ответственность индивида перед самим собой и через этот шаг - занять своё место в обществе. Придавая ведущее значение в формировании личностных особенностей социальному плану, влияющему на чувство неполноценности. По большому счету это было лишь появлением нового ракурса в исследовании психического. Признание необходимости индивидуального подхода к каждому пациенту, явилось важной вехой. Однако как следствие, индивидуальные особенности сводились к типическим. И первый и второй подход имеют ограниченность в первом случае- генетикой, во втором –социумом. И это не является полноценной картой человеческого образа. Множество примеров указывают на то, что человек это не только сознание или ответственность. Есть что –то более великое. И это приводит Франкла к пониманию того, что быть человеком это ещё и «собственное отношение к другому». Так возникла необходимость ввести в образ духовной сферы или «ноэтического измерения». Признать ведущим роль волевого компонента в принятии решений, вопреки генетическим или социальным факторам. Таким образом, необходимость появления логотерапии обусловлена феноменологически, реальные жизненные примеры опровергали невозможность человека самому выбирать осмысленно способ действия, определяющий его личность, вопреки психофизической данности. Уникальность логотерапии в том, что она смогла духовные факторы, которые или относили к сфере божественного или вовсе отвергали не просто вписать в целостную картину структуры личности, но и продемонстрировать механизмы взаимодействия, как с психическим, так и с соматическим внутри человека, а также выявить ключевое свойство личности - в необходимости выхода за её пределы для её проявления.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|