|
Трехуровневая психотерапия тревожных расстройств.Автор статьи: Шамсутдинов Радик Розенович
Тревожные расстройства занимают значимые позиции в структуре обращаемости к психотерапевту или психологу. С тревогой знакомы все люди. Но за помощью обращаются именно те, у которых тревога приводит к ухудшению качества жизни и нарушению адаптационных возможностей. Иногда, просто к дискомфорту. Испытывая тревожные чувства, пациенты попадают в поле зрения терапевтов и психиатров. Следствием этого является прием различных транквилизаторов, антидепрессантов и нейролептиков. Прекращение недуга только в период приема лекарств и его возобновление после окончания лечения, часто приводит к хронизации тревоги и утрате веры пациента в выздоровление. В связи с этим психотерапия выступает ведущим направлением в лечении тревожных расстройств. Психотерапевтическое лечение включает в себя несколько уровней терапии: поведенческий, когнитивный и психодинамический (символдрама). Поведенческая терапия подразумевает научение пациента навыкам совладания с приступом тревоги. Сознательное углубление и замедление дыхания во время приступа. Овладение навыками релаксации и медитации. Систематическое повторение этих упражнений в большинстве случаев приводит к стабилизации работы вегетативной нервной системы, устойчивости в стрессовых ситуациях, способности легче переживать внезапно возникающую тревогу. Для пациента важно осознать, что переживаемое состояние тревоги отличается от причины ее переживания. Для работы с тревожными ситуациями составляется их список в порядке нарастания тревоги. В последствии эти ситуации прорабатываются, моделируются в кабинете психотерапевта и отрабатываются в реальной жизни. Такую работу необходимо проводить и самому пациенту в период между психотерапевтическими сессиями. Двигаясь от менее тревожных ситуаций к более тревожным, пациент обучается справляться с негативными переживаниями. Когнитивная терапия позволяет выявить иррациональные и дисфункциональные установки: гиперответсвенность, перфекционизм, повышенный уровень притязаний, высокий уровень требований к себе, страх ошибиться, интроекция чужого негативного опыта, запрет на проявление агрессии. Перевод этих установок на рациональный уровень снижает то психическое напряжение личности, которое они создают. У пациента появляется возможность сознательно менять их. Отслеживание и работа с автоматическими мыслями, в частности, их сознательная остановка с переводом процесса мышление в позитивное русло также является конструктивным навыком в процессе терапии тревожных расстройств. Символдрама основной ступени позволяет работать напрямую с бессознательным содержанием. Используя классические мотивы в психотерапии тревоги можно добиться значительного улучшения состояния. Сама атмосфера проведения сеанса символдрамы уже успокаивающе действует на пациента. В состоянии расслабления пациенту предлагается представить образ одного из классических мотивов. В процессе сеанса пациент с закрытыми глазами рассказывает психотерапевту об образах, своих ощущениях и эмоциях. Задача психотерапевта оказывать поддержку, стараться не влиять на пациента и его переживания. На один мотив, обычно, отводится один сеанс. По окончании работы с воображением пациенту предлагается нарисовать значимые образы. В процессе терапии применяются мотивы: «ЛУГ», «РУЧЕЙ», «ГОРА», «ОПУШКА ЛЕСА». Работа с тревожными пациентами в таком формате психотерапии зачастую приводит к положительным эффектам. Пациенты перестают испытывать тревогу без повода. Становятся более адаптированными, улучшается качество их жизни. Отпадает необходимость приема антидепрессантов и транквилизаторов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|