|
Установки отчаяния, недоверия и покорности - жизнь в невесомости и пустотеАвтор статьи: Шиленко Ольга Андреевна
Все наши негативные установки и эмоциональные травмы закладываются в раннем детстве. В первой части статьи, я расскажу о самых первых установках и о том, как они проявляют себя во взрослом возрасте. Л. Марчер развивала идеи психотерапевта Л. Янсена на основании теории развития ребенка. В ней рассматривалась история развития мышечных паттернов у детей в процессе роста. Она наблюдала за проявлением мышечных реакций и разработала теорию структуры характера и «телесную карту». Она создала систему потребностей, характерных для конкретного возраста. На каждом этапе развития человек изучает новые навыки, благодаря которым удовлетворяет необходимую потребность. Права на потребности согласно развитию человека: - право на существование - право иметь потребности - право быть автономным - право быть независимым - право проявлять себя и сопротивляться - право на сексуальное удовлетворение - право иметь свое мнение - право быть членом группы, как все, и одновременно быть уникальным, вступать в конкуренцию, быть в центре внимания Эти права напрямую связаны с внешним социумом и реализуется в отношениях человека с миром. Ребенок, начиная свой социальный путь, все время встает перед выбором: выражать себя по-своему, но это часто не принимается обществом, тогда происходит разрыв контакта с миром, либо отказаться от своих желаний и тогда происходит разрыв контакта с собой. Адаптация, собственно, служит тем мостом между «я-проявлением» и «социальными ограничениями», чтобы получить желаемое, но при этом, сохранить свое самовыражение. Каждая потребность возникает в конкретный возрастной период, система связана с периодами психомоторного и психосексуального развития ребенка. Рассмотрим каждую структуру в отдельности: 1) Структура существования Ментальная структура травмы: Травму ребенок может получить еще во время внутриутробного периода: если мать голодала, испытывала сильные эмоциональные перепады настроения, чувствовала себя крайне незащищенно, если ребенок был нежеланным, к нему не были готовы. Тогда формируется базовое чувство отвержения со стороны Мира. В результате человек не устанавливает контакт со своим телом, формируется программа отказа от существования.
Эмоциональная структура травмы: Формируется в ситуациях, если ощущение безопасности ребенка попало под угрозу, ответом на эту угрозу является эмоциональный взрыв. В данном случае очень рано устанавливается установка Я существую, если ощущаю сильные эмоции По сути это зачатки для развития невроза. Человек в будущем становится очень привязанным к Другим через бурные эмоциональные контакты, ему для ощущения стабильности постоянно требуется испытывать высокую амплитуду чувств, иначе он теряется. В теле происходит неравномерное распределение энергии и ощущений, большая часть энергии сосредотачивается в области головы, а тело остается без необходимого внимания и обеспечения. 2) Структура потребности Формируется в возрасте от 1 месяца до 1,5 лет. Это период, когда ребенок совершенно беспомощен и нуждается в удовлетворении своих потребностей. Основными потребностями являются: - физический контакт - кормление Установка «отчаяния и покорности» - формируется в ответ на несоответствующее удовлетворение потребностей ребенка. В этот период ребенок может усвоить, что его могут оставить одного, если он требует наполнения своих потребностей. Здесь устанавливается глубинная установка: Меня бросили. Я оставлен один. Я беззащитен и недостоин Во взрослой жизни эти установки проявляют себя в процессах «отдать-взять», человеку бывает очень сложно брать или присваивать себе то, что ему предлагают. Предлагаемое бессознательно оценивается как угроза и опасность остаться одному или быть брошенным, либо человек испытывает токсический стыд от того, что он может себе что-то взять и оставить. Глубинно он испытывает душевную боль раннего детства, когда получил неккоректный эмоциональный опыт. Другими словами, его просто так очень очень рано научили, что наполнять свои потребности, получать что-то нужное для себя он права не имеет, так как с ним что-то не так… При этом создается невротический внутренний конфликт, так как, несмотря на то, что «принять» от мира он себе автоматически запрещает сам, он продолжает ждать, что необходимое реализуется само, сразу и идеально. Сам человек склонен отдавать вовне, но энергии и сил для этого не хватает. Установка «недоверия и бунта» - формируется, когда потребности ребенка распознаются неверно или навязываются. Ребенок, попадая в такую ситуацию систематически, научается ситуации, когда ему приходиться брать, что дают. Устанавливается установка: Я никогда не получаю того, чего хочу. Желать бессмысленно В будущем человеку будет сложно формулировать свои желания. То, что ему будут давать, он будет оценивать как ненужное и «всегда не то». Он легко отдает во вне, но при этом всегда будет чувствовать внутренний дефицит, как постоянную тоску и удручение, так как никогда не получит желаемого. Это состояние люди также часто описывают словами «внутренняя дыра, бездонная яма, пустота, ненаполняемость». В теле проявляется повышенной расслабленностью, либо постоянным напряжением. О других негативных самопредставлениях, установках и травмах читайте в следующих статьях. Психотерапия этих глубинных паттернов (безопасности и доверия к миру) всегда требует времени и реального взаимодействия со специалистом, человеку нужно пройти несколько этапов проработки, чтобы устранить первопричины и создать новые благонадежные паттерны поведения, мышления и эмоционального состояния. В работе с каждым отдельным человеком я подбираю индивидуальные техники и методы, чтобы разрешить его сложности максимально быстро и эффективно. Наибольшие результаты при работе с травмами проявил метод EMDR/ДПДГ. О том, как он работает, читайте здесь и здесь. Я приглашаю вас на встречу со мной, записывайтесь по номеру телефона 8-911-245-01-44 и в личных сообщениях здесь. До встречи! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|