Как научить ребенка проигрывать

«Это всего лишь игра, ты чего?!» - так родители реагируют на рыдания и злость своего чада, когда он оказался последним в рейтинге играющих. Уметь проигрывать – навык, которому можно научиться самим и научить своего ребенка.

Давайте разберем, почему для детей это не «просто игра» и что делать, чтобы проигрывать с улыбкой, а не слезами.

Как научить ребенка проигрывать

Никому не нравится быть последним. И взрослым, и детям. Победа дает возможность получить похвалу, объятия и аплодисменты. Это внимание к себе, это повышение самооценки. Победа – это чувство контроля над окружающей средой. И всё это теряется, если проиграть. А потеря столь многого для ребенка – это уже не игра.

Мы действительно сами формируем у ребенка желание быть первым. Вспомните, как говорили своему малышу: «Кто первым съест кашу, то молодец», «Кто быстрее соберет игрушки, тот получит конфету». И это абсолютно нормально. Но привив ему желание выигрывать, мы совсем забыли про важное качество: умение проиграть.

Свою реакцию на проигрыш ребенок формирует, когда смотрит на поведение родителей:
  • когда родители проигрывают;
  • когда проигрывает ребенок;
  • когда проигрывают другие.

Разберем каждый пункт.

  1. Если вы проиграли, не стоит обесценивать выигрыш другого человека словами «Я поддалась» или «Это было нечестно».
      Скажите честно: «Да, я проиграла. Но игра получилась очень интересной и веселой». Порадуйтесь за выигрыш соперника: «Ты очень хорошо играл». И проанализируйте, что вы сделаете по-другому в следующий раз: «Я буду более внимательнее завтра». Такая реакция будет прививать ребенку позицию «процесс важнее результата», будет учить признавать свои ошибки и радоваться за других.
  2. Если при проигрыше ребенок не может сдержать свои эмоции, не нужно его останавливать.
      Выражать чувства – это важно. Озвучьте ребенку его эмоцию «Тебе грустно», проявите понимание «Я знаю, какого это», расскажите о ситуации, когда вы тоже проиграли «Знаешь, однажды я тоже проиграла, и мне было очень обидно. Это было так…».
    • Заметьте, что ребенок сделал правильно. Вместе придумайте, как в следующий раз улучшить свою тактику игры.
    • Убедите ребенка, что вы любите его любого. Дети видят прямую связь между своими достижениями и вашим к нему отношением, думая, что именно они определяют наличие любви. Приведите примеры, когда это не так: «Я люблю тебя всегда, даже когда ты кричишь и истеришь, злишься и не слушаешься». Важно повторять это как можно чаще.
  3. Когда кто-то проиграл, внутри нас бушует чувство победы и гордости за себя. Особенно если игра была напряженной.
      Покажите ребенку, как вы с уважением относитесь к проигрышу другого, аккуратно похвалите его за игру: «Ты сегодня играл очень хорошо, особенно понравилось как …». Можно заметить и то, каким способом вы выиграли: «У меня была тактика …, попробуй в следующий раз тоже ее».

Эти три ситуации и ваши реакции на них показывают ребенку, как нужно себя вести. Еще несколько советов:

  • Перед игрой напомните ребенку, что наша задача – получить положительные эмоции от процесса. И хорошая игра – это не выигрыш кого-то и слезы другого, а проведенное вместе время с улыбкой.
  • Как вы реагируете на выигрыш и проигрыш ребенка? Если у вас острая реакция на его неудачу («Я так и знала, что ты не справишься») и недостаточно похвалы за выигрыш («Это незаслуженная победа»), то для ребенка проиграть – это не просто обида, а разочарование в себе и своих способностях.
  • Не обесценивайте чувства ребенка. Используя фразы: «Да забудь, это всего лишь игра» и «Зачем так переживать из-за ерунды?», вы показываете ребенку, что вы не понимаете его и вам не важны его чувства. Отсутствие сопереживания также на него влияет: «Успокойся. Будешь так реветь – никогда не выиграешь». Эти слова неприятны ребенку и лучше не сделают.
  • Объясните, что проигрыш и выигрыш – это абсолютно нормально. И нет четких инструкций, сколько раз нужно выиграть, чтобы быть хорошим, а сколько проиграть, чтобы быть плохим.
  • Помните, ребенку нужно чувствовать себя защищенным. Он должен знать, что родные любят и ценят его независимо ни от чего (ни от оценок, ни от достижений).
Буду рада, если несколько этих рекомендаций помогут вашему ребенку реагировать на проигрыш без слез и истерик, а с улыбкой на лице. 

С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна

+7 922 29 40 290



Просмотров: 253
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Игра была про счастье: это, когда тебя понимают
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда ребенку грустно
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Когда и зачем ребенку нужен психолог?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда вашему ребенку необходим нейропсихолог?
  • Когда роковые слова «родила для себя» не игра слов
  • Когда ребенку нужен психолог?
  • Несколько советов, которые помогут вашему ребенку почувствовать себя увереннее
  • Увольнение: стратегия win-win (выигрыш-выигрыш)
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • А Вы тоже покупаете своему ребенку новые игрушки каждый день?
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Рождение ребенка – важный шаг, к которому нужно быть готовыми вместе!
  • Когда ребенку больно.
  • Когда и как помогать ребенку.
  • Как важно научить ребенка...проигрывать.
  • Болезненная реакция ребенка шести лет на любой проигрыш
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Развитие ребенка. Сколько, когда и зачем?
  • Когда взрослому - забота, а ребенку - травма
  • Когда ребенку нужна помощь психолога?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь