«Это всего лишь игра, ты чего?!» - так родители реагируют на рыдания и злость своего чада, когда он оказался последним в рейтинге играющих. Уметь проигрывать – навык, которому можно научиться самим и научить своего ребенка.
Давайте разберем, почему для детей это не «просто игра» и что делать, чтобы проигрывать с улыбкой, а не слезами.
Никому не нравится быть последним. И взрослым, и детям. Победа дает возможность получить похвалу, объятия и аплодисменты. Это внимание к себе, это повышение самооценки. Победа – это чувство контроля над окружающей средой. И всё это теряется, если проиграть. А потеря столь многого для ребенка – это уже не игра.
Мы действительно сами формируем у ребенка желание быть первым. Вспомните, как говорили своему малышу: «Кто первым съест кашу, то молодец», «Кто быстрее соберет игрушки, тот получит конфету». И это абсолютно нормально. Но привив ему желание выигрывать, мы совсем забыли про важное качество: умение проиграть.
Свою реакцию на проигрыш ребенок формирует, когда смотрит на поведение родителей:
когда родители проигрывают;
когда проигрывает ребенок;
когда проигрывают другие.
Разберем каждый пункт.
Если вы проиграли, не стоит обесценивать выигрыш другого человека словами «Я поддалась» или «Это было нечестно».
Скажите честно: «Да, я проиграла. Но игра получилась очень интересной и веселой». Порадуйтесь за выигрыш соперника: «Ты очень хорошо играл». И проанализируйте, что вы сделаете по-другому в следующий раз: «Я буду более внимательнее завтра». Такая реакция будет прививать ребенку позицию «процесс важнее результата», будет учить признавать свои ошибки и радоваться за других.
Если при проигрыше ребенок не может сдержать свои эмоции, не нужно его останавливать.
Выражать чувства – это важно. Озвучьте ребенку его эмоцию «Тебе грустно», проявите понимание «Я знаю, какого это», расскажите о ситуации, когда вы тоже проиграли «Знаешь, однажды я тоже проиграла, и мне было очень обидно. Это было так…».
Заметьте, что ребенок сделал правильно. Вместе придумайте, как в следующий раз улучшить свою тактику игры.
Убедите ребенка, что вы любите его любого. Дети видят прямую связь между своими достижениями и вашим к нему отношением, думая, что именно они определяют наличие любви. Приведите примеры, когда это не так: «Я люблю тебя всегда, даже когда ты кричишь и истеришь, злишься и не слушаешься». Важно повторять это как можно чаще.
Когда кто-то проиграл, внутри нас бушует чувство победы и гордости за себя. Особенно если игра была напряженной.
Покажите ребенку, как вы с уважением относитесь к проигрышу другого, аккуратно похвалите его за игру: «Ты сегодня играл очень хорошо, особенно понравилось как …». Можно заметить и то, каким способом вы выиграли: «У меня была тактика …, попробуй в следующий раз тоже ее».
Эти три ситуации и ваши реакции на них показывают ребенку, как нужно себя вести. Еще несколько советов:
Перед игрой напомните ребенку, что наша задача – получить положительные эмоции от процесса. И хорошая игра – это не выигрыш кого-то и слезы другого, а проведенное вместе время с улыбкой.
Как вы реагируете на выигрыш и проигрыш ребенка? Если у вас острая реакция на его неудачу («Я так и знала, что ты не справишься») и недостаточно похвалы за выигрыш («Это незаслуженная победа»), то для ребенка проиграть – это не просто обида, а разочарование в себе и своих способностях.
Не обесценивайте чувства ребенка. Используя фразы: «Да забудь, это всего лишь игра» и «Зачем так переживать из-за ерунды?», вы показываете ребенку, что вы не понимаете его и вам не важны его чувства. Отсутствие сопереживания также на него влияет: «Успокойся. Будешь так реветь – никогда не выиграешь». Эти слова неприятны ребенку и лучше не сделают.
Объясните, что проигрыш и выигрыш – это абсолютно нормально. И нет четких инструкций, сколько раз нужно выиграть, чтобы быть хорошим, а сколько проиграть, чтобы быть плохим.
Помните, ребенку нужно чувствовать себя защищенным. Он должен знать, что родные любят и ценят его независимо ни от чего (ни от оценок, ни от достижений).
Буду рада, если несколько этих рекомендаций помогут вашему ребенку реагировать на проигрыш без слез и истерик, а с улыбкой на лице.
С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.