|
Кто такой Логотерапевт и как это работает на практике?!!!Автор статьи: Ирина Александровна Сапожникова
Франц Верфель говорил: « Жажда является самым верным доказательством существования воды», опираясь на эти слова мы можем с уверенностью сказать, что воля человека к смыслу является верным доказательством того, что смысл существует. Таким образом главная задача логотерапии - сосредоточиться на конкретном смысле в жизни человека и на поиске этого смысла. Логотерапевт стремится дать пациенту большую независимость, расширяя зазор между его человеческой индивидуальностью и болезнью. Речь идет не о симптоматической терапии, а о воздействии на личность пациента с целью изменения его отношения к симптому. Вот почему логотерапию с полным правом можно назвать психотерапией, ориентированной на личность. Жизнь является абсолютной ценностью и любая жизнь имеет смысл. Именно здесь, задача логотерапевта и состоит в том, чтобы помочь пациенту открыть смысл, развить у него чуткость по отношению к смыслу. Здесь мы вспоминаем метафору Франкла о логотерапевте, как об офтольмологе. Мы помогаем клиенту стать более зрячим, более «видючим». Наша задача, как логотерапевтов заключается в том, чтобы подвести клиента к принятию ответственности за собственное поведение и за то, что он делает со своей жизнью. Пациент сам должен решать, какие жизненные обязательства и задачи он берет на себя. Он сам решает, кем он будет в следующее мгновение. В моменты его выбора, мы всего лишь можем находиться рядом, но не делать этот выбор за него, снимая с него индивидуальную ответственность. Франкл говорил : « Совесть-это орган смысла». Логотерапевт апеллирует к совести как к органу смысла, помогает клиенту развить чуткость к голосу своей совести, так как именно совесть указывает нам не только на правильный путь из массы возможных, но она в первую очередь указывает на наличие смысла той или иной ситуации. Харви Кашинга как-то сказал : « Единственный способ выжить – это постоянно ставить перед собой новые задачи». Логотерапия в этом смысле как раз открывает для нас принцип ноодинамики, принцип здорового напряжения в жизни и мы должны уметь донести до клиента, что человек не исчерпывается лишь принципом гомеостаза, счастье не придет даже если все психофизические потребности будут удовлетворены, вместо этого придет скука и внутренняя пустота . Шопенгауэр отмечал « человек мечется между нуждой и скукой», мы либо постоянно в чем-то остро нуждаемся, либо если достигаем удовлетворения своих влечений и потребностей, то неминуемо впадаем в состояние базальной скуки. Но истинное счастье является внутренним исполнением смысла, оно является побочным продуктом реализации смысла, в хорошем смысле этого слова. Наша задача состоит в том, чтобы клиент обратил свое внимание на то, кто он есть и на то, кем он может, должен стать . Отказ личной ответственности взрослого человека за свои решения и поведение лежит в основе будущей вины. Знаком жизненной зрелости является принятие того, что человек не выбирал, но вынужден взять ответственность за это. Эту, не выбираемую нами часть жизни, Франкл называл областью судьбы. Судьба многолика. К области судьбы относится место нашего рождения, национальность, цвет кожи, наши родители, группа крови, это та область нашей жизни, которую мы не в силах изменить, даже если бы нам этого очень хотелось. Но в обстоятельствах любой судьбы человек может наполнить свою жизнь смыслом. Прошлое не изменить, но мы можем изменить отношение к нашему прошлому. Наша свобода заключается в том, как прошлое будет влиять на мое будущее, мое «завтра». И в этом смысле я ответственен за свой выбор. Говоря об ответственности, логотерапия выделяет следующие группы вопросов: 1.Перед чем человек несет ответственность? Перед своей совестью 2.Перед кем человек несет ответственность? Перед Богом, или – трансцендентным, что является широким понятием Бога. 3.За кого несет ответственность человек? -за себя; -за окружающих; -за мир в целом. А.Портман говорил: « Человек-это особое существо, обладающее свободой принятия решений независимо ни от каких жизненных обстоятельств. Эта свобода подразумевает возможность быть как низменной тварью, так и святым». Стоит так же отметить, что логотерапия на практике разрушает привычное понимание «невозможности перемен», здесь речь идет о пандетерменизме и его влиянии на жизнь человека. Суть пандетерменизма заключается в отрицании свободы относиться к чему-то по другому, в непреодолимом влиянии на судьбу человека его прошлого . Пандетерменизм отрицает свободу выбора человека, он диктует , что человек детерминирован инстинктами, влечениями, потребностями, влиянием социума, преодолеть которые у человека нет ни одного шанса. Яркой иллюстрацией может служить пример, когда молодая женщина, которая уже сама стала матерью, приходит на прием к терапевту и говорит, что все ее пробемы на текущий момент из-за ее матери, так как та в свою очередь была эмоционально холодной, не долюбила ее, не додала и вообще теперь из-за нее у нашей пациентки вся жизнь испорчена и поменять ситуацию она уже никогда не сможет. Но мы понимаем, что нет оснований чувствовать себя депривированной из-за отсутствия материнского тепла в детстве. Вместо этого у нас есть свобода отнестись к данному факту по другому в пространстве судьбенного. Именно мы решаем кем и чем мы станем в следующее мгновение. Пандетерменизм таким образом снимает с человека ответственность за его поступки, оправдывает проблемы человека его тяжелым прошлым, но истинная сила заключена в нас самих, действовать вопреки нашему прошлому и каждый раз становиться больше, чем мы есть. Именно эту часть мы как логотерапевты должны доносить до своих пациентов. Как итог. Человек не всесилен. Есть нечто запредельное и превосходящее его. Но при этом человеку даровано очень многое: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни, благодаря чему жизнь наша одухотворена. Человеку даны свобода, совесть, ответственность, достоинство и сила духа принять неизбежное, не разлюбив при этом жизнь и не потеряв стремление ответить на все ее вопросы и вызовы. Если бы меня спросили , в чем я вижу свою задачу, как логотерапевт, я бы ответила : « во первых показать своим пациентам, что у них есть крылья, а во вторых научить их летать на них». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|