Нередко у меня на приеме оказываются люди, которые говорят: «Несмотря на то, что мне уже 30, 40... лет, я не знаю чего хочу в жизни. Не знаю чем заниматься, где работать, с кем жить и как себя реализовать». Когда мы начинаем более глубоко разбираться в этой проблеме, зачастую оказывается, что у человека есть несколько «препятствий» к достижению каких-либо жизненных целей:
1. «Я хочу, но не хочу». Внешне человек транслирует одно, но во внутреннем мире у него все иначе. Например, он говорит: «Я хочу работать и зарабатывать, чтобы жить достойно». Но при этом у него есть внутренний запрет и установка, который он усвоил в детстве: ничего не делай, не высовывайся, будь несчастен. И тогда в жизни он будет бессознательно действовать так, чтобы реализовывать этот запрет. Упускать возможности, приводить себя в неприятные ситуации и т.д. При этом он не будет осознавать долю своего участия во всем этом, списывая все на судьбу, случайность, результат действия других людей.
2. Инфантильность. Она так же мешает достижению целей. Внутренне невзрослому человеку трудно брать на себя ответственность, переносить дискомфорт, жертвовать чем-то ради цели: временем, энергией, деньгами. Находясь на детской позиции ему кажется, что все должно сложиться само собой. Он не принимает тот факт, что за достижение любой цели придётся чем-то платить. Он хочет только получить, при этом не отдав ничего взамен. Такого во взрослом мире не бывает.
3. Внутренняя выгода от недостижения цели. Этот «пункт» можно смело отнести и в первый, и во второй. Но так как он достаточно часто встречается, хотелось бы выделить его отдельно. Например, человек из года в год не может найти работу и обеспечивать себя. Его содержат родители. Внешне это выглядит как лень или невезение. Внутренне его устраивает такое положение дел, потому что реализуется его внутренняя цель — как вариант агрессия в сторону родителей. «Когда-то вы обидели меня, теперь платите за это. Вы будете вынуждены меня содержать до конца своих дней».
4. Человек не делает выбор. А это необходимое условие для достижения целей. Он хочет успеть все и сразу, при этом распыляясь на все подряд. В итоге — не получается нигде. Опять же, иногда это выгодно человеку внутренне — не выбирать и оставаться в ситуации неопределенности. Я не выбираю конкретную цель — следовательно не отказываюсь от множества других.
5. Человек не может довести начатое до конца. Здесь, опять же, может играть не последнюю роль инфантилизм, либо внутренняя установка, например: не заканчивай начатое, иначе... будет плохо, грустно, случится что-то ужасное.
6. Цель не моя. Достаточно часто люди ставят перед собой ложные жизненные цели. Внешне они могут казаться им достаточно привлекательными или логичными, но не соответствовать их истинному внутреннему желанию. Например, в семье растёт девочка, у ее мамы в молодости была мечта стать педагогом, но по каким-то причинам она им не стала. Мечта оказалась не реализована. Сознательно или бессознательно Мама может с самого детства подталкивать дочь к определенному выбору профессии. Она может ей говорить о том, что педагог - это самая лучшая профессия и т.д. Дочь вырастает и пытается внутренне угодить маме, выбирает именно эту специальность. Но особых успехов не добивается, а может быть даже учеба и реализация в профессии даётся ей нелегко именно потому, что в глубине души она хотела выбрать что-то другое.
Если у человека есть трудности с достижением жизненных целей, нужно проанализировать эту ситуацию. Задать себе вопросы:
1. О чем на самом деле я мечтаю? Каким и где хочу видеть себя через несколько лет (через год, 5 лет)? 2. Что я могу сделать уже сегодня для реализации этих целей? 3. Что мне мешает? Внутренне и внешне. 4. Как изменится моя жизнь, когда я достигну запланированного? 5. Если представить, что я не хотел бы достигать этого, то почему? 6. Как относились к разного рода достижениям в семье, где я рос? За активность меня хвалили или ругали? 7. Назвал ли бы я своих родителей деятельными людьми? Чего они добились в жизни? Хотел бы я быть на них похож? 8. Какие выгоды я имею не достигая поставленной цели?
Статья подготовлена для газеты "Молодежный вестник" №20 (6387) 27.09.2019
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.