О том, как выглядит искажённая самооценка, как люди с ней живут и что с этим делать, я писала в статьях: "Из чего формируется самооценка" и "Как люди с искаженной самооценкой строят отношения".
В результате размышлений читатели задают вопрос: как тогда вырастить ребенка с более или менее нормальной самооценкой, чтобы ему хорошо жилось?
Вот об этом я и хочу поделиться своими соображениями.
Начну с того, а кто же сами родители ребенка? Насколько удовлетворительна их собственная самооценка?
Логично, что если они сами живут с ощущением собственной ущербности, второсортности, то сколько ни старайся, сколько ни читай об этом, воспитаешь по своему подобию или с противоположным перегибом.
К примеру, если женщина стесняется своей необразованности, внешности или происхождения, она, скорее, вырастит человечка с такими же ощущениями или наоборот, положит жизнь на то, чтобы дать образование, красиво одевать и вывести в люди, продолжая стесняться саму себя. Такая мать не подозревает, что ребенок бессознательно имеет сходство с родителями.
Или если кто-то из родителей очень нарциссичен и всю жизнь занят тем, чтобы доказывать собственную значимость и собственное величие, то своего ребенка он может воспринимать не как отдельного человека, а как продолжение себя. И, соответственно, все поступки ребенка будет восприниматься через эту призму. Вероятнее всего из такого ребенка вырастет очень неуверенный в себе человек либо тоже нарцисс с пустотой вместо собственного Я внутри.
Далее, атмосфера в семье, отношения между родителями тоже очень влияют на процесс формирования самооценки.
Например, мама огорчена отношениями с мужем, злится или погружена в себя. При этом она возится с малышом механически, не вникая в его состояние, настроение. Малыш вроде рядом с мамой, но чувствует, что он не интересен. Тогда у него может формироваться убеждение, что он не такой малыш, какой нужен маме, что он ей неинтересен, что он пустое место и т.д.
Следовательно, общаться с ребенком нужно включенно. Если вы не в ресурсе, нет ничего страшного в том, что вы объясните малышу свое плохое настроение, причины своей невнимательности. Тогда ребёнок не будет всё плохое воспринимать на свой счёт.
Хорошо, если родители умеют распознавать собственные чувства и также научат малыша понимать его чувства и переживания. Кроме того, что это облегчит самоощущение маленького человека, он ещё поймет, что он не не безразличен собственным родителям, им важно, что он чувствует, а значит, он им интересен. То есть, его предложение о себе формируется как об интересном чувствительном человеке.
Здесь нужно сказать, что в семьях, где ребенок - это все, смысл жизни, то в результате есть вероятность, что вырастет самовлюблённый человек с претензией к миру, требующий внимания к собственной персоне.
Далее, ощущения собственных границ в семье. Если лет с 6-7 , заходя к ребенку в комнату, родители стучат, а также просят стучать и к ним в комнату при закрытой двери прежде чем войти, то здесь начинают формироваться уважительные отношения друг к другу.
Также ребенка стоит спрашивать, что ему нравится или что ему хочется прежде чем навязывать ему ваши решения по любому поводу. Это не значит, что сразу нужно исполнять все его пожелания, но интересоваться следует.
Иногда не помешает спрашивать его мнение по какому-нибудь вопросу. Здесь может начать формироваться не только умение думать, делать выбор, но и иметь своё мнение, точку зрения, что напрямую связано с крепкой самооценкой.
И не стоит забывать извиняться перед ребенком, если вы сами оказались неправы.
Все это воспитывает уважение к себе, умение общаться с людьми.
Такой человек когда вырастет, всегда будет принят в обществе, найдет друзей и партнёра.
В качестве заключения напрашивается вывод: если хотите, чтобы у вашего ребенка была хорошая самооценка и удовлетворительная жизнь, начните с себя!