Работа с тревожностью в психологической практике (ТА-перспектива)

Автор статьи: Анна Зуйкова

Тревожность - частый элемент запроса в терапевтической работе. Она может быть связана с огромным количеством факторов, и психологических, и физиологических. Более глубокие формы тревожности, такие, как фобии, панические атаки и тревожные расстройства, особенно пугают клиентов, и требуют сконцентрированного и терпеливого вмешательства.

Если мы работаем с фобией, нередко это последствие мощной общей (глубинной) тревожности, с которой психике сложно справиться, и она "направляется" в одно русло, чтобы ощущаться как более контролируемое. Своего рода защитная реакция. Соответственно, работая с фобией, важно исследовать возможные источники тревожности более широко. Например, при переезде в другую страну фобии могут обостряться из-за потери привычного окружения, резкого изменения условий жизни и других факторов. В работе с адаптацией при переезде (и к другим значимым изменениям) я использую био-психо-социо-духовную парадигму (спасибо моей маме, Н.Л. Зуйковой за этот концепт), которая дает максимально широкий обзор для диагностики и коррекции. То есть, мы учитываем биологическую, психологическую, социальную и духовную составляющие и работаем с ними в комплексе.

Относительно панических атак, здесь есть очень подробная статья о причинах, процессе и регулировании таких состояний. То есть, различные дыхательные техники, переключение на повторяющиеся действия (счет, ритм и тд), изменение фокуса внимания, также я бы добавила техники "заземления" из mindfulness therapy (соединение с собой "здесь и сейчас" - активация Взрослого) и т.д.

Как-то давно на интересном и важном воркшопе по работе с травмой я услышала очень важный акцент - в стрессе мы перестаем дышать. И при работе с травмой особенно важно отслеживать и корректировать дыхание. С тех пор это область моего особенного внимания в терапевтической работе в целом. Дышим и говорим, говорим и дышим.

Тони Уайт в одной из фейсбук-публикаций выразил интересную мысль, что почти все рекомендации по тому, как справляться с паническими атаками, направлены на то, чтобы справляться с состоянием самому. А, по его мнению, тревожные состояния очень связаны с чувством одиночества. И для снятия симптоматики нужно привлекать окружение. То есть, снимать ощущение одиночества. Мне кажется, что это очень интересная идея, которую можно и нужно включать в работу с тревожными состояниями. То есть, разработать рекомендации и для привлечения окружающих в помощь.

В моей практике при работе с тревожностью при помощи Транзактного Анализа, мы работаем в контексте активации Заботливого Родителя, которые успокаивает испуганного Ребенка от нападений Критического Родителя, и затем энергия свободно перетекает во Взрослое эго-состояние (деконтаминация). В более глубокой работе идем в направлении деконфузии Ребенка. Очень помогает теория эмоциональной грамотности Клода Штайнера, когда мы учимся соединяться со своими чувствами и чувствами других (поскольку "застрявшее" проживание запрещенного чувства может вызывать тревожные состояния) и теория поглаживаний (дефицит поглаживаний стимулирует чувство одиночества и беспомощности - регресс).

Также хорошо добавлять творческие техники (арт-терапию, импро-театр), работу с телом, визуализацию, метафоры. Интегративная Психотерапия дает прекрасный инструментарий. Например, расследование (расспрос) позволяет учитывать историю и опыт клиента на всех стадиях терапии, трансцендентальная перспектива позволяет сменить фокус, а привлечение  интуиции - более быстро соединиться с глубинными процессами. В дополнение я обычно добавляю расслабляющие техники и рекомендую аутотренинг.

Также в психотерапии и консультировании я использую концепцию психической индивидуальности человека, которая включает в себя совокупность психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека: темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности); характер (психологическая составляющая психической индивидуальности); личность (социальная составляющая психической индивидуальности). И на основе этого планирую терапевтическую работу.

И в завершение немного философии. В 1844 году вышла маленькая книга датского философа Серена Кьеркегора о тревоге. Ключевая идея этой книги — взаимоотношения тревоги и свободы. Ролло Мэй в своей книге "Смысл тревоги" пишет, что Кьеркегор убежден, что "тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека". Свобода — это цель развития личности; с психологической точки зрения, "благо — это свобода". Свобода для Кьеркегора есть возможность. Согласно Кьеркегору, человека постоянно манят к себе возможности, он думает о возможностях, он их себе воображает и способен в творческом акте претворить возможность в реальность. Эти возможности и являются человеческой свободой. По словам Кьеркегора свобода несет с собой тревогу, т.к. тревога всегда сопровождает осуществление возможностей. Следовательно, чем больше у человека возможностей, тем больше он может испытывать тревоги".

 

Таким образом, тревжность - весьма неоднозначный феномен. Она может быть здоровой, невротической и психотической. В соответствии с этим и терапевтический подход должен быть дифференцированным, тонко и точно подстроенным под конкретного человека и его историю.
 
Будьте здоровы!



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Мотив "Смена времен года» в работе с психической травмой, паническими атаками
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • Про "Я есть и это хорошо" и работу над ошибками
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Я не люблю свою работу". Как справиться с напряжением на работе.
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Использование словесных "цепочек" при работе с МАК
  • Кое-что о работе с клиентами (по книге И.Ялома "Дар психотерапии")
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Мысли очень сильны": особенности мышления при ОКР
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Портативная Психотерапия": "Аптечка" для психологической (само)помощи
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • " Я- есть и это хорошо!" О формировании привязанности .



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь