Опасный метод

Автор статьи: Геннадий Малейчук

   

Опасный методДругой  человекне может быть дан напрямую.

Он раскрывается  и не раскрывается.

Но он показывает свое реальное лицо

                                                                                                                                      только взгляду другого.

Взгляду, а не под взглядом.

Ф. Понж

 

Вместо того, чтобы оплакивать

присутствие моей субъективности,

я    претендую на мое затронутое бытие

как орудие понимания другого.

Ж.М. Робин

 

Идеи для этой статьи мне навеял просмотр фильма «Опасный метод». В центре фильма – образы трех исторических личностей в области психоанализа – Фрейда, Юнга, Гросса.

Не претендуя на целостный анализ фильма, в фокус внимания помещу лишь психотерапевтический стиль персонажей этого фильма.

На мой взгляд, терапевтический стиль каждого из этих персонажей можно рассматривать как отдельный подход относительно роли личности психотерапевта и ее присутствия в психотерапевтическом процессе. Здесь, на мой взгляд,  поднимается важная проблема психотерапии. В психоанализе эта проблема существует как проблема контрпереноса. В более широком значении – это проблема включенности психотерапевта в психотерапевтический процесс, его личностного присутствия в этом процессе. Это проблема «звучит» также как проблема соотношения профессионального  и личностного в психотерапии.

Каждый из героев в фильме по-своему решает эту проблему. Рассмотрим позицию каждого из персонажей:

Фрейдпредпочитает оставаться дистантным, личностно невключенным в процесс психотерапии, строго следовать всем правилам психоанализа;

 Юнг – включен в процесс, нарушает психотерапевтические правила и сам факт нарушения делает фокусом своей профессиональной рефлексии и личностных переживаний;

 Гросс  – сознательно нарушает все терапевтические правила, включая этические, не винит себя за это и даже считает это терапевтическим действием.

Фрейд.  «Терапия одного лица».

Фрейд в фильме представляет традиционный подход в психотерапии. Психотерапевт – наблюдатель и аналитик. Он демонстрирует дистантность и внешнюю отстраненность. Психотерапевтические отношения понимаются им односторонне. Фрейд признает важность переноса и сопротивления и по этому поводу пишет Гродеку : «Кто признает, что перенос и сопротивление являются центральными осями лечения, тот окончательно относится к нашей армии» и настороженно относится к контрпереносу. 

Уже в 1910 году Фрейд первый заметил, какую важную роль играет контрперенос. Он видел в нем опасность, грозящую аналитику потерей объективности, которая, по его мнению, необходима, чтобы правильно интерпретировать конфликты, возникающие в бессознательном клиента. Фрейд считал, что следует избегать чувств, связанных с контрпереносом, либо, по крайней мере, прибегать к самоанализу.

Такого рода терапевтическая позиция характеризуется как:

Дистантная. Дистантность терапевта объясняется как условие «запуска» переносных реакций на него и защита от собственных личностных реакций в отношении клиента;

Наклонная. Речь идет об отношениях, характеризующихся как субъект-объектные;

Властная. Власть в психотерапии принадлежит терапевту.

Такие качества терапевтической позиции предполагают определенную долю высокомерия терапевта. В фильме этот момент хорошо показан в сюжете, когда Юнг рассказывает Фрейду свой сон и тот его интерпретирует, в то время как сам Фрейд отказывается рассказывать Юнгу свой сон. Фрейд предпочитает спрятаться за терапевтическую позицию.

Нужно отметить, что современный психоанализ далеко ушел от своего первоначального понимания роли личности психотерапевта в терапевтическом процессе. Идеи интерсубъективности, понимание психотерапии как межличностной лаборатории активно проповедуются как соратниками Фрейда – К. Юнгом, Ш. Ференци, так и современными психоаналитиками – представителями интерсубъективного подхода Х. Кохутом, Р. Столороу, Б. Брандшафтом, Дж. Атвудом. Психотерапевт становится участником  интерперсонального терапевтического процесса, что дает возможность психотерапии выйти за границы «медицинской модели».

Юнг. «Искушение психотерапевта».

Юнг открыл новую страницу в терапии – значимость роли личности, которая была подхвачена представителями гуманистического направления вплоть до идей психотерапии как встрече двух личностей. Юнг одним из первых обратил внимание на важность и необходимость для психотерапии контрпереноса. Юнг, в отличие от Фрейда, считал, что аналитик во время анализа подвергается воздействию собственных эмоций, и он должен считаться с этим фактом. В этой связи он считал, что каждому аналитику необходимо пройти собственный анализ. Фактически он и был первым, кто это сделал. Юнг считал, что анализ представляет собой диалектический процесс, в котором и аналитик, и пациент полноценно участвуют как цельные личности. Психотерапия, которая до этого момента была единой разделилась на медицинскую и психологическую.

В фильме Юнг занимает промежуточную позицию между Фрейдом и Гроссом. Фрейд свято соблюдает терапевтические правила, не нарушая личные границы клиентов, остается всегда стерильным в отношениях с ними.  Гросс – игнорирует все правила, грубо нарушая личные границы своих клиентов, и даже пытается этот факт преподносить как профессиональный, терапевтический. Юнг поддается искушению и теряет терапевтическую невинность. Он подобно Адаму не удерживается от соблазна попробовать запретный плод и в результате вынужден расплачиваться за это «изгнанием из психотерапевтического рая» – вынужден постоянно пребывать на границе отношений, делать сами эти отношения предметом постоянной рефлексии. Вместе с тем, нарушив запрет, он «открывает» для психоанализа новую область – область контрпереноса, а для психотерапии – пространство межличностных отношений, допустив тем самым саму возможность межличностных отношений между терапевтом и клиентом и став для него простым смертным - человеком. Открыв для следующих за ним психотерапевтов эту «Terra Incognita», Юнг стимулирует профессиональную рефлексию у последующих психотерапевтов по постижению  ее правил.

Гросс. «Психотерапия без границ».

Гросс в отношении своих клиентов демонстрирует грубое нарушение терапевтических правил. Его отношения с клиентами выходят за рамки профессиональных границ и не могут рассматриваться как профессиональные. Сам же он, в отличии Юнга, не считает такого рода отношения непрофессиональными, и даже приписывает им профессиональные свойства.  На примере Гросса мы видим, как можно, поддавшись соблазну власти над клиентом, нарушить границы профессиональной этики.

После Юнга. «Личность как инструмент психотерапии».

Идеи Юнга были подхвачены представителями «третьей волны» в психотерапии – психотерапевтами-гуманистами. Феномен контрпереноса признается сейчас практически всеми направлениями современной психотерапии. Однако представители гуманистического подхода в психотерапии пошли дальше. Они не только допустили возможность включенности психотерапевта как личности в психотерапевтический процесс, но и  провозгласили личность психотерапевта как основной инструмент психотерапии.

У терапевта, как известно,  имеется внушительный профессиональный багаж из знаний, умений, навыков, методов, методик и техник, опыта – благодаря этому он и является профессионалом.

Тем не менее, наличие профессионального багажа недостаточно для Встречи с клиентом, в пространстве которой собственно и происходят личностные изменения последнего. Для этого терапевту необходимо предъявить клиенту свою непрофессиональную, «человеческую» часть, сбросить профессиональную маску, быть аутентичным, искренним, эмпатичным. А также мужественным и ответственным.

Гештальт-терапия. «Психотерапия встречи».

Там, где другие психотерапевтические подходы в качестве фундаментальной парадигмы помещают психику, гештальт-терапия отводит место контакту. Понятие контакта является центральным для гештальт-терапии. То, что в психоанализе называется переносом и контр-переносом, в гештальт-терапии  -работой на границе контакта. Как пишет Исидор Фром –  то, что мы называем "здесь и теперь", мало отличается от того, что психоаналитики называют словом "перенос".

В терапевтическом процессе это находит отражение в идее работы  на границе контакта с клиентом.

Центральными феноменами современной гештальт-терапии становятся феномены «встречи» и «присутствия» (Ж.М. Робин).

Психотерапия одного лица при таком подходе трансформируется в  психотерапию встречи, для которой факт наличия контакта с клиентом  имеет первостепенную важность. И здесь как никогда важным моментом является включенность психотерапевта своей личностью в терапевтический процесс, необходимость его присутствия в нем.

Ж.М. Робин в своей книге «Быть в присутствии Другого» пишет, что работа по восстановлению self гораздо больше связана с включенностью в ситуацию, чем с экспертизой одним человеком психической жизни другого.

Для того, чтобы такая включенность стала возможной, необходима вовлеченность психотерапевта в терапевтический процесс и его самораскрытие.

Говоря о вовлеченности, Ж.М. Робин пишет: «Вовлекаться для меня значит поместить себя в опыт другого человека. Если я не вовлекаюсь, то я объясняю. Я нахожусь вне другого. Слишком часто психотерапевт вовлекается на словах и объясняет на деле, оставляя свой опыт вовне. Как если бы «говорить» и «рассказывать» были синонимы». (Ж.М. Робин.  Быть в присутствии Другого). Вовлеченность психотерапевта как человека в терапевтический процесс предполагает необходимость его самораскрытия, лишь тогда становятся возможными «взаимные резонансы».

Однако, самораскрытие терапевта сопряжено со страхом – страхом «отдаться» ситуации и быть свидетелем происходящего – оставаться открытым и чувствительным к происходящему, встретиться с переживаниями неопределенности, бессилия, отчаяния, стыда, страха у клиента и со своими собственными похожими переживаниями. Гораздо проще «спрятаться» за профессиональную маску и быть профессионально выверенным и личностно нейтральным.

Психотерапевту, работающему на границе контакта, необходимо постоянно находиться в такой ситуации открытости, вовлеченности, для которой характерен высокий уровень неопределенности, риска, необходимо отказываться от роли мудрого и знающего, не прятаться за масками профессиональной нейтральности, высокомерия. И тогда возможна Встреча.

 Продолжение статьи смотри "Искушение психотерапевта"  http://www.psyoffice.ru/article/12270/?prt=3041

Для иногородних возможно консультирование и супервизия по скайпу.. 

Скайп
Login: Gennady.maleychuk

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Что представляет собой процесс психотерапии
  • Как понять, продуктивно ли идет процесс психотерапии?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мифы о психотерапии: "Психотерапия - это для психов".
  • Юнг, невозможное, возможное и будущее психотерапии
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Психотерапевтический рисунок. Как может помочь в процессе психотерапии.
  • "Я влюблен в своего психотерапевта!": эротический перенос в психотерапии
  • Полюбить себя. Как техники йоги,интегрированные в процесс психотерапии,помогают работать с самооценкой.
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Важность эмоций для процесса психотерапии
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Как выбрать ХОРОШЕГО психолога/психотерапевта (алгоритм для всех потенциальных клиентов)
  • Как происходят изменения в процессе психотерапии
  • Как происходят изменения в процессе психотерапии?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • О психоаналитической психотерапии: как она работает и для кого
  • Укрепление личностных границ как метод психотерапии
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Что такое личная терапия для самого психотерапевта.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь