|
Проявление детской агрессивности.Автор статьи: Ударцев Александр Иванович
В чём отличие детской агрессивности от взрослой? В общем-то только в своей простоте, непосредственности и естестве. С каждым годом жизни агрессия начинает приобретать более сложные и разнообразные формы, социализируется. Когда я пришёл работать в детский сад психологом, мне нужно было учиться взаимодействовать с детьми, общаться. Ходил по группам сада, наблюдал. Преодолевал свой страх перед детьми. В одной из подготовительных групп девочек заинтересовал новый дядя, и они проявили интерес. С улыбками и смехом подошли стали здороваться, трогать. Дальше начали бить воздушными шарами. Потом заметил, как от удовольствия вытягивают рукав и уже рвут ворот свитера. Группу обходил неделю. Агрессия, если перевести на латынь, это движение к чему либо, сближение, и во взаимоотношении с другими людьми, это важная сила, непосредственно участвующая в контакте, в котором люди показывают друг другу свои границы, узнают на сколько близко могу подойти или впустить другого человека. В моём случае из-за неопытности общения и страха перед детьми я не смог обозначить свои границы дав им возможность беспрепятственно двигаться дальше. Вообще страх взрослых перед коммуникацией, общением с детьми явление достаточно частое. В некоторых случаях ребёнку боятся выставлять границы, в других, попытки поиска контакта ребёнка со взрослым грубо пресекают, называя это словом «воспитание», а поведение «баловством». Ещё случай на тему... В одной группе воспитатель то ли заболела, то ли на учёбе была. Меня попросили сон час с ними побыть, то ли никто больше не смог, то ли мне в назидание. Дети в этой группе слушались только воспитателя, которую, как раз подменяли, тем кто подменял приходилось не легко. Дети хорошо скооперировались и давали о себе знать. Как водится, перед сном дети шуршали, шептались, хрюкали, мешали друг другу спать, приходилось на каждого обращать внимание. Минут через двадцать мне практически удалось в спальне создать тишину, как у дальней стены от меня, кто-то начал громко эмитировать храп. Одной из ошибок, было подумать, что девочки на такие проказы не способны, и сделав замечание не тому я, отвернувшись от места звуков, снова услышал храп. Так я осознал, что женский пол, это полноправные участники общества. Когда повернулся к девочке, цепная реакция пошла по детской спальне, проснулись хищники, и как только я показывал спину детям, сразу слышал искусственный храп. И пока меня не успели обглодать, вышел из круга. Таким образом узнал, что инстинкты хищников и коллективной охоты у детей развиты очень хорошо. Последнее, что я предпринял, это усмирить их авторитетом взрослого и громким голосом, потребовав тишину. Тогда один из детей встав на кровать предложил другим детям помочь Александру Ивановичу с тишиной. И под счёт ребёнка на «раз, два, три», вся группа весело кричала слово «тишина», от чего я сам повеселился. Понятно, что ситуация своеобразная, но из неё тоже можно делать выводы. Безусловно взрослый для ребёнка авторитет, но по мере взросления и повышения осознанности появляется всё больше межличностного пространства, где необходимо учиться договариваться. На одном авторитете далеко не уедешь, и по мере взросления детей, авторитет начнёт таять, если не будут выстраиваться параллельно мостики коммуникации. И что же делать с детской агрессивностью? Можно ли в ребёнке её подавлять или ограничивать? И вообще, как справляться? Если ребёнка ругать и придавать его агрессивности негативные черты, особенно если от природы он очень активен, то ребёнок может возненавидеть себя, и начать мстить в своей социальной группе детского сада, школы, двора другим детям или сам стать жертвой. Такой сценарий, в общем, относится и к детям, которые дома к себе испытывают неприязнь и лишены полноценного контакта с родителями. Если природу агрессивности табуировать в ребёнке, тоже получим неблагоприятный исход. То есть табуирование агрессии и демонизирование способствует ограниченности ребёнка, и впоследствии взрослого, в различных сферах жизни. Отдельные проявления агрессии мы можем ограничивать, перенаправляя эту энергию в иное русло. Давайте ребёнку честную обратную связь, эмоциональную, тактильную, конечно на уровне его понимания, играйте в коммуникативные игры, давайте чувствовать свои и его границы. Учите ребёнка дружить со своей агрессивностью, управлять ею, направлять, трансформировать. Находите кружки и секции, где он может в удовольствие себя реализовывать. Агрессивность, это наше передвижение в пространстве, отстаивание границ, расширение своей территории. Снова повторюсь, участвует в налаживании социальных связей. Как пример выше, коллективной охоты, это можно трансформировать в спортивные игры, где сообща достигаются результаты. Да и вообще в спорте агрессивность влияет на результат. Это коллективная работа сотрудников в корпорации, где нужно показывать продуктивность. Помимо профессиональных качеств, это продвижение по карьерной лестнице. Это конкурентоспособность в бизнес среде. Это качество, которое необходимо в более тонких материях, таких как, научная деятельность, без чего не будет научных открытий и достижений. Даже успеваемость в школе зависит от качества агрессивности поскольку направляет интерес в учебной деятельности. Это рост, двигатель успешности и реализации. Идите на встречу своему ребёнку, сближайтесь. И пускай ваш ребенок идет на встречу новому, интересному, познавательному, окружающему миру с его людьми. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|