|
Особенности детской агрессивностиАвтор статьи: Шуликова Ирина Викторовна
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
Проблема агрессивного поведения детей и подростков одна из самых актуальных в современной педагогической и психологической практике. Детскому психологу все чаще приходится отвечать на вопросы родителей: «Что делать, если ребенок дерется, не умеет общаться со сверстниками?». Учителя и родители отмечают, что агрессивных детей становится все больше, а работать с ними все сложнее. Зачастую взрослые просто не знают, как справиться с их поведением. Давайте попробуем выяснить, почему же дети становятся агрессивными и что с этим делать. Прежде всего, разберемся с понятиями. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. В психологии агрессию рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу Важно различить понятия агрессии и агрессивности. Агрессивность - это свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию в конфликтной ситуации, готовность к агрессивным действиям. Агрессия – конкретные действия, поведенческие проявления. Агрессия многолика, проявляется по-разному. Она может быть направлена во вне, на других людейили на себя (аутоагрессия), бывает физическая (основанная на применении физической силы) и вербальная (крик, ругать), прямая и косвенная; инициативная и оборонительная. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Возрастные кризисы, связанные с появлением новых потребностей, часто сопровождаются ростом естественной агрессивности. И если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то у ребенка кризисные явления наблюдаются значительно чаще. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом учится контролировать свои агрессивные инстинкты, облекает их в социально приемлемые способы реагирования, происходит социализация агрессии. Как ни удивительно, но самые первые агрессивные проявления встречаются у младенцев. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - он испытывает положительные эмоции. Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то свое недовольство он проявляет плачем, криком, брыканием. Психоаналитики описывают приступы гнева, переживаемые младенцами, когда их потребности недостаточно удовлетворяются. Так, Платонова Н.М. приводит такие данные: 68% годовалых детей надежно привязаны к матери и позже проявляют больше дружелюбия, готовности к сотрудничеству. 32% настроены к матери враждебно, избегающе или амбивалентно. Эти дети в будущем хуже учатся, конфликтуют со сверстниками и взрослыми. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей или ценные для них вещи. Известно, что маленькие дети, стремясь сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость к младшим братьям и сестрам. Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут кусаться, щипаться, плеваться, и все это импульсивно, неосознанно. Встречается и пассивные проявления агрессии: негативизм, упрямство, отказ говорить, есть, кусание ногтей. Агрессивное поведение детей имеет свои особенности. Дети часто используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). У дошкольников агрессивность проявляется в истериках, постоянных ссорах со сверстниками, драчливости, склонности к разрушению (ломают игрушки, рвут, портят чужие вещи). У младших школьников агрессия чаще проявляется по отношению к более слабых, часто появляются агрессивные хобби. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников. Для подростка быть агрессивным означает казаться сильным. Широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой. Часто мифы используются группой для оправдания внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» мифом, переживается подростком, как утверждение своей силы и героизма. Агрессивное поведение детей и подростков может быть спровоцировано определенными личностными особенностями. Среди них: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; слабая саморегуляция; неразвитость игровой деятельности; низкая самооценка; нарушения в отношениях со сверстниками. Предрасположенность к агрессивному поведению может быть связана с типом темперамента ребенка. Менее склонны к активной агрессии меланхолики. Возможный для него вид агрессии - пассивный, агрессивность направленная не на других, а на себя. Не склонны к активной агрессии и флегматики. Их нервная система уравновешена. Чтобы добиться агрессивного поведения от флегматика, надо систематически доводить его. Сангвиник по природе не агрессивен и предпочитает решать проблемные и ситуации миром. Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь решения проблемы, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие крайней эмоциональной неуравновешенности. Они раздражительны, вспыльчивы, конфликтны, их легко вывести из себя. Агрессия детей и подростков обладает рядом особенностей: 1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека. 2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей. Психологи выделяют несколько групп агрессивных детей. Импульсивно-демонстративный тип. Главная цель - обратить на себя внимание. Такие дети ярко выражают эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи, поведение направлено на получение эмоционального отклика от других, добившись внимания, успокаиваются и прекращают вызывающие действия. Нормативно-инструментальный тип включает детей, для которых использование агрессии в общении со сверстниками норма. Агрессивные действия выступают средством достижения цели. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Целенаправленно-враждебный тип - дети, подростки, для которых нанесение вреда выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют видимой цели. Они испытывают удовольствие от процесса, отличаются жестокостью и хладнокровием. Обычно выбирается одна постоянная жертва - дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Это крайний вариант, но он существует. Существуют различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчуковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной, она рано становится избирательной. Девочки направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем в психологически уязвимое место. Их агрессивность завуалирована, внешне менее эффектна, зато более эффективна. В следующей статье я планирую рассмотреть внутренние и внешние причины формирования агрессивного поведения Литература 1. Агрессия у детей и подростков. Под ред. Платоновой Н.М. С-Пб. Речь, 2006. 2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб, 1997. 3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 1996. - №5. - С.3-18. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|