Особенности детской агрессивности

ОСОБЕННОСТИ  ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

 

Проблема агрессивного поведения детей и подростков одна из самых актуальных в современной педагогической и психологической  практике. Детскому психологу все чаще приходится отвечать на вопросы родителей: «Что делать, если ребенок дерется, не умеет общаться со сверстниками?». Учителя и родители отмечают, что агрессивных детей становится все больше, а работать с ними все сложнее. Зачастую взрослые просто не знают, как справиться с их поведением. Давайте попробуем выяснить, почему же дети становятся агрессивными и что с этим делать.

Прежде всего, разберемся с понятиями. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. В психологии агрессию рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу Важно различить понятия агрессии и агрессивности. Агрессивность - это свойство личности,  отражающее склонность к агрессивному реагированию в конфликтной ситуации, готовность к агрессивным действиям. Агрессия – конкретные действия, поведенческие проявления.

Агрессия многолика, проявляется по-разному. Она может быть направлена  во вне,  на других людейили   на себя  (аутоагрессия), бывает физическая (основанная на применении физической силы) и вербальная (крик, ругать), прямая  и косвенная; инициативная  и оборонительная. 

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Возрастные кризисы, связанные с появлением новых потребностей, часто сопровождаются ростом естественной агрессивности. И если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то у ребенка кризисные явления наблюдаются значительно чаще. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом учится контролировать свои  агрессивные инстинкты, облекает их в социально приемлемые способы реагирования,  происходит социализация агрессии.

Как ни удивительно, но самые первые агрессивные проявления встречаются у младенцев. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие -  он испытывает положительные эмоции. Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то свое недовольство он проявляет плачем, криком, брыканием. Психоаналитики описывают приступы гнева, переживаемые младенцами, когда их потребности недостаточно удовлетворяются. Так, Платонова Н.М. приводит такие данные: 68% годовалых детей надежно привязаны к матери и позже проявляют больше дружелюбия, готовности к сотрудничеству. 32% настроены к матери враждебно, избегающе или амбивалентно. Эти дети в будущем  хуже учатся, конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей или ценные для них вещи. Известно, что маленькие дети, стремясь сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость к младшим братьям и сестрам. Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут кусаться, щипаться, плеваться, и все это импульсивно, неосознанно.  Встречается и пассивные проявления агрессии: негативизм, упрямство, отказ говорить, есть, кусание ногтей.

Агрессивное поведение детей имеет свои особенности. Дети часто используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают  эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). У дошкольников агрессивность проявляется в истериках, постоянных ссорах со сверстниками, драчливости, склонности к разрушению (ломают игрушки, рвут, портят чужие вещи).

У младших школьников  агрессия чаще проявляется по отношению к более слабых, часто появляются агрессивные хобби.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников. Для подростка быть агрессивным означает казаться сильным. Широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой. Часто мифы используются группой для оправдания внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное»  мифом, переживается подростком, как утверждение своей силы и героизма.

Агрессивное поведение детей и подростков может быть спровоцировано определенными личностными особенностями. Среди них: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; слабая саморегуляция; неразвитость игровой деятельности; низкая самооценка; нарушения в отношениях со сверстниками.

Предрасположенность к агрессивному поведению может быть связана с типом темперамента ребенка. Менее склонны к активной агрессии меланхолики. Возможный для него вид агрессии - пассивный, агрессивность направленная не на других, а на себя. Не склонны к активной агрессии и флегматики. Их нервная система  уравновешена.  Чтобы добиться агрессивного поведения от флегматика, надо систематически доводить его. Сангвиник по природе не агрессивен и предпочитает решать проблемные и ситуации миром. Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь решения проблемы, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие крайней  эмоциональной неуравновешенности. Они раздражительны, вспыльчивы, конфликтны,  их легко вывести из себя.

Агрессия  детей и подростков обладает рядом особенностей:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Психологи выделяют несколько групп агрессивных детей. Импульсивно-демонстративный тип. Главная цель - обратить на себя внимание. Такие дети ярко выражают эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи, поведение направлено на получение эмоционального отклика от других, добившись внимания, успокаиваются и прекращают вызывающие действия.

Нормативно-инструментальный тип включает детей,  для которых использование агрессии в общении со сверстниками норма. Агрессивные действия выступают средством достижения цели. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Целенаправленно-враждебный тип - дети, подростки, для которых нанесение вреда  выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют видимой цели. Они испытывают удовольствие от процесса, отличаются жестокостью и хладнокровием. Обычно выбирается одна постоянная жертва - дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Это крайний вариант, но он существует.

Существуют различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчуковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной,  она  рано становится  избирательной. Девочки направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем в психологически уязвимое место. Их агрессивность завуалирована, внешне менее эффектна, зато более эффективна.

В следующей статье я планирую рассмотреть внутренние и внешние причины формирования агрессивного поведения

Литература

1. Агрессия у детей и подростков. Под ред. Платоновой Н.М. С-Пб. Речь, 2006.

2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб, 1997.

3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 1996. - №5. - С.3-18.



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • О неожиданном нарушении поведения и агрессии девочек.
  • Причины агрессии у детей.
  • Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного периода.
  • Проявление агрессивного поведения у детей
  • Способы выражения агрессии у детей. А какие знаете Вы?
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Агрессия у детей, как быть?
  • Особенности проявления агрессии у созависимых
  • Агрессивное поведение у детей и подростков
  • Управление гневом: учим детей дезактивировать «спусковые крючки» агрессии
  • Ребенок, с повышенным уровнем агрессии: как быть?
  • О родительской агрессии. Беседа "Благослови зверей и детей"
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Агрессия у детей. Что делать родителям?
  • Внутренние причины детской агрессии, последствия
  • Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка
  • Агрессивные дети.Как быть?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Агрессия детей в раннем возрасте
  • О пользе злости, а может быть и агрессии…
  • Как реагировать на детскую агрессию? Замкнутый круг агрессии
  • Гнев, агрессия,агрессивность
  • Детская агрессия: от чего могут злиться дети
  • Агрессия у детей.
  • Родительская агрессия на детей
  • Агрессия наших детей
  • Скрытая агрессия у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь