Грусть моя, ты покинь меня


От грусти принято избавляться. Если человек грустит, то первый импульс — подбодрить его, развеселить, отвлечь. «Тебе нужно развеяться — и все наладится», «И печаль отступит, и тоска пройдет» (с).

Откуда берется такое отношение к грусти?

Я вижу несколько причин.

1. Если ребенок грустит, родитель часто видит себя причиной этого чувства и у него возникает ощущение "я что-то сделал не так" (обидел, не смог удовлетворить потребность, не смог обезопасить от какой-то угрозы и т. д.). Родитель чувствует вину. И чем чаще ребенок грустит, тем больше ощущение своей родительской несостоятельности.

«Ребенок грустит» в голове у родителя становится тождественно «я плохая мама/плохой папа».
Ребенок фактом своих эмоций становится как будто бы обвинителем. А что делают с обвинителями чаще всего?

- Нападают в ответ («сам виноват», «я же тебе говорила», «я для тебя все делаю, а ты все время с кислой миной ходишь, неблагодарный ты», «вот смотри, мальчик не плачет, а ты ревешь, потому что мальчик послушный, а ты - нет») или

- Дистанцируются, отворачиваются («ну и сиди один, когда успокоишься — приходи», «ну хватит уже ныть, перестань, я устала это слушать»).

Если родитель знает, что грусть — это нормальная эмоция живого человека, у него не возникает чувства вины — и тем самым не возникает барьера, который отделяет его от ребенка. И тогда он способен быть теплым и поддерживающим в тот момент, когда ребенок в этом нуждается. И это в разы конструктивнее, чем становиться холодным, обвиняющим, обесценивающим по отношению к расстроенному ребенку.

Но это требует усилий от родителя: отключить автоматическое «Хватит плакать! Да успокойся ты уже!» и перейти в «ручной режим».
Причем родитель даже может видеть, что он действительно является причиной расстройства, но видеть также свою неидеальность — и грустить об этом, а не нападать на ребенка. Можно продолжать сопереживать, даже если не можешь отменить тот фактор, который расстраивает. Способность переходить в такой режим взаимодействия напрямую зависит от того, насколько родитель способен выносить собственные чувства, в том числе — свою грусть.


2. Встречаясь с чувствами своих детей, мы начинаем больше переживать свои. В моем детстве не принято было грустить.

Когда я бывала расстроена или печалилась, то, глядя на меня, моя мама встречалась с той грустью, которой было так много — непрожитой — внутри нее. И это приносило сильную боль. Моя мама, по-видимому, не хотела или не могла иметь с этим дело. Она, как и многие в том поколении, старалась забыть все, что когда-то нанесло травму («память укрыта такими большими снегами»). Спрятать и не смотреть на это.

А тут дочка грустит. И ее настолько "сносило" от ее собственных, замурованных где-то глубоко внутри, чувств, что она могла злиться или дистанцироваться или игнорировать мои переживания, «отмораживаться» - все что угодно, лишь бы не соприкоснуться с этим по-настоящему. Видя такую реакцию, я чувствовала, что остаюсь без поддержки, я теряла маму, я видела, что ей плохо — в общем, видела ряд сигналов, по которым понимала: «то, что я сейчас переживаю, лучше не переживать». Но не переживать я не могла) Поэтому «просто» закрывалась. Просто чувствовала, что мне плохо, но на связь не пыталась выходить, скорее ее избегала. «Маме это неприятно», значит, если я грущу то лучше быть в одиночестве и никому ничего не показывать, а то отвергнут.

Я жила с этим убеждением почти 30 лет. И до сих пор оно возникает во мне. Это что-то, что осталось очень глубоко, на подкорке — и от этого меняется очень медленно, аккуратно, маленькими шагами.
Грустный ребенок — «неудобный» ребенок. Он требует внимания, присутствия, тепла. У родителя есть выбор: включиться, попробовать успокоить ребенка (что является ресурсо-затратным) или проигнорировать чувства («хватит хныкать, пойдем»). Крен в сторону игнорирования/обесценивания грусти существовал на протяжении нескольких поколений. Сейчас ситуация постепенно начинает меняться. И арена изменений — наша душа.

Научиться видеть свою грусть, относиться к ней как к чему-то важному, ценному, не игнорировать себя, учиться поддерживать себя, когда опечален, расстроен — этот навык хоть со скрипом, но формируется. Грустно, что столько усилий требуется, чтобы просто научиться себя слышать и разрешать себе быть в том, что есть. И хочется, чтобы у наших детей право переживать чувства ощущалось как неотъемлемое, не требующее «переустановки системы». Пусть так и будет.



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делает препятствия непроходимыми? Или о том, как переживать непростые чувства
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь