Гармония в семье: пошаговая инструкция по построению гармоничных отношений с ребенком

ШАГ 1. ПОНЯТЬ

Легко сказать «понять ребенка», а вот как это сделать? Да и всегда ли это нужно – понимать, зачем и почему он так себя ведет? Переговаривается, не убирает игрушки, специально разбил Вашу любимую вазу, наелся конфет до красноты во всех местах тела, не хочет одеваться или вообще ничего не хочет, не учит уроки…этот список можно продолжать довольно долго, добавляя туда и не самые страшные поступки малыша (на которые, кстати, взрослые не всегда обращают должного внимания), такие как: сидит подолгу в одиночестве, весь день собирает и разбирает мозаику или пазлы, на все Ваши предложения отвечает инфантильным «нет» и прочее. Если Вы реально хотите построить с этим маленьким человечком отношения на доверии и взаимопонимании, то ДА, ВСЕГДА!

Любое «неправильное» (с нашей взрослой точки зрения) поведение ребенка имеет свои причины и цели. Какие?

 Цель №1 – ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

 Это самая распространенная причина! Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит свой способ его получить — это непослушание! 

  Гармония в семье пошаговая инструкция по построению гармоничных отношений с ребенком

 САМОЕ ГЛАВНОЕ: Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, вы уделяете больше внимания другому члену семьи или забыли прийти на праздник в детском саду, отказались купить обещанную игрушку или запрещаете ходить на вечеринки? Существует много причин для мести со стороны ребенка, но не все они оправдывают его поведение. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям.

Цель №2 – БОРЬБА ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!» Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно.

САМОЕ ГЛАВНОЕ: Не делайте того, что он может сделать сам! Воздерживайтесь от завышенных или заниженных требований. Поддерживайте ребенка в его действиях, давая ему возможность иногда совершать ошибки и учиться на них. Если ваш ребенок достиг возраста трех лет, начинайте учить его самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.

 Цель №3 – МЕСТЬ

Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Этот перечень можно продолжать долго. Иногда критика взрослых приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!»

САМОЕ ГЛАВНОЕ: Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, вы уделяете больше внимания другому члену семьи или забыли прийти на праздник в детском саду, отказались купить обещанную игрушку или запрещаете ходить на вечеринки? Существует много причин для мести со стороны ребенка, но не все они оправдывают его поведение. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям.

Цель №4 – ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СЕБЯ

Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить и взрослого человека. Если ребенка постоянно критикуют, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно».

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ: Перестаньте беспрекословно требовать от ребенка «хорошего» поведения. Разрешите ему расслабиться и получать удовольствие от детства. Ведь и Вы не совершенны. В каждом человеке есть заложенные природой способности, постарайтесь раскрыть их в своем ребенке. Найдите дело, в котором ваше чадо хоть чуть-чуть преуспело. Ищите любой повод для похвалы, отмечайте и поощряйте даже самый маленький успех.

 Только поняв причину плохого поведения ребенка, Вы сможете действовать в нужном направлении. Еще раз отмечу, что помощь должна быть сугубо индивидуальной: только Вы сами, самостоятельно разобравшись в причинах негативного поступка своего чада, можете решить, насколько Вам подходит тот или иной «рецепт».

 ШАГ 2. СЛЫШАТЬ

 - Что это значит «СЛЫШАТЬ»? Я и так это делаю, я всегда слушаю своего ребенка! – скажите Вы.

- Это здорово! – отвечу я Вам. – А Вы слышите, о чем он Вам говорит? Ведь «СЛУШАТЬ» и «СЛЫШАТЬ» - понятия разные!

Услышать – значит понять, какое чувство (переживание) скрывается в его словах, и озвучить свое предположение ребенку. Иными словами  во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. В психологии такое «помогающее» слушание называется «активным». У активного слушания есть свои правила:

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы  о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

2. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему много вопросов. Желательно, чтобы ваши ответы на его реплики звучали в утвердительной форме.

Например: СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

3. Очень важно в беседе «держать паузу».  После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.

4. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Говорить с ребенком в такой манере очень непривычно. Если Вам трудно сформулировать свою реплику в утвердительной форме и так и хочется задать своему чаду вопрос, попробуйте это совместить.

Скажите в утвердительной форме, а затем добавьте вопрос типа «я прав(а)?», «не так ли?», «это так?». Выглядеть это будет примерно так:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся. Я прав?

Но не затягивайте с такой «репетицией»! Стремитесь к тому, чтобы в ваших ответах ребенку было как можно меньше вопросов. Если все же не получается, обратитесь за помощью к специалисту и пройдите обучающий семинар – тренинг по методике активного слушания. У Вас обязательно все получится!

 

Техника активного слушания поможет установить между вами и вашим малышом по-настоящему доверительные отношения. Ведь кому мы, взрослые, по-настоящему доверяем? Тем, кто понимает наши чувства даже тогда, когда мы сами их не понимаем.

 Итак, Вы сделали уже целых 2 шага на пути к ГАРМОНИИ в ваших отношениях с ребенком! 2 самых сложных шага! Продолжаем движение!!!

 ШАГ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ

          А сейчас я предлагаю Вам погрузиться в сладостные воспоминания о раннем детстве Вашего малыша…. Вспомните, когда Ваш ребенок только появился на этот свет, Вы каждый день делали что-то вместе с ним: гуляли, играли, боролись, щекотали, купали, делали массаж, учили, пели песенки и рассказывали стишки, разыгрывали сказки. Зачем Вы это делали? Ну, во-первых, скорее всего, скажите Вы, Вам это доставляло огромное удовольствие. Во-вторых, это помогало развиваться Вашему малышу, что заставляло Вас переживать еще большее чувство родительской удовлетворенности. Давно доказано, если с ребенком не заниматься, не играть, не обнимать, то темп его психического и даже физического развития в разы замедляется! В-третьих, Вы делали время совместного препровождения интересным для ребенка и осмысленным для себя. Правда, это было замечательное время? Со своими трудностями, но такое замечательное! Возможно самое счастливое….

Что Вы делаете вместе со своим ребенком сейчас? С таким же удовольствием? С такой же пользой для него и себя? Конечно, эти совместные занятия должны отличаться от тех, которыми вы занимались в раннем детстве! Это могут быть совместные «вылазки» на природу, турпоходы, рыбалка, катание на велосипедах, коньках, лыжах, «культурные» походы (кино, театр и прочее), совместное хобби (вышивка, выжигание и т.д.),  организация и проведение традиционных семейных праздников, изготовление подарков, приготовление необычных блюд, семейное чтение, совместный просмотр фильмов и мультиков, а может просто любование рассветом и закатом, и еще что-то другое! Список можно продолжать бесконечно! Главное, чтобы Ваши совместные занятия доставляли вам удовольствие, и помогали развиваться Вашему ребенку (узнавать что-то новое, совершенствовать способности, творчески реализовывать себя), да и Вам тоже!

Если у Вас нет такого взаимодействия, но очень хотелось бы, чтобы оно появилось, поговорите с малышом, предложите ему свои варианты, а он пусть предложит свои. Найдите точки соприкосновения и начните взаимодействовать!

 ШАГ 4. БЫТЬ УСПЕШНЫМ

 Каждый родитель хочет воспитать «настоящего человека». А что лично Вы вкладывает в эти слова? Кого Вы хотите воспитать? Каким Вы хотите видеть своего ребенка в будущем? Самостоятельным? Ответственным? Добрым? Послушным? Исполнительным? Решительным? Целеустремленным? Успешным? Уважающим родителей? Определите (лучше в письменном виде), чего именно Вы ждете от своего чада.  А теперь дайте ответ на такой вопрос «Как (какими средствами, способами) можно это качество воспитать?». Отвечая, не делайте акцент на своего ребенка, старайтесь думать обобщенно, т.е. в принципе как воспитывается данная черта характера.  Сделали? Молодцы!

Следующий шаг – проанализируйте, НАСКОЛЬКО НУЖНЫЕ ВАМ В РЕБЕНКЕ КАЧЕСТВА РАЗВИТЫ В ВАС САМИХ?

Как ребенка не воспитывай, а он все равно будет похож на родителей! Уделяйте время для воспитания ребенка, не в ущерб своему личному развитию. ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ! Вы всегда будете «неосознанным примером» для Вашего малыша.

Подумайте, за что Ваш ребенок может Вас уважать и ценить? Уход за ним, кормление, покупка одежды и игрушек – не в счет! Вы самостоятельны? Ответственны? Добры? Другими словами, ВЫ - ЛИЧНОСТЬ? Если нет, надо срочно ею становиться!!! Как это сделать? Разберитесь со своими проблемами, обидами и прочими «гадостями», отравляющими жизнь, займитесь своим здоровьем - физическим и духовным, читайте, занимайтесь спортом; работайте, творчески самовыражайтесь, встречайтесь с друзьями.

БУДЬТЕ УСПЕШНЫМИ, ТОГДА И ВАШ РЕБЕНОК БУДЕТ ТАКИМ!

 Хочу поздравить Вас с окончанием для кого-то легкого, для кого-то не очень пути к гармоничным отношениям с ребенком! Пути из 4 шагов: понимать, слышать, взаимодействовать, быть успешным. Главное - продолжать это движение!

 

 



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Как воспитать богатого ребенка, если вы сами не богаты. Пять самых действенных советов
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • А если я не люблю своего ребенка?
  • Если вы оскорбили своего ребенка...
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Что делать, если у ребенка отобрали игрушку?
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Как сделать своего ребенка успешным и счастливым?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь