Телесные симптомы. Дети.

Автор статьи: Ольга Трескина

Как детский психолог я сталкиваюсь в работе с телесными симптомами и особенностями детей. Дети же болеют не столько за себя, столько за того парня... Что-то бессознательно показывают своей семье. Это всегда больно…Всем.

 Родители часто обращаются к психологу, когда незамеченные ранее эмоциональные или поведенческие трудности переходят в соматизацию. Применяя в комплексе системный семейный подход и процессуальную работу иногда можно достичь «самоосвобождения» симптома. Он становится не нужен семье и ребенку, или же (если излечение невозможно), то возникает больше понимания и принятия.

 У детей и подростков более гибкая психика, они готовы идти за своим личным мифом, готовы привносить в жизнь то, что является их глубинной сутью. Очень быстро в ходе терапии проявляется вторичный процесс*. Например, за застенчивостью и энурезом (когда его творчески разворчиваем) возникает способность взаимодействовать с другими людьми на очень тонком эмоциональном уровне. Психолог через игру, рисунок, танец, разговор о снах и мечтах постепенно ведет ребенка к самому себе, к тому, что хочет развиться в нем, к талантам, его внутренней силе, смелости.  Это может быть важной работой для становления личности, помочь в выборе профессии, своего жизненного пути.

 Основная трудность здесь – частная неготовность родителей принимать своего ребёнка, особенно, если он отличается от принятого в семье, например, более эмоционален, если вся семья сдержанная. Часто такой ребёнок и его симптом – это послание всей семейной системе о том, что требует гармонизации. Сами же дети достаточно легко (по сравнению со взрослыми) отделяют себя с любовью от родительских и семейных родовых установок, что и способствует часто улучшению физического состояния.

 Сильная дрожь в коленях, боль в плече, энурез и энкорпез, трудности с глотанием твердой пищи – те случаи из практики, когда процессуальная работа с детским симптом дала результаты излечения, хотя это не являлось задачей терапии. Это произошло за счет раскрытия вторичного процесса ребенка, а значит, чаще всего, и всей семьи. На занятиях с психологом дети могут проявить те свои качества, которым ранее не было места: агрессивности – своей силе, проживанию горя – своей чувствительности, энергии на свою активную жизнь, непохожую на родителей.

 Рекомендации родителям строятся вокруг двух вопросов:

  1. Что можно изменить в семье и в себе, какую энергию этот ребёнок привносит в нашу семью, чтобы она стала более гармоничной;
  2. В чем особенность нашего ребенка, какой у него уникальный дар (способность, талант, особенность), что он может дать миру, и как мы можем в этом ему помочь?

Так телесные симптомы могут действительно «обогащать» нашу жизнь, жизнь семьи и давать нашим детям ориентир в их развитии.

 *Первичный, вторичный процесс – центральные понятия процесс-ориентированного подхода Арнольда Минделла.

Первичный процесс – то, с чем человек себя идентифицирует, что знает о себе, каким себя принимает.

Вторичный процесс – его новая, более широкая, идентичность, та внутренняя сила, которая будучи непризнанной, прорывается в симптомах, снах, проблемах в отношениях, зависимостях.



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Организация как вторичный процесс руководителя
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Рекомендации психолога родителям, чьи дети часто болеют:
  • Первичный и вторичный энурез. Особенности психотерапии
  • Как убеждения влияют на нашу жизнь и можно ли стать хозяином своей судьбы благодаря работе с ними?
  • Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Ребёнок как симптом своей семьи....
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Если я не говорю психологу всей правды о себе, можно ли рассчитывать, что консультации помогут?
  • Какой тип нелюбви к себе более разрушителен в отношениях?
  • Когда хочешь изменить себя и свою жизнь, но не меняешь
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 12 (Как возникает кризис в семье – алгоритм?)
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются дети, выросшие в семье с домашним насилием?
  • Индивидуация – процесс длинною в жизнь
  • Чем может помочь школьный психолог семье
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Как сделать свою сексуальную жизнь более насыщенной с помощью телефона.
  • Как эффективно спланировать новый год и сделать свою жизнь более счастливой?
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь