Что такое хорошо и что такое плохо?

Автор статьи: Андрей Ягодзинский

Анализ наших общих базовых жизненных установок из детства можно сделать на основе всем известного произведения Маяковского 1925 года. Понятия “хорошо” и “плохо”, которые большинство людей считают универсальными, незыблемыми и естественными всю свою жизнь, на самом деле совершенно детские и означают следующее:

- ХОРОШО, когда родители одобряют (улыбаются)
- ПЛОХО, когда нет (хмурятся)

Так выживает ребенок, это нормально - подстраиваться под реакции своих богов и следовать их примеру. А для взрослых совершенно нормально, просто и неизбежно учить карапузов именно такими эмоциями, потому что база знаний последних еще слишком мала, чтобы им объяснить, что, как и почему. Да и времени обычно на это нет, плюс дети быстро забывают такие пояснения, если вообще дослушивают )

А вот дальше мы периодически видим, что все не так однозначно и естественно. Для одних людей “естественная” реакция на проблемы - страх или замешательство, для других - гнев или обида. И все уверены, что так у всех. И страшатся, теряются, злятся или, соответственно, обижаются, когда оказывается, что это не так. То же самое касается и базовой оценки событий и явлений.

Оптимальное рабочее жизненное состояние психики - это внутренний Взрослый у руля, который есть логический калькулятор, вычисляющий все плюсы и минусы при принятии решений, пропуская их через фильтры “работает - не работает”, “конструктивно - деструктивно”, “приводит к цели - не приводит”.

Но это редко бывает. Обычно Взрослого либо не видать вовсе, либо он крепко заражен и находится под влиянием внутреннего Ребенка и Родителя. Родитель при этом Контролирующий, а не Заботливый. Ребенок - Обиженный/Приспосабливающийся/Испуганный, а не Любимый.

Таким образом получается, что вместо натренированных скоростных или хотя бы пробных и медленных, но логических решений, мы принимаем решения мгновенные и чувственные, притом без всякого осознания. Разве что апосля, чтобы как-то себе объяснить происходящее. Но это уже диалог тех же внутренних Родителя и Ребенка, которые рубятся по образцу, обретенному в детстве. И проще всего в этом случае пользоваться шкалой “хорошо-плохо”.

Что с этим делать? Если решение срочное и повседневное, то просто так с кондачка ничего и не сделаешь, потому что процесс этот таков:

1) Определить свои собственные ценности, желания, нежелания и прочую картину мира, отделив от навязанного родителями и обществом. Многое может и совпасть, но часть точно окажется чистой подставой, чтобы вас удобно использовать.

2) Осознать свои цели - большие и малые, конечные и промежуточные. Не путать их! 

3) Понять, как данная ситуация работает или не работает на них, какое решение приблизит вас к цели или наполнит процесс приятностью, а какое нет.

Конечно, на самом деле вы себя за ногу или за руку не словите. Этому надо учиться целенаправленно, для чего и существует Дзен-психология. Но если мы говорим о решениях больших, важных и долгосрочных, на принятие которых есть время, то ситуация резко меняется. Можно и нужно взять паузу и подумать здраво.

Чувства при этом учитывать необходимо, а вот ориентироваться на них нельзя. Потому что все новое априори нам страшно, например. Думать, правда, нам тоже лень до боли, но если вспомните, что жить не там и не с теми много лет - еще больнее, то справитесь.

Делаем так:

1) Проходим вышеописанные 3 пункта.

2) Прислушиваемся к ощущениям. 
- Если нам страшно/жалко/виновато/должно, то сразу стоп. Это непродуктивные советчики - страх, вина, жалость и долг. Сразу нет.
- Если же правит благодарность, любовь, творчество, энтузиазм, то все отлично!

3) Изменяем сознание (медитируем / занимаемся сексом / впишите свой способ) и повторяем все то же самое.

4) Принимаем решение окончательно и точно. Не в смысле заставляем себя, а реально больше не колеблемся, потому что будет ощущение правильности. Записываем его на диктофон с чувством и логическими доводами.

5) Если опять накроет сомнение, то включаем и слушаем )

А чтобы все это было полегче, можно выписать все за, против и другие моменты на бумагу. И затем упростить уравнение и сократить дроби. Чем меньше вводных, тем проще и корректнее решение. Конструктивного всем энтузиазма, друзья!

Интересно? Подписывайтесь на страницу Дзен-психологии:

www.facebook.com/YagaZen



Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если всё хорошо, то почему так плохо? О нарциссической семье
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Самое точно предсказание. Что будет с вами, если вы начнете продавать свои услуги?
  • «О, как хорошо, когда мне плохо!», или просто о конфликтах.
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • Что делать если всё плохо в жизни и ничего не получается: 5 простых советов
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Если все хорошо, то отличить оптимиста от пессимиста – можно лишь по физиономии
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Почему всем хорошо, а вам плохо?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребенок спит с родителями хорошо это или плохо?
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Что делать, если плохо на душе. 5 ступеней принятия негативных событий
  • Если ребенок плохо учится
  • Если ребенок плохо учится.
  • Если Ваш ребенок плохо говорит
  • Если ребенок плохо учится
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь