Есть ли жизнь после отпуска

Забота о себе по стратегии BASIC PH (Чудо И Вы) с помощью метафорических ассоциативных карт

Старательно и добросовестно выполняя свои функциональные обязанности в течение года,  к началу очередного запланированного отпуска, мы чувствуем себя немножко и даже очень множко лошадьми. Что греха таить.

Сильные русские женщины тащат на себе многое и этим гордятся. Нам, и правда, есть чем гордиться. 

Но во всей этой истории мы забываем обо одном - заботиться о себе. Или, что гораздо печальнее, чаще даже представления не имеем, как же это можно сделать, не попав в немилость к окружающим. К начальству, за то, что позволяем себе отвлечься от работы и передохнУть. К своим любимым домашним - за то, что лишили их привычной дозы своего внимания и заботы и перенаправили благотворные потоки любви на себя. 

Заботиться о себе - не для того, чтобы тащить больше и быстрее, а для того, чтобы позволять себе не тащить, жить, радуясь, преодолевая и переживая возникающие трудности, не застревая. 

Я, выйдя из отпуска и включившись в производственный процесс по "самое не хочу", поскакала со всеми вместе в едином порыве к отпуску очередному. Далеко маячащему в следующем году. 

Дабы доскакать, и не просто, а в добром здравии и при сохранной нервной системе, я, конечно же, с первого рабочего дня крепко задумалась. Как же мне сберечь восстановленные силы и ресурсы, как же мне не ухайдокаться в первую неделю до такой степени, чтобы возненавидеть профессию, которой я посвятила свою жизнь. И это учитывая, что сейчас я вынуждена работать за троих, не снижая темпа и эффективности. 

Посильная ли это задача? Или из разряда немыслимых и невероятных?

Для начала я решила определить, что большего всего в моей повседневной деятельности отнимает у меня 1.времени, 2. сил и 3.энергии, т.е. мои моральные, эмоциональные и физические затраты. 

Я выделила список стресс-факторов, характерных  именно для моей работы. Но мне кажется, что с подобным сталкивается каждый, кто работает в госструктуре.

1. Объём и интенсивность работы. К моей  обычной нагрузке добавилась работа двух, ушедших в отпуска, сотрудников. Плюс к этому появилась необходимость:

- быстро переключаться с одной задачи на другую;

- уметь выбрать наиболее приоритетные направления деятельности на данный момент, дел много, не понятно с чего начать;

- сделать работу, требующую тщательности и и кропотливости, быстро и без ошибок;

- большое количество повторяющихся действий, не несущих в себе смысловой нагрузки, как, например, дублирование в различные журналы регистрации и отчётные бланки одной и той же информации. 

2. Неопределённость обстановки. В течение недели ждём проверку, когда, кто приедет и что будут проверять, неизвестно, но очень страшно и тревожно. Необходимо оставаться спокойной, доброжелательной и, (идеально!), поддерживающей и успокаивающей запаниковавших. Где мне взять столько спокойствия - не обсуждается. У психолога его априори - хоть отбавляй. 

3. Материальное стимулирование за увеличившуюся нагрузку не прибавляется, то есть вкалываю за троих и практически на добровольных началах. Это не вызывает желание метаться "как в джунглях ботаник", а вызывает желание ничего не делать и даже "немножечко вредить", читай заботиться о себе, не спешно и со вкусом. 

4. Условия труда тоже не совсем благоприятные. В кабинете душно, нет кондиционера. Жаркая летняя погода изматывает сильно. Уровень шума при открытых окнах - высокий. Фактор, постоянно действующий в течение 8 часов, может незаметно привести к истощению нервной системы. Причём фактор - не очевидный и поэтому в расчёт даже не принимающийся, хотя действие его огромное. Добавим сюда постоянные телефонные звонки по-городскому и по-местному и заходящие в кабинет сотрудники, задающие вопросы разной степени сложности и требующие вовлеченности. Результат: отрыв от выполняемого дела + ошибки  в заполнении документов + время, чтобы собраться с мыслями и перепроверить сделанное. 

5. Отношения с руководством. Мы преследуем разные цели, начальству нужно количество, а нам - качество. Поэтому взаимодействие оставляет желать лучшего, и требует дополнительных усилий, чтобы быть эффективным. 

6. Работа, не соответствующая потребностям и имеющимся навыкам. Например, люблю проводить тренинги и консультации, а вынуждена писать отчёты и справки о проделанной работе. 

7.  Утренние сборы. Организация находится далеко от дома, ранний подъем, долгая дорога через весь город в пробках, иногда сопряжена с дополнительными стрессами в виде различных вероятных предаварийных ситуаций. Итог такой. Соответственно, сокращается время, которое я могу уделить своему любимому делу, рисованию и творчеству. 

Детей приходится будить рано, собирать и транспортировать до места дислокации. И это отдельная статья для тренировки внутренней устойчивости. 

8.  Утомление и усталость сказываются на количестве времени, проводимого с детьми, и как следствие ощущение, что я не достаточно хорошая мать. 

9.  Специфика работы в сфере  "человек - человек". Общения много. Очень. Интенсивного. Не всегда приятного. Часто приходится быть контейнером, в который сотрудники складывают свои негативные эмоциональные переживания, поскольку не могут с ними справиться сами. 

Часто сотрудники нуждаются в поддержке и выслушивании, не имея конкретного запроса для консультации. Тогда желание помочь может привести к деланью ненужной для них - работы. Либо оказать помощь нужно таким образом, чтобы человек этого не заметил, то есть минуя контроль сознания, используя метафоры, рассказы из жизни и пр. Результаты таких усилий, к сожалению, есть не всегда, или не видны. 

Что я могу сделать? На что повлиять и изменить, что принять и смириться? Что предпринять, чтобы позаботиться о себе? 

Как погрузиться в кипяток и не обвариться? И что создаёт ощущение "кипятка" и как остудить воду до температуры, в которой было бы комфортно? 

Благодаря прохождению курсов повышения квалификации по работе с травмой, я узнала удобную классификацию способов преодоления стрессовых, кризисных, травматичных ситуаций BASIC PH, предложенную профессором  Mooli Lahad, израильским психологом и специалистом по психотравме, известным своими творческими методами вмешательства и лечения стресса. 

Эта классификация мне встречалась и под другими названиями Чудо и Вы, Совет Врача. Каждая буква означает свою группу способов и методов преодоления стресса. 

Когда мы сталкиваемся с жизненными бедствиями, тяжелыми стрессовыми, травмирующими событиями, мы воспринимаем их как "волю судьбы", как нечто, на что мы вынуждены как-то реагировать и каким-то неопределённым образом справляться. 

Но наши реакции на подобные ситуации все же находятся в наших руках. 

Для того, чтобы преодолеть стресс или кризис и успешно справиться с последствиями несчастья, мы от рождения наделены определённым набором данных нам природой механизмов преодоления кризисов. И в течение жизни мы продолжаем вырабатывать дополнительные навыки в результате накопленного опыта преодоления различных стрессовых ситуаций. Мы словно накачиваем мышцы стрессоустойчивости и непотопляемости в любых ситуациях.

BASIC PH

➡️Belief and values вера и убеждения (ценности) 

➡️Affect чувства и эмоции 

➡️Social, Social support социум, социальная поддержка

➡️Imagination воображение

➡️Cognition когнитивная функция, познавательная сфера 

➡️Psysiology, phisics физиология, физические ощущения

Или русскоязычный вариант

Ч - чувства.Есть ли жизнь после отпуска

Этот способ предполагает умение распознавать различные чувства и давать им название. За каждой эмоцией стоит потребность, и нам важно распознать, о чем нам говорит то или иное эмоциональное проявление. 

 

У - ум.

Способ преодоления кризисов основан на наших умственных, когнитивных способностях, умении логически мыслить и оценивать ситуацию, планировать, анализировать, искать варианты решения и выбирать наиболее оптимальный. 

Д - деятельность  (phisics).

Способ преодоления кризисов основан на способностях тела воспринимать сигналы окружающего мира с помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, тепла и холода, ощущения боли и удовольствия, внутреннего напряжения и расслабления. Здесь подразумеваются физические упражнения, занятия, требующие усилий, прогулки и т. д. 

О - общество.

В основе данного способа - наша человеческая потребность в общении. Мы можем обращаться за поддержкой к семье, друзьям, специалистам или сами оказывать помощь другим. 

И - игра воображения.

Этот способ про наши творческие способности, благодаря которым мы можем фантазировать, искать решения в мире воображения, развивать интуицию и психологическую гибкость. Используя воображение, мы можем с лёгкостью менять прошлое, находя в нем скрытые для нас смыслы и ресурсы, и планировать позитивное будущее. 

В(ы) - вера.

Наше умение верить не смотря не на что - в Бога, в мироздание, в людей, в чудо, в себя самого. 

Мы все реагируем и восстанавливаемся по-своему, поэтому языки общения с окружающим миром будут у каждого свои - уникальные. Мы, словно мозаику, собираем   из предложенных способов свой собственный узор преодоления стресса. 

Какие для вас источники ресурсов актуальны в данный момент, в конкретной ситуации? Как вы чаще всего справляетесь со стрессом?

Долго и много спите, или вам важно поговорить с близкими и поддерживающими вас людьми, или вы идёте в спортзал, или стремитесь к реке, в лес. Для вас важно проанализировать происходящее и составить план действий? Вы окунаетесь с головой в творчество, рисуете, поёте, сочиняет сказки, вяжете? Или вы верите в себя и в то, что светлое будущее обязательно настанет? 

Бывает так, что стресс-факторы действует на нас таким образом, что мы неосознанно блокируем каналы. Например, в режиме цейтнота женщина забывает о своём теле, не устраивает перерыв на чай-кофе, долго сидит за компьютером в неудобной позе, теряет аппетит и т. д. Блокируется канал, связанный с телом, с телесными ощущениями.  Или человек, который творит в спокойном гармоничном состоянии, в условиях стресса не берет в руки кисти. 

Поисследовать и разобраться, как происходит у вас можно с помощью метафорических ассоциативных карт.

Эти внутренние стратегии преодоления и исцеления символически представлены в образах на проективных картах набора  "COPE".   

Каждая карта символизирует определённую жизненную стратегию преодоления кризисов. В жизни мы часто используем различные комбинации подобных стратегий.

Что получилось у меня?  

Чувства (affects).

Знать свои границы и свои внутренние сигналы, свидетельствующие о нарушениях границ. Карта про внутренние границы и про то, как важно их чувствовать, и не позволять агрессивные вторжения со стороны окружающих меня коллег. Мои чувства раздражения и злости сигнализируют о нарушениях именно в этой области. 

А ещё это про активный отдых на природе с детьми. Восстановление и наполнение энергией, гармонией, умиротворением. 

И ещё про то, чтобы сохранять спокойствие, нужно уметь взглянуть на происходящее немного со стороны, с позиции наблюдателя. 

Ум. Когнитивная сфера.

Привязанность к стереотипному мышлению. Да, мои способности ограничены. Но у меня есть находчивость, смекалка и технические изобретения человечества (на карте велосипед).  Даже с одной ногой возможно ездить на велосипеде, если верить в себя, и использовать свою силу. Распорядиться  имеющимися возможностями с умом, а именно 1. Не делать ту работу, которая была, например, уже сделана раньше. 2. Выполнять задачи строго в рамках своей компетенции 3. Планировать выполнение дел, учитывая свою усталость и объем работ, от меня требуемых. Например, не писать отчётов в пятницу вечером. 

Дело, деятельность.

Опасность в суете не заметить жизни. Работа - это процесс, а не конечная цель. Плывя по реке жизни, успевать насладиться пейзажем и неспешной беседой. Для меня это про замедление. Находить время для чашечки чая, прогулки в обеденное время на свежем воздухе, физкультминутки. 

Общество.

Бабуля с внуком и с корзиной игрушек. Мудрость более опытных людей, оказавшихся способными сохранить себя и своего внутреннего ребёнка в подобных условиях. Неожиданным образом в памяти всплыли детские впечатления из жизни на летних каникулах у бабушки и дедушки. Моя бабушка, не смотря на её бешенную занятость, находила время поиграть с нами, и мы часто проводили время за шахматной доской, игрой в карты, лото. 

Игра воображения.

Закат на море. Я рисую рисунки в круге. Это моя ежедневная утренняя практика, которая помогает мне побыть с собой, сонастроиться, успокоить внутренние ритмы. И ещё я любуюсь закатами каждый день, благо позволяет расположение окон в квартире. 

Вера.

Начало. Солнце, на которое смотрит юноша. И человек, держащий коня. Вера в то, что меня ждёт свобода - результат усилий, которые я прикладываю, для того, чтобы пуститься в свободное плавание. 

Таким образом, основные причины, вызывающие стресс в моей работе, имеют психологический характер. Работа с МАК помогла осознать и изменить моё отношение к сложившейся ситуации, отстраниться и увидеть происходящее со стороны. 

Я почувствовала спокойствие и уверенность в том, что смогу справиться с повышенной нагрузкой. Я убедилась, что у меня есть ресурсы для преодоления, и я активно пользуюсь ими. 

Если вы хотите разобраться и исследовать собственные ресурсы, записывайтесь ко мне на консультацию. 

Личная терапия привела меня к осознанию, что нужно менять свою жизнь. Передо мной встал вопрос, насколько я - автор своей жизни и инициатор событий, которые со мной происходят? Как мне строить свою  жизнь таким образом, чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь? 

Жить с ощущением, как говорил Д. А. Леонтьев, что "ты жизнь живёшь, а не она тебя живёт", быть автором своей жизни. Терапия помогает найти ресурсы для этого. И помогает разобрать те завалы из травм прошлого, которые мешают двинуться дальше. И тогда не придётся изобретать скафандр для погружения в кипяток. И тогда не нужно жить в кипятке, а можно находиться в комфортной для себя среде, и чувствовать себя рыбой в воде, а не на дереве.



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Как планировать время, чтобы всё успевать?" - ответ на вопрос
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • От "Я убегу, чтобы от меня не успели первыми" к независимости и любви
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Я хочу, чтобы он в меня влюбился!"
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • Откуда берется умение себя защитить, или Как стать "исключением" и спасти свою жизнь
  • От страха потерять и "Я убегу или брошу первая, чтобы меня не опередили" к взаимоНезависимости
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Разговор рисунками" - как способ вернуть себе ценные ресурсы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь