|
Эмоциональная независимость: право на чувстваАвтор статьи: Всеволод Ушаков
Эмоциональная зависимость от родителей начинается со слияния, симбиоза. Например, сформированная симбиотическая привязанность по Дж.Боулби будет очень успешно препятствовать сепарации и эмоциональному отделению. Часто эмоциональная зависимость связана с гиперопекой, когда родители (чаще мать) оберегают уже взрослеющего ребенка, не давая ему свободы его собственных проявлений в чем бы то ни было. Либо, например, если родители боятся или не могут принять, что у ребенка, кроме радости могут быть и негативные чувства, то ребенку запрещается чувствовать то, что он хочет, то что он чувствует по факту, например, гнев, раздражение или обиду, заставляют подавлять эти чувства с раннего детства, потому что не знают, что с ними делать и потому что «родителей нужно любить и нельзя на них злиться» Конечно, рождаясь, ребенок целиком и полностью зависит от матери, как в биологическом, так и в эмоциональном плане. Также известный факт, что тревожные и беспокойные младенцы чаще бывают именно у тревожных мам, эмоциональное состояние ребенка абсолютно точно передается и малышу, поэтому и начинать работу в таких случаях надо с матери и утверждения по типу «я успокоюсь, когда ему станет лучше» (если речь конечно идет об эмоциональном состоянии, а не о физическом), в корне неверное и неэффективно, потому что ребенок смотрит на взрослого, на маму, он сам еще не способен объективно оценивать реальность. В дальнейшем, эта зависимость в идеале ослабевает, поскольку ребенок, начиная уже с 1-2 лет (после кризиса 3-х лет уже точно) способен постепенно осознавать себя как отдельного человека, имеющего свои потребности и чувства. Часто на этом этапе мама может затруднить дальнейшую сепарацию и способствовать эмоциональному слиянию, если например, ребенок спит не отдельно, а в кровати родителей, или часто употребляя неуместное местоимении «мы», имея ввиду ребенка. Далее важно помочь ребенку разбираться в своих чувствах и позволить им быть, даже если они негативные и не нравятся родителям, их можно направить в конструктивное русло. Наряду с этим важно постепенно, сообразно возрасту увеличивать автономию и самостоятельность ребенка. Родителям важно помнить – ребенок не позврослеет и не станет самостоятельным сам по себе, его нужно этому научить, помочь на определенном этапе, не бросать, сделать этот переход плавным, но и не решать постоянно все его проблемы вплоть до 18 лет (а некоторые родители делают это и для своих детей 40-50 лет). При этом важно понимать, какие вопросы ребенок способен самостоятельно решить и сделать в том или ином возрасте, в каких ему нужна помощь, а какие вопросы должны решать еще сами родители. Если же этого не случится, то вырастает человек, во-первых, боящийся испытывать негативные чувства, и не только по отношению к родителям, хотя страх обидеть маму часто есть страх поступать в своей жизни так как хочется, и это коверкает людям всю жизнь, например при выборе профессии или спутника(цы) жизни. Во-вторых, так уж устроена психика человека, что, на самых ранних этапах ребенок учится общаться, общаясь только с родителями и на их примере и, в дальнейшем, этот опыт общения и отношения проецируется на всех остальных людей и всю жизнь. Поэтому эмоциональная зависимость и страх испытывать негативные чувства, обидеть родителей может трансформироваться в страх перед начальством или коллегами, нечеткость границ, неспособность защищать себя и свое личное пространство, свои интересы. От женщин я часто слышу, что им проще работать с мужчинами, потому что с женщинами «не ладятся отношения», а если уж начальник женщина, то работа даже любимая, может быть вообще не в радость, если не удается выстроить нормальную коммуникацию. Люди меняют работу, но и там все повторяется… Верный признак нарушения сепарации и возможной эмоциональной зависимости от матери. Мужчинам же с эмоциональной зависимостью от матери крайне тяжело строить отношения с другими женщинами. Их стремление быть любимыми во что бы то ни стало, заслужить любовь женщины, на которую произошел перенос чувств к матери, как правило, проявляется двумя способами. Либо они стремятся «задушить» своей любовью, пытаются быть хорошими и держать постоянно любимую рядом с собой, игнорируя при этом ее потребности. Либо позволяют вытирать об себя ноги, прощают любимой все, что можно и нельзя, потому что она единственная, кто любит и больше он все равно никого не найдет… Это не единственные проявления, но наиболее типичные и часто встречающиеся. При этом отношения с реальной матерью могут быть как хорошие, так и плохие, это никак не влияет на психологическое отделение. О том, что делать и как себя вести родителям и подросткам, чтобы всего этого избежать, поговорим в следующей статье. Спасибо за внимание! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|