Театралками мы с Жанной никогда не были. Хотя очень часто посещали на различные спектакли. Косили, в общем, под знатоков. Пытались соблюдать форму, но не проникались сутью. Старались походить на них. На этих подчеркнуто одухотворенных товарищей, что считают театр своим вторым домом. Знают актеров-танцоров по фамилии и в лицо. С некоторыми действительно знакомы очно. Более того, они в курсе всех сплетен о личной жизни исполнителей, информированы об их рабочих спорах и прочих театральных междоусобицах. Интересно откуда?
Фанатичные почитатели здороваются с бабулями-билетёршами, как с родными и стремительно летят мимо буфета к галерее портретов. Громко обсуждают последние слухи, презрительно поглядывая на всех случайно заблудших в храм Мельпомены. Они давно изучили весь «приличный» репертуар на всем пространстве великой родины. С легкостью выдают подробный сравнительный анализ различных режиссерских трактовок одной и той же пьесы в Москве, Питере или, скажем, в Рязани. Да, да, да. Некоторые отчаянные головы навещают столицу только для встречи с очередным шедевром любимого автора, сценариста или актера. Ныне такие туры возможны и заграницу, но я пишу о далеких временах.
Истинные ценители подмостков уверенно рассуждают о новаторстве в решении оформления костюмов и сценических декораций. Тем более, что они знают, кто художник данной постановки и каковы были первоначальные эскизы! Наизусть помнят основной и дублирующий состав актеров. Отчаянно освистывают лентяев и халтурщиков. Приходят на спектакли с цветами, и пугают прочих зрителей внезапными криками «Браво-брависсимо!!». Хотя именно это качество страстных театралов меня всегда смущало. Возгласы восторга казались мне неестественными. Это так оглушает соседей!
Жанна приблизилась к заветному образу гораздо ближе, чем я. Именно она была инициатором наших походов. Знала, что и где «будут давать», доставала билеты, толкалась в очередях, болтала с перекупщиками, узнавала дорогу, координировала наши планы. Думаю, что она одна могла бы и спектакли смотреть, только не принято у девушек посещать общественные места поодиночке. Я же охотно соглашалась, поскольку перспектива провести очередной вечер в махонькой холодной комнатенке общежития представлялась мне невыносимой. Народ в общаге либо пил, либо спал, либо трахался. Иногда ел, мылся и даже стирал. Периодически будни разнообразили драки и бурные соседские разборки, но это быстро надоедает. Правда некоторых сие положение дел вполне устраивало и они за весь год интернатуры дальше ближайшего продуктового магазина не продвинулись. Это в Питере-то! Мы с Жанной были не из их числа. Нас манила другая жизнь.
Конечно, мы наведывались не только в театр. Объездили все пригороды, обошли массу дворцов и музеев, слушали музыку, ходили на какие-то лекции по травоведению. Я еще и на психотерапевта между делом выучилась, в кино шастала. Но походы на спектакли приравнивались к выходу в свет. При марафете хоть и в джинсах. Кроме того, это попахивало авантюризмом.
Понятно, что у пары юных врачих-интернш их глубинки никогда не было денег в избытке. А что имелось, мгновенно сгорало в горниле инфляции. Поэтому мы отчаянно экономили на всем, пытаясь поймать два горошка на ложку. В отношении большинства спектаклей нам это удавалось!
В кассе покупались самые дешевые билеты. На боковушки в ложах или последние ряды галерки. Оттуда почти ничего не видно и они всегда в наличии. В кассе по нашим слушательским билетам нам еще и скидку делали, как для студентов. Проходили мы билетёрский контроль без проблем и слонялись по фойе до третьего звонка. Тут главное вовремя оказаться за спиной смотрительницы и оценить ситуацию в партере. Дело в том, что в зале всегда имеются свободные места. Обычно одиночные. Ну, кто-то опоздал, заболел, потерялся по дороге. Пусть даже билет забыл! Часто это самые дорогие места, за которые никто не решился заплатить. Вот их то мы с Жанной и высматривали из-за плеча служительницы. А когда они начинали закрывать зал, врывались как опоздавшие и уверенно занимали нужные кресла. Все. Удобство просмотра на первом акте обеспечено! Даже если придет законный владелец, оплативший эту посадочную площадку, его в партер после начала действа не пустят. А после перерыва – посмотрим. Там народ уходить начинает. Некоторые в расстройстве, другие по нужде. Да и вообще редко кто бурно конфликтует. Это же храм муз! Всегда можно пересесть и мирно уладить недоразумение. Мол, попутал ряды …
Вобщем, сколько мы тогда денег на билетах сэкономили! Схема работает, даже сейчас!
Правда, было два театра-исключения. БДТ и Мариинский. В первом всегда аншлаги и билеты разлетаются в день продажи. Ни единого пустого места! А в Мариинском сама архитектура и планировка здания устроена так, чтобы социальные слои не пересекались и не перемешивались. Не дай-то бог! Императорский театр не может быть демократичным в полном смысле этого слова! Если у тебя билет на третий ярус, то ниже второго ты не пройдешь. В партер, ложи и амфитеатр вход тебе заказан. Там же иностранцы! Тетушки контролерши бдят, как следует. Тем более, что студента всегда можно вычислить по одежке.
Хотя благодаря именно Мариинской галерке я сделала важное открытие. Спектакли лучше смотреть издалека. Чем дальше от сцены, тем волшебнее мистерия. Не понимаю любителей первых рядов! Там же становится очевидна незамысловатая искусственность происходящего. Пыльная сцена мало похожа на мраморные полы дворцов. Декорации чудаковаты и нелепы. Атласные платья великосветских дам сшиты из подкладочного шелка-полиэстера, а широконосые ботфорты кавалеров из кожзаменителя с пластмассовыми пряжками. Костюмы часто не по размеру, поскольку изготовлены для другого комедианта. Актеры краснеют и потеют под софитами именно тогда, когда по сюжету они должны бледнеть и мерзнуть. Упрямые локоны своих волос выбиваются из-под пышных париков. На столах фрукты из полиэтилена и блюда из папье-маше. Картонные горы, матерчатые реки и пластиковые чащи.
Грим исполнителей нарочист и заметен с самых дальних рядов. Скажу больше, только там он представляется естественным! И только так, сидя на верхотуре, можно принять сорокалетнего мужика за пылкого юношу, а полную даму средних лет перепутать с чахоточной куртизанкой. Похоже, театральное искусство требует весьма приличной дистанции. Во всех смыслах.
Это меня и смущало. Очевидный отрыв от реальности. Появлялось четкое ощущение лживости всего происходящего. Хотелось закрыть глаза или уйти. А перед этим крикнуть. И зрителям и актерам.
— Да вы все врете тут! Врете, хоть и краснеете! Какая любовь, какая страсть, если вы на сцене и в зале зеваете. И не украдкой!
Но как можно. Что я понимаю в этом? Тем более, что завзятым ценителям муз именно эта наигранность и представляется крайне увлекательной! Возможно, я рассуждаю так в силу своего простецкого воспитания? Вобщем, мне было стыдно признаться даже себе самой в том, что мне не особо нравится все происходящее. В музее или на прогулке в парке куда как комфортнее! Беда в том, что там сложно после 19-00. Я терпела и не отказывалась от очередных предложений. Вечер «дома» еще хуже. Только в Мариинке мы с Жанной были семь раз, не говоря про все остальные увеселительно-душещипательные заведения Санкт-Петербурга! Эта была хорошая школа. Не только искусствоведения.
Если хочешь узнать как можно больше о лжи и фальши в человеческих взаимоотношениях – иди на спектакль! Может в этом истинная суть театра? Тогда что представляют из себя театралы, эти блистательные снобы и всезнайки закулисья? И чем они на самом деле занимаются в чертогах Талии и Мельпомены? Вопрос вопросов.
Вообще-то я ныне не о них. Я о другой нереальности. Сегодняшний пост о театральных сновидениях. О посещениях спектаклей, мюзиклов, концертов и другого рода шоу прямо во сне. Да! Цирк и стадионы тоже считаются. Главное, чтобы имелось ощущение присутствия на каком либо зрелищном мероприятии. В качестве актера, зрителя или режиссера. Кинотеатр тоже пойдет! Это не так уж редко случается. Гораздо чаще, чем хотелось бы.
К примеру, одно время я снилась себе в неком зрительном зале. Полупустом или заполненном до отказа. Народ перешептывается в ожидании начала представления. Но свет все никак не гаснет, а действо все никак не стартует. Посетители начинают возмущаться все отчетливее. Хлопают, топают, свистят. Но актеры так и не появляются. Или появляются, но играют совсем другое. Поют, танцуют, хотя заявлена была драма. А у меня в голове одна мысль. Фальшь. Кругом одно притворство. Мне это очень не нравится, но и уходить как-то неудобно. Вдруг помешаю соседям. И что скажут окружающие, если я смоюсь, так и не дождавшись того, зачем пришла? Глупо как-то. И одновременно невыносимо. Что я вообще тут делаю? Когда я решаюсь встать, то выясняется, что свет выключен и я не могу найти выход.
Одной моей клиентке виделся другой повторяющийся сон. Она актриса и во время спектакля исполняет заглавную роль. Что-то из комедий Шекспира или Лопе да Вега. Это дается ей с трудом. Она не помнит текст, волнуется, перебивает партнеров, смущается, краснеет. В одной мизансцене клиентка даже запинается за подол своего неудобного платья и падает на пол. Полный провал. Публика возмущена до крайности. Свист, мат, проклятья. Внезапно на сцену вырывается кто-то из зрителей и начинает кидать в неё гнилые помидоры. Шикарная шелковая юбка испорчена, грим потек, парик пропал. Она стоит одна на огромной сцене, а вокруг неё масса злых смеющихся лиц. Просыпалась она всегда в слезах и потом никак не могла уснуть. Ощущала себя крайне оскорбленной и несчастной. Хотя её обычная деятельность не была связана с шоу-бизнесом. Скорее наоборот. Она работала бухгалтером и чаще имела дело с цифрами, чем с людьми.
Вариаций театрального сновидения множество, причем важно обращать внимание, в качестве кого вы там выступаете. Актера, зрителя или постановщика. Сон-то о театре, значит и роли важны.
В целом, появление таких сновидений говорит о невозможности жить своей жизнью и стремление прожить чужую. Если вы видите себя актёром, участником шоу или представления, то это может отражать ваше неосознанное желание изменить собственную личность. Стать другим, заняв совсем иное место в этом мире. Подобно тому, как актеры играют каждый вечер новые образы и роли. Лицедейство в сонном спектакле символизирует вашу жажду предстать перед окружающими в более выгодном свете. Поразить всех своей красотой и талантами. А также выразить в ходе мистерии те чувства и эмоции, которые ранее были подавлены в самом себе.
Быть актером во сне – это бессознательное стремление жить более блистательной, более яркой и насыщенной жизнью, чем та, которую вы проживаете в реальности.
Если актером видится иной человек, то все вышесказанное относится и к нему. Хотя есть одно «но». В ваших снах все ваше. Даже если снятся различные, абсолютно незнакомые вам люди. Возможно это персонификация. Сновидения превращают отдельные ваши качества и проблемы в самостоятельные человеческие личности. Получается, что какая-то ваша часть стремится к новым ощущениям, а другая критически на это смотрит. Таким образом, поведение зрителей во сне – это голос вашего суперэго. Отклик совести на потребность изменяться. Если публика благожелательна или просто терпелива – то и вы сами не осуждаете себя за выраженную жажду нового. Если она свистит, оскорбляет и даже швыряется подгнившими овощами – вы испытываете огромное чувство стыда и нестерпимую вину от одной мысли стать лицедеем и проявить свою суть на полную катушку. Быть другим, возможно менее успешным, но гораздо более счастливым, для вас невозможно по соображениям самой жестокой самокритики и самоцензуры. Беда всех гиперсоциальных натур.
Быть во сне режиссером отражает ваше стремление стать более сильным и влиятельным. Непросто научиться управлять целым коллективом творческих личностей. Причем весь этот хор спорщиков поет у вас внутри! Только представьте, каково ему! Вы жаждете более умело руководить собой. Хотя внутренний режиссер скорее манипулятор, нежели координатор. Он учит играть и притворяться, а не быть искренним и открытым. Плохо это или хорошо – решать вам.
Существует еще один вариант театрального сна. Когда вы в сновидении видите себя на великолепном представлении с совершенно конкретными, очень именитыми актерами. Все зрелище вызывает восторг и бурную радость. Краски яркие, звуки четкие, впечатления незабываемые. Сон настолько фантастически прекрасен, что и просыпаться не хочется. Это сновидение свидетельствует об уходе из реальности в мир грез. Эдакая наркомания без наркотика. Фактически вы существуете, проживая все самое важное только в мечтах. Обыденность вызывает сильное раздражение и дискомфорт, а перспективы изменений ужасно пугают. Это сон-предупреждение. Химера иллюзорного счастья засасывает и можно не успеть очнуться.
Вобщем-то это касается и так называемых театралов-фанатиков. Их чрезмерное увлечение выдуманным миром сценических постановок отражает скрытое желание уйти от серой скуки повседневности погрузиться в идиллию бутафорской гармонии. Не развивая себя. Паразитируя на других. Обычно из страха быть непринятым окружающими и заметной личностной ригидности. Хотя сами они это не признают. Заткнут рот любому усомнившемуся. Склонны к морализаторству, критике и поучениям. Мнят себя совестью общества. О чужих недостатках рассуждать всегда просто. Театралы грешат гордыней. Тем более, что обожают швыряться тухлыми яйцами.
Известнейшая фраза, приписываемая Уильяму Шекспиру как раз о театре:
The whole world — theater and people in it – actors..
Весь мир театр, а люди в нем – актеры...
Её часто повторяют, но никак не могут осознать. Мы все всю свою жизнь предпочитаем носить маски и отказываемся от своего естества. Так безопасней и полезней для общества. Хотя всю ту же жизнь страдаем. Видимо для лучшего понимания своих заморочек человек создал театр. В надежде, что со стороны видней. А потом забыл и начал ему, храму своих заблуждений, поклоняться. Кумир сотворен даже не из сапогов. Из портянок. Смешно, правда?
Самое любопытное, что цитата есть, а вот кто её произнес – доподлинно неизвестно. Поскольку современные историки и литературоведы очень сомневаются в существовании Шекспира как конкретной исторической личности. Сходятся на том, что это псевдоним группы анонимных поэтов-писателей. Воистину, кто знает о притворстве более чем шут?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.