Давайте попробуем разобраться и в данной ситуации. Поделюсь своим мнением.
Безусловно, многие причины расписаны в предыдущих моих публикациях. Например, какой может быть энтузиазм выступать на соревнованиях, если:
спортсмен (чаще боец, борец) боится боли, у него низкий болевой порог чувствительности. СТРАХ сковывает и энтузиазма априори становится меньше;
победа на соревнованиях является скорее навязанной спортсмену целью, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ спортсмена. Можно ли делать что-то с азартом, вдохновением, энтузиазмом, что нам не интересно, что не "зажигает" нас?
спортсмен не достиг определенного уровня ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ, чтобы ощущать уверенность в своих силах. Нет уверенности - нет готовности рисковать - есть страх. Страх, как писала выше, сковывает;
спортсмен боится последствий в случае неудачного своего выступления: гнев, укоры тренера/родителей, реакция членов по команде (иногда обзывают, дразнят). Выходить на старт с пониманием, что потом придется столкнуться с унижением и при этом сохранять энтузиазм - весьма сложно.
Даже из перечисленных пунктов видно, что СТРАХ - является основной причиной.
В самом упрощенном виде можем посмотреть на ситуацию так:
Есть СТРАХ - нет дофамина (мотивации) - тело спортсмена зажато, забито, тяжелое, холодное - снижается эффективность работы коры больших полушарий головного мозга (внимание, память, сообразительность, скорость принятия решений и др.) - наступает торможение и нам кажется что у спортсмена нет энтузиазма.
Что делать?
1. Проанализируйте, что может вызывать страх у вашего спортсмена. По возможности устраните или снизьте интенсивность этих факторов.
2. Поучитесь сами и научите своего спортсмена управлять своим эмоциональным состоянием, своими мыслями до, вовремя и после выступления. Много практических рекомендаций найдете здесь: https://vk.com/club155874939?w=wall-155874939_1691
3. Ставьте реальные, конкретные задачи на соревнование; анализируйте выступление спортсмена, обязательно отмечая и позитивные моменты; адекватно реагируйте на любой исход соревнований (соревнование - это всего лишь очередной этап на пути к высшим достижениям). Об том также очень много писала в других публикациях.
4. "Проживите" со спортсменом соревновательный день заранее. Каждый этап предсоревновательного и соревновательного дня. Вместе проговорите любые возможные ситуации.
Например:
- ЕСЛИ в твоей сетке будет сильный соперник, ТО твои задачи будут следующие...;
- ЕСЛИ ты проиграешь в 1 поединке, ТО мы с тобой наметим план на следующий поединок, я подскажу на что обратить внимание;
- ЕСЛИ ты проиграешь, ТО я буду рядом с тобой, поддержу тебя и потом мы вместе проанализируем твое выступление, наметим план на дальнейшие тренировки;
- ЕСЛИ...ТО...
Разумеется, невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут произойти. Но пройтись по самым частым, которые повторяются из раза в раз - очень даже стоит.
Такая работа вносит определенный ПОРЯДОК, ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ - что особенно нужно спортсмену перед стартом.
5. Поддерживайте ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ у себя и своих спортсменов.
Помните, что чемпионы побеждают только в хорошем настроении!
Именно в хорошем настроении человек верит в себя и готов на многое!
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ = ЭНТУЗИАЗМ
Из Википедии: Энтузиазм — ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ЭМОЦИЯ, состояние воодушевления, а также совершение под влиянием этого настроения активных действий по достижению определённых целей.
6. Примите сами мысль, что СПОРТ, СОРЕВНОВАНИЕ - это ИГРА! И в любой игре есть выигравший и проигравший. Соревнования всегда непредсказуемы, иначе в них не было бы смысла. Сегодня ты - победитель, а завтра победителем стал твой соперник и это нормально!
Любое поражение - хороший повод УЛУЧШИТЬ СЕБЯ!
Любое соревнование - это лишь отличная возможность проверить то, чему ты научился и определить цели, задачи для дальнейшей работы.
Если выиграл - супер, на этот раз спортсмен отлично подготовился! Однако это не повод расслабляться, так как в следующий раз будут другие соперники, другой уровень соревнований и....всё сначала, готовимся и проверяем.
Проиграл? И, как ни странно звучит - это хорошо. Значит и тренеру, и спортсмену НУЖНО ПРОЙТИ ЭТО ПОРАЖЕНИЕ, чтобы "встряхнуть" себя и поставить более точные задачи, определить, где подготовка дала сбой, "просела".
Именно поражения, а не победы позволяют становиться лучше и развивать характер. Если спортсмен научится принимать поражение как ВЫЗОВ - вот самый главный результат всех тренировок - жить на ВЫЗОВЕ! (в первую очередь для себя).
И когда спортсмен обретет эту способность, даже если он не станет олимпийским чемпионом - он будет успешным по жизни человеком%, а это важнее любой медали!
А когда родители, тренеры будут адекватно относиться к ситуациям поражения - тогда и юные спортсмены будут выступать без искусственно созданного, навязанного взрослыми СТРАХА.
7. И отдельный пункт - ЦЕЛИ спортсмена. Об этом также много писала ранее в других публикациях.
Спортсмен без цели - весьма неустойчивый спортсмен. Он может побеждать до определенного времени, пока работает его талант, пока нравится быть первым, пока сам процесс тренировок и соревнований "поджигает" его. Но всё это до определенного момента. Так как до вершины Олимпа доходят только те, кто хочет и готов до него идти, преодолевая все препятствия (как внешние, так и внутренние). Без этой готовности нет того же ЭНТУЗИАЗМА.
И это желание/готовность не возможно навязать, создать искусственным путем! Оно созревает внутри спортсмена. У кого-то раньше, у кого-то позже, у кого-то никогда.
Иногда тренеры и родители сами мешают созреванию этого стремления, раз за разом надламывая росток мотивации спортсмена.
И чем чаще спортсмену ставят в укор его НЕЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - тем больше сомнений у него внутри себя. Олимп и так не снится, а тут ещё постоянные претензии, негативные эмоции.
Дайте ситуации СОЗРЕТЬ! Важно, чтобы желание идти вперед "выросло" внутри самого спортсмена! И этому процессу главное не мешать, а, наоборот, помогать через адекватную работу.
Поэтому в таких случаях, если вашему спортсмену пока не снится Олимп - примите этот факт и работайте по коротким целям, "ешьте слона по кусочкам".
Составили план на год/полгода, разбили на подцели. Под каждой подцелью поставили конкретную задачу. Проработали её по плану ЕСЛИ...ТО.... И работайте дальше. Не нужно накалять ситуацию!
Работа на результат - это работа, в которую не стоит вносить суету, накал страстей, негатив. Это всё снижает энтузиазм! Это не рабочая обстановка.
Включите в себе и в свою работу, в общение со своим спортсменом ОСОЗНАННОСТЬ и СОБРАННОСТЬ (эмоциональную и физическую)! Именно эти качества как никогда нужны и вам, и вашим спортсменам!
Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена