Как наладить контакт с подростком

В любой сложной теме существуют две крайности: тезис и антитезис, между которыми может произойти синтез и создастся что-то новое и полезное.

Бытует мнение о том, что трудный переходный возраст «кричит» о необходимости сепарации: подростка надо оставить в покое, чтобы он отделился от родителей. Несомненно, сепарация является одной из важных задач этого возраста и ребята сами очень часто стремятся к столь необходимому отделению, свободе и уединению, указывая на то, что границы их комфорта нарушать нельзя.

Противоположное мнение говорит о жизненно важной необходимости контроля в этом опасном периоде: подростка необходимо уберечь от плохих компаний, вредных веществ, насилия и необдуманного выбора. Несмотря на меньшую популярность сегодня, могу сказать, что это всё тоже верно, ведь новые возможности совсем не гарантируют осознанного юноши или девушки, какие-то неприятности неизбежны, но всем хочется, чтобы они были по плечу.

Что же возможно синтезировать качественно новое из этих предпосылок? Как родителям быть одновременно с подростком близким, при этом не мешая естественным процессам сепарации, самопознания и вхождению в отношения с другими людьми?

Стоит помнить о том, что подростковый возраст не зря называют «трудным»: родителям трудно переживать тревогу за самостоятельные поступки и выборы их детей, но еще труднее взглянуть по-новому на своего ребенка, а именно увидеть в нём «начинающего взрослого». То есть, человека, который в принципе способен решать множество задач по  обеспечению собственных потребностей, среди которых и первое зарабатывание денег через неквалифицированный труд, и личная ответственность за поступки, и биологическая возможность к продолжению рода. Другой вопрос, если подросток совсем ничего об этом не знает, а любой интерес блокируется (не только в этом возрасте, но и ранее) теми, кто не хочет увидеть в своём ребенке взрослого – тогда можно получить ситуацию, когда подросток «ничего не хочет».

Для самих детей этот возраст труден в силу отсутствия жизненного опыта, малого знания самих себя и своих особенностей, но самое тяжелое – остаться без поддержки родителей, которые могут сопровождать это погружение во взрослый мир. Именно, сопровождать: не бросать, не выталкивать, не становиться на пути. Также важно не пытаться «перевоспитать», привить правильные ценности – для этого время уже упущено, но никогда не поздно выражать свои чувства, строить и перестраивать границы допустимого.

Довольно тонкая родительская работа состоит в том, чтобы почувствовать, когда ребенку нужно поставить границу, а когда дать возможность пострадать от собственного выбора и ощутить ценность собственной ответственности; когда выразить сочувствие, а когда оставить одного; когда доверить, а когда «проверить».

В любом случае, контакт с подростком сохранять нужно, хоть и в иной форме, нежели с ребёнком. Подросток учится формировать своё мировоззрение, осознавать свой опыт, разбираться в своих и чужих чувствах. Это требует уважения и терпения от старших. И этот период не бывает лёгким и беспроблемным, каким бы красочным не казался мир через призму социальных сетей.

Здесь приходит на помощь не только эмоциональный интеллект, но и тот фундамент доверительных отношений, который был заложен ранее в общении с ребенком: доверяет ли он Вам? Может ли обратиться за помощью? Что получит в ответ? Твёрдая позиция родителей или упрёки в стиле «как ты мог»? Способность выдержать неприятности ребенка или такое паническое беспокойство родителей, что проще разобраться самому?

Любой кризис детей провоцирует кризисные переживания у их родителей: как они переживали подобный период, какой опыт вынесли – иногда бывает полезно поделиться и своим опытом прохождения подростковых трудностей, но и тут тоже важно не переборщить.

Да, иногда в кризисные моменты существует некий вызов и самому родителю, ответьте честно сами себе на вопрос, что для Вас важнее:

  • Любимая профессия или высокий балл на ЕГЭ?
  • Сохранение своей власти или самостоятельность и зрелость в детях?
  • Отсутствие родительского беспокойства или вовремя сделанные выводы на материале своих ошибок?
  • Ваше видение и понимание успеха или его личное счастье?

Острые конфликты с подростком могут подорвать доверие: многие специалисты говорят о том, что уровень гормонов стресса у подростков намного выше, чем у взрослых людей и сопоставим с уровнем стресса психически нездоровых людей. Мне думается, не слишком хорошая идея – объяснять психически-неуравновешенному человеку о том, как на самом деле устроен мир, гораздо важнее послушать его версию, поддержать какие-то собственные идеи, а уже потом предложить собственную альтернативу. При этом не давить авторитетом и «пожитой жизнью», как бы не хотелось подчеркнуть свою доминантность, а сделать это из позиции «равный помогает равному».

Беспокойство можно заменить на интерес: не просто запретить играть в компьютер, а постараться для самого себя понять, что такого важного для Вашего ребенка есть в этой игре? Какие потребности за этим стоят? Чем принципиально отличается мир в книге от мира компьютерной игры? Возможно, в своём ребенке Вы увидите совсем нового, интересного, необычного и уже почти взрослого человека.

В любом случае, подростковый период не бесконечный, постарайтесь насладиться тем, что есть, а что можно изменить – меняйте.

Любите и будьте любимыми!

 

Как наладить контакт с подростком



Просмотров: 253
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Рубеж, или Возраст, когда уже поздно попробовать что-то новое
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Статья «Понять и принять или о том, что значит быть подростком?»
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Границы подростка: о том, что не касается родителей
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Лучшее, что Вы можете сделать для своих денег в этом году
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что чувствую, о том и говорю, или Когда болит душа
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • О том, что важней любви. Для родителей.
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • То, что надо помнить, когда вас покидают или в чем-то отказывают
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • 3 мифа о том, что произойдет, когда вы встретите своего любимого человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь