Метод Фельденкрайз - приближение

Метод Фельденкрайз  приближение

В прошлом году я познакомилась с двумя родственными телесными методами – соматикой Ханны и методом Фельденкрайз. Ханна ученик  Фельденкрайза и методы очень похожи.

Буду рассказывать про метод Фельденкрайза, потому что с него всё началось.

Можно сказать, что это метод берёт своё начало с исследований русского нейрофизиолога Николая Бернштейна. Моше Фельденкрайз развил его идеи и разработал новый телесный метод.

В основе метода сенсомоторное или органическое научение. Научение происходит в процессе получения обратной связи между ощущениями, мышцами и мозгом.

Многие обращаются к телесным практикам, когда присутствуют боли в теле, напряжение. Фельденкрайз обратил внимание, что причиной этих проблем могут быть стереотипные, автоматические движения, которые являются результатом жизненных психотравм.

Когда-то в первые месяцы жизни все мы учились двигаться, и этот механизм органического обучения доступен нам и сейчас.

С помощью телесных уроков мы можем в результате естественного процесса проб и ошибок найти новые более гармоничные и координированные движения.

Нет каких-то идеальных движений, каждый сам себе учитель, телесные уроки – это скорее игра, поиск, обновление телесных паттернов.

У метода Фельденкрайз есть определенные принципы, которые являются основой сенсомоторного научения и обеспечивают результативность уроков.

1. Внимание на различия.

Во время урока, когда вы внимательны к различиям в ощущениях тела во время движений, то таким образом мозг формирует новые нейронные связи. И соответственно более координированные движения, которые закладывают  гибкую и свободную осанку.

2. «Движение всем телом».

Даже небольшое движение является частью большего неврологического паттерна. Если вы начнёте обращать внимание на то как происходят движения, то почувствуете как включается ваше тело целостно.

Эффективное движение выполняется не только за счет активации определенных мышц, но также и за счёт расслабления других мышц.

В некоторых направлениях йоги также обращают внимание на то, что мышца работает хорошо только когда может и полностью расслабиться. Хронически же напряженные мышцы не могут эффективно участвовать в движениях и асанах.

3. Медленные движения.

Когда я впервые попала на урок Фельденкрайз, то наверно моя реакция была похожа на то как реагируют многие современные люди в нашем бешенном городском ритме: «Ну что же за нудятина?» Хорошо, что я попробовала ещё раз спустя какое-то время и смогла что называется распробовать этот метод, и получить первые результаты.

Замедление необходимо для научения и создания новых нейронных связей как воздух. Ведь только замедляясь, вы можете вообще обнаружить какие-либо ощущения, а тем более различия в ощущениях. Чем медленнее вы двигаетесь, тем больше у вас возможностей заметить как вы двигаетесь, и сделать ваше движение осознанным.

4. Уменьшение усилия – закон Вебера-Фехнера.

У многих есть такое ошибочное убеждение, что для лостижения результата нужно приложить как можно больше усилий.

Если же речь идёт о сенсомоторном обучении, то при освоении новых паттернов движений нужно уменьшение усилий.

Когда вы уменьшаете усилия, то у вас появляется больше возможностей уловить тонкие нюансы ощущений, действия, что приводит к лучшей координации и качеству движения.

Опять же уменьшение усилия способствует осознаванию, обращению внимания на детали.

Этот принцип является результатом исследований немецкого физиолога Эрнста Вебера в 1834 г. и позднее его ученика Густава Фехнера. Если сенсорный стимул очень велик, мы не можем заметить маленькое изменение. С другой стороны, сели сенсорный стимул невелик, то мы можем уловить малейшие изменения.

5. Концентрация на процессе, а не результате.

Целью любого урока по методу Фельденкрайз является погружение в процесс научения. Чрезмерные мысли о результате и эффективности мешают замедлению, концентрации, образованию новых нейронных связей.

Целеполагание приводит к узости восприятия и не способствует чувствительности, которая так важна при развитии новых движений.

Когда вы больше уделяете внимание процессу, то это способствует освобождению от автоматических паттернов, создаёт возможность выбора чего-то нового и более адаптивного для вашей сегодняшней ситуации.

Лучше относиться к урокам как к игре, творчеству, получению удовольствия от самих движений и тела.

Что-то новое обычно появляется через пробы, ошибки, экспериментирование.

Очень много общего вижу с гештальттерапией – близкие принципы: замедление, присутствие в процессе, игра, творчество, целостность, осознавание тела. Так здорово, увидеть какие-то общие, организмические принципы, которые находят применение в различных направлениях. Это пожалуй, ещё раз про универсальность и жизненность этих принципов.

 

Литература:

  1. Моше Фельденкрайз. Сознавание через движение
  2. Томас Ханна. Соматика: возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем
  3. Николай Бернштейн. О ловкости и её развитии
  4. Жак Вэгье. Введение в метод Фельденкрайз

Если статья вам понравилась, то нажмите на "Сказать спасибо" со значком большой палец вверх внизу.

Подпишитесь на мои новые публикации!

Записаться на психотерапевтическую консультацию очно или по скайпу к автору этой статьи можно по телефону +7 926 596 87 15 или на личном сайте Софьи Пушкаревой  



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метод Фельденкрайз - открытие 2018 года
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • О телесном. Моше Фельденкрайз
  • Моше Пинхас Фельденкрайз
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Техника «Расписание движения» как метод планирования
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как выбрать психолога? Что важно знать и на что обращать внимание
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Метод развивающего обучения. Что это?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • О чем молчат подростки...Часть 5: о том, что им нужно ваше внимание, родители!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь