|
Метод Фельденкрайз - приближениеАвтор статьи: Пушкарёва Софья Сергеевна
В прошлом году я познакомилась с двумя родственными телесными методами – соматикой Ханны и методом Фельденкрайз. Ханна ученик Фельденкрайза и методы очень похожи. Буду рассказывать про метод Фельденкрайза, потому что с него всё началось. Можно сказать, что это метод берёт своё начало с исследований русского нейрофизиолога Николая Бернштейна. Моше Фельденкрайз развил его идеи и разработал новый телесный метод. В основе метода сенсомоторное или органическое научение. Научение происходит в процессе получения обратной связи между ощущениями, мышцами и мозгом. Многие обращаются к телесным практикам, когда присутствуют боли в теле, напряжение. Фельденкрайз обратил внимание, что причиной этих проблем могут быть стереотипные, автоматические движения, которые являются результатом жизненных психотравм. Когда-то в первые месяцы жизни все мы учились двигаться, и этот механизм органического обучения доступен нам и сейчас. С помощью телесных уроков мы можем в результате естественного процесса проб и ошибок найти новые более гармоничные и координированные движения. Нет каких-то идеальных движений, каждый сам себе учитель, телесные уроки – это скорее игра, поиск, обновление телесных паттернов. У метода Фельденкрайз есть определенные принципы, которые являются основой сенсомоторного научения и обеспечивают результативность уроков. 1. Внимание на различия. Во время урока, когда вы внимательны к различиям в ощущениях тела во время движений, то таким образом мозг формирует новые нейронные связи. И соответственно более координированные движения, которые закладывают гибкую и свободную осанку. 2. «Движение всем телом». Даже небольшое движение является частью большего неврологического паттерна. Если вы начнёте обращать внимание на то как происходят движения, то почувствуете как включается ваше тело целостно. Эффективное движение выполняется не только за счет активации определенных мышц, но также и за счёт расслабления других мышц. В некоторых направлениях йоги также обращают внимание на то, что мышца работает хорошо только когда может и полностью расслабиться. Хронически же напряженные мышцы не могут эффективно участвовать в движениях и асанах. 3. Медленные движения. Когда я впервые попала на урок Фельденкрайз, то наверно моя реакция была похожа на то как реагируют многие современные люди в нашем бешенном городском ритме: «Ну что же за нудятина?» Хорошо, что я попробовала ещё раз спустя какое-то время и смогла что называется распробовать этот метод, и получить первые результаты. Замедление необходимо для научения и создания новых нейронных связей как воздух. Ведь только замедляясь, вы можете вообще обнаружить какие-либо ощущения, а тем более различия в ощущениях. Чем медленнее вы двигаетесь, тем больше у вас возможностей заметить как вы двигаетесь, и сделать ваше движение осознанным. 4. Уменьшение усилия – закон Вебера-Фехнера. У многих есть такое ошибочное убеждение, что для лостижения результата нужно приложить как можно больше усилий. Если же речь идёт о сенсомоторном обучении, то при освоении новых паттернов движений нужно уменьшение усилий. Когда вы уменьшаете усилия, то у вас появляется больше возможностей уловить тонкие нюансы ощущений, действия, что приводит к лучшей координации и качеству движения. Опять же уменьшение усилия способствует осознаванию, обращению внимания на детали. Этот принцип является результатом исследований немецкого физиолога Эрнста Вебера в 1834 г. и позднее его ученика Густава Фехнера. Если сенсорный стимул очень велик, мы не можем заметить маленькое изменение. С другой стороны, сели сенсорный стимул невелик, то мы можем уловить малейшие изменения. 5. Концентрация на процессе, а не результате. Целью любого урока по методу Фельденкрайз является погружение в процесс научения. Чрезмерные мысли о результате и эффективности мешают замедлению, концентрации, образованию новых нейронных связей. Целеполагание приводит к узости восприятия и не способствует чувствительности, которая так важна при развитии новых движений. Когда вы больше уделяете внимание процессу, то это способствует освобождению от автоматических паттернов, создаёт возможность выбора чего-то нового и более адаптивного для вашей сегодняшней ситуации. Лучше относиться к урокам как к игре, творчеству, получению удовольствия от самих движений и тела. Что-то новое обычно появляется через пробы, ошибки, экспериментирование. Очень много общего вижу с гештальттерапией – близкие принципы: замедление, присутствие в процессе, игра, творчество, целостность, осознавание тела. Так здорово, увидеть какие-то общие, организмические принципы, которые находят применение в различных направлениях. Это пожалуй, ещё раз про универсальность и жизненность этих принципов.
Литература:
Если статья вам понравилась, то нажмите на "Сказать спасибо" со значком большой палец вверх внизу. Подпишитесь на мои новые публикации! Записаться на психотерапевтическую консультацию очно или по скайпу к автору этой статьи можно по телефону +7 926 596 87 15 или на личном сайте Софьи Пушкаревой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|