Этот эпитет очень часто можно услышать в отношении людей выдающихся в той или иной сфере. Зачастую это, например, основатели или CEO всемирно известных миллиардных компаний, например Стив Джобс обладал большим количеством странностей по общепринятым меркам, это можно услышать в отношении Марка Цукерберга, даже о нашем соотечественнике Павле Дурове частенько мелькают заметки, значительно контрастирующие с тем, что большинство привыкло ожидать от людей успешных и богатых. Этот список можно продолжать долго, но известная всем поговорка: «У богатых свои причуды» (где богатые тоже подразумеваются, как люди отличные от большинства) тоже намекает на те самые странности не свойственные «нормальным» людям.
В этой статье я хотел бы поговорить о спонтанности, как творческом начале каждого человека, т.к. все мы обладаем ей от рождения. Думаю каждый у кого есть дети может это подтвердить. Например моя полутора годовалая дочь спонтанна 24/7 Это качество дано нам, как основа нашего творческого начала ведущая нас к непрерывному генерированию прогрессивных мыслей, идей, изобретений и произведений искусства. То что отличает нас от машин, роботов и программ и дает нам возможность их создавать.
Загвоздка в том, что эту самую спонтанность нас с детства учат прятать в виду того, что в раннем детстве она очень сильно расходится с социальными нормами поведения значимых взрослых, которые нас окружают. Спонтанное поведение очень легко спутать с импульсивностью, эпатажем, инфантильностью излишними раскованностью и незрелостью. Именно от этих перегибов родители стремятся уберечь свое дитя, ведь как известно, все хорошо в меру. Поэтому проявление себя в настоящем, выражение своих чувств, эмоций и творческих порывов это есть редкое умение, скорее даже талант, который, к слову доступен не всем, но к счастью подлежит развитию
Почему мы теряем себя в определенный момент или период жизни? Чаще всего это происходит потому, что социальные нормы, в которые вписывают нового человека окружающие его взрослые подчинены таким категориям, как: хорошо - плохо, правильно - неправильно, восхищение - унижение и т.д. Именно подобная поляризация искажает адекватное восприятие индивидом самого себя и других, что и приводит к отрицанию своего опыта, который не укладывается в полярную парадигму.
Постоянные требования окружающего общества вписываться в категоричные рамки делают из уникального индивида посредственного, из энергичного и любознательного вялого и безинициативного. Потому как проявление самости (истинное, глубинное, настоящее Я человека) и саморегуляции (когда организм регулируется сообразно своей природе, индивид ведет себя спонтанно и естественно), как здоровых проявлений человека может в моменте не вписываться в категории, установленные в среде (окружающем индивида обществе). Тогда на позывы к удовлетворению своих потребностей и проявлению себя появляются такие реакции как страх, стыд, вина… Оттуда же и появляется к себе вопрос, похоронивший многие прекрасные идеи и начинания, «А что обо мне подумают (скажут) другие?» Или, что не особо лучше, он задается окружающим в ожидании оценки и она не соответствует тем прекрасным ожиданиям, которые возникли вместе с идеей перед ним. Наслушавшись чужих страхов закономерно принимается решение либо отложить, либо; «да ну его нафиг, че это я в самом то деле»
На нашем жизненном пути встречается полно таких «заведений» где спонтанность и творческое начало рубятся на корню. Школа, институт (не все конечно), армия и просто традиционное общество. Как сейчас помню, как в школьные годы мама гасила мои упреки и бунты в адрес явно закостеневших в совковом прошлом учителей. Затем это все было «отполировано» армией, где практически любая инициатива и спонтанность «поощрялась» не самыми приятными «бонусами» в виде дополнительной занятости Думаю, что у каждого наберется немало подобных примеров. Именно поэтому зачастую молодыми людьми так часто ценится общество сверстников, не совсем «отредактированных» весьма тесными рамками социальных норм.
В итоге, пройдя все жернова социальных институтов на выходе в большинстве случаев получаем личность запуганную и незрелую малоспособную на подвиги т.к. фильтр критического мышления не был вовремя подставлен потоку чужих страхов и установок. При этом зрелость личности является важнейшим качеством по мнению Ф. Перлза, который определяет зрелость, как доверие к собственному мнению и интуиции, саморегуляцию и самоконтроль, опору на собственные способности и ресурсы. Таких и правда не так часто встретишь в возрасте 30 и старше…
Так вот, вернемся к тем, кто катит этот мир. По сути они так и не приучились прятать свои "странности", а скорее наоборот с их помощью они направляют свою энергию на удовлетворение своих потребностей и на наилучшее взаимодействие с окружающей средой автономно и наиболее аутентичным образом. С помощью чего и получают возможность творить в любой сфере жизни от искусства до масштабных бизнес проектов.
Взять для примера, Генри Форда. Если бы он в конце 19 века не обладал вышеописанными качествами и согласился с таким общественным описанием себя как «тот безумный на самодвижущейся повозке со своей женой (которая единственная верила в него безоговорочно)», как скоро человечество получило бы возможность быстро и комфортно преодолевать многокилометровые расстояния? Или если бы все, кто привнес в нашу жизнь монументальные изменения, идеи и изобретения руководствовались мнением большинства и вместо попыток реализации своих безумных идей выпили пивка и пошли спать, где бы мы сейчас были? Наверно эту статью я бы нацарапал на папирусе и разослал бы вам почтовыми голубями, да и была бы она о другом
Всем добра, побольше зрелости, осознанности, смелости в проявлении себя!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.