Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?

Автор статьи: Дарья Шутова

Творчество - это открытия, эксперименты, рост, риск, нарушение правил, ошибки и удовольствие.

Мэри Лу Кук

 

Приглашение ребёнка к творчеству лучше всего организовать благодаря созданию специальной развивающей среды, наполненной различными сенсорными материалами: глиной, пластилином, натуральным пчелиным воском или солёным тестом для лепки, красками, восковыми мелками, сухой и масляной пастелью, цветным скотчем, бумагой, картоном, ножницами (если ребёнок уже умеет пользоваться ими самостоятельно), фломастерами и карандашами, клеем, корзинами с шишками, галькой, ракушками, деревянными брусочками, непряденой шерстью, контейнерами с песком или крупами (например, рисом, гречкой или фасолью), а так же бусинами, пуговицами, помпонами, ленточками, блёстками и прочими мелочами.

Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие

Главная особенность такой среды - это насыщение ребёнка приятными сенсорными стимулами, в первую очередь, тактильными, зрительными и слуховыми, а так же отсутствие заданного результата, то есть свобода и спонтанность действий, которые являются достаточно простыми и не требуют от него овладения сложными навыками и умениями. Сенсорные материалы хороши тем, что не диктуют ребёнку совершать какие-то конкретные действия с ними, в отличие от развивающих игрушек и пособий из магазина. Они позволяют детям по-разному проявлять свои творческие способности: в игре, в художественной или исследовательской деятельности. Конечно же, важно помнить о правилах безопасности, учитывая возраст ребёнка, и не предлагать ему те предметы, которые он может случайно проглотить во время вашего отсутствия или другими способами причинить себе вред.

Обустройте дома, в детском саду или школе удобное пространство для самостоятельной работы ребёнка с различными материалами, чтобы в любой момент, когда ему захочется, он смог бы превратиться в исследователя, изобретателя или художника.

Подготовьте все необходимые материалы и само место для творческой деятельности заранее, потому что дошкольникам бывает особенно трудно долго ждать, они устают, не могут удерживать своё внимание длительное время и быстро теряют интерес. Постарайтесь организовать рабочее место для ребёнка таким образом, чтобы ни вы, ни он не беспокоились в процессе творчества об испачканной мебели или испорченных ценных вещах. Для этого застелите стол и   напольное покрытие полиэтиленовой плёнкой, переоденьтесь с ребёнком в удобную одежду, которую можно пачкать, а все лишние вещи уберите подальше, чтобы они вас не отвлекали или случайно не пострадали в ходе творческих занятий. Когда процесс игры или творчества завершится, привлеките ребёнка к совместной уборке рабочего пространства, чтобы развить его бытовые навыки и повысить самостоятельность, а так же помочь ему ассимилировать полученный опыт и перейти к другой деятельности.

Пусть для начала материалов будет немного или даже лучше, чтобы ребёнок знакомился с ними по отдельности и постепенно. Если выбор будет слишком большим, то, вероятнее всего, ребёнок дошкольного возраста растеряется и не сможет сосредоточиться на чем-то одном, хаотично берясь за все подряд.

Допустим, вы предлагаете ребёнку работу с пластилином. Начните с того, чтобы познакомить его со свойствами этого материала. Чтобы акцентировать на них внимание ребёнка, попросите его выбрать только один цвет и продолжить работать с ним, используя руки, а различные дополнительные инструменты и аксессуары, отложить на потом. После того, как ребёнок исследует свойства пластилина, покажите ему несколько приёмов работы с ним (не стоит стремиться все тут же и сразу рассказать - оставьте что-то для следующего занятия): как можно отщипывать кусочки и прилеплять их к другому куску, делать с помощью пальцев различные углубления или дырки, катать шарики и колбаски, делать лепёшки и так далее.

Нередко полезной оказывается одна и та же работа с одним материалом, которая совершается по много раз, хотя для взрослого, на первый взгляд, это может выглядеть как рутина. Таким способом ребёнок закрепляет и совершенствует приобретённые им ранее навыки, знания и умения. Это помогает подробнее и глубже изучить новый материал, а так же вдохновляет на творческие идеи.

Попробуйте в дальнейшем предложить ребёнку другие способы работы с уже хорошо знакомыми ему материалами. Например, рисовать цветными восковыми мелками или пастелью не на белой, а чёрной бумаге, или же рисовать, лёжа на спине, закрепив при этом лист плотной бумаги скотчем под столом, либо нарисовать любые узоры белым восковым мелком на белой бумаге, а потом раскрасить лист акварельными красками и посмотреть, что из этого получится.

Важно помнить, что некоторые дети, как и взрослые, обладают гиперчувствительностью к определённым сенсорным ощущениям: кто-то не любит трогать жидкую глину и тесто, рисовать пальчиковыми красками, играть с влажным песком, либо не переносит каких-то запахов, звуков или ярких цветов. Учитывайте эти особенности и при необходимости предлагайте альтернативные варианты, например, кисточки, валики, губки или штампы для рисования красками, пластилин вместо глины, либо материалы для лепки, обладающие более плотной текстурой, материалы без резко выраженных запахов и так далее. Бывает, что через какое-то время толерантность к воздействию определённых стимулов повышается, и ребёнок легче соглашается пачкать руки во время художественных занятий или сенсорных игр. Поэтому необходимо запастись терпением и периодически предлагать детям пробовать работать с новыми материалами.

Взрослому, который сопровождает ребёнка во время творческих экспериментов, важно обладать такими качествами, как наблюдательность, готовность предоставлять ребёнку разумную свободу, спонтанность и гибкость, внимательность, способность спокойно воспринимать неожиданный результат, стремление поддерживать ребёнка, не критиковать его. Тогда ребёнок обретёт уверенность в себе и научится доверять своему творческому началу, воображению и фантазии.

Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Например, если он любит динозавров, то попробуйте спрятать небольшие фигурки в песок, чтобы ребенок их отыскивал руками или с помощью жёсткой кисточки (если песок достаточно сухой), проводя "археологические раскопки". Крошечные фигурки динозавров можно положить в воздушный шарик, а затем наполнить его водой и заморозить. Когда вы достанете эту заготовку через пару часов, предварительно сняв резиновую оболочку, то у вас получится «ледяное яйцо» с динозавром внутри. Оно пригодится для сюжетной игры, наблюдений за физическими свойствами воды или «ледяных раскопок». Более крупные пластмассовые игрушки можно окунать в краску, чтобы они оставляли свои следы на бумаге, тогда ребёнок будет отгадывать, какие из них какому динозавру принадлежат: например, диплодоку, трицератопсу или тиранозавру?

Занятия творчеством с группой детей способствуют их социализации, развитию речи и сотрудничества, когда появляется необходимость обсудить идею общего проекта, распределить задачи и функции для выполнения совместной работы, обменяться инструментами и материалами, либо обратиться за помощью к своему напарнику, если что-то не получается сделать самому. Нередко помощь взрослого требуется для налаживания именно процесса взаимодействия и общения между детьми, а не достижения конечного результата как такового.

Возможно, хорошим подспорьем для вас станут "правила развития творческого начала", которые сформулировала Ракель Дорли - известный блогер, преподавательница искусств и художественного творчества.

  • Создайте комфортное пространство для творчества, чтобы ребёнок мог самостоятельно воспользоваться необходимыми материалами и инструментами в безопасной и доступной форме в любой момент, когда ему захочется что-то нарисовать, смастерить или попробовать реализовать новую творческую идею. Подбор и поиск материалов - важный этап творческого процесса. Когда ребёнок сам выбирает необходимый ему цвет бумаги, кисточку или фломастер, то он совершает осознанный выбор и видит результат своих действий, который от этого выбора зависит. Выбирая материалы, которые непосредственно интересны самому ребёнку и будят его воображение, он начинает принимать активное участие в процессе обучения, тем самым формируется его собственная мотивация. Возможность ребёнка каждый день спокойно и не торопясь исследовать одни и те же творческие материалы, помогает ему лучше узнать их свойства и закрепить свои навыки работы с ними. Кроме того, когда дети видят, что окружающие взрослые так же увлечены собственными хобби, то они привыкают к тому, что творческая деятельность - это осмысленное, интересное и важное занятие, а не пустая трата времени. Подумайте о том, что вам самим нравится или хотелось бы попробовать: рисовать, ходить на танцы, заниматься вокалом или играть на музыкальных инструментах, разыгрывать театральные сценки, готовить новые вкусные блюда, или вязать, шить, освоить столярное дело или маркетри, а может быть заниматься квилингом или скрапбукингом?
  • Поощряйте детей задавать различные вопросы, поддерживайте их любознательность и естественное любопытство, а потом вместе ищите на них ответы и экспериментируйте. Если ребёнок о чем-то вас спрашивает, значит, эта тема или деятельность действительно интересна для него, и он хочет разобраться в ней глубже. Чтобы помочь ребёнку самому начать рассуждать на волнующую его тему, а затем прийти к важным выводам, попробуйте вести диалог в форме открытых вопросов. Они могут касаться уже имеющихся у ребёнка знаний. Например: "Поделишься со мной, какие породы собак ты уже знаешь?". Или быть связаны с вашими наблюдениями за творческим процессом. Например: "Я заметила, что ты смешал воду и пену для бритья, а потом добавил к ним желтую краску. Получился интересный эффект!". Вопросы к ребенку могут быть так же сформулированы в форме рассуждения. Например: "Расскажи мне, пожалуйста, про эти яркие синие линии наверху рисунка?", или: "Расскажешь мне побольше о динозаврах, для которых ты сегодня вылепил пещеру?". Постарайтесь воздержаться от интерпретаций или оценочных суждений, тогда ребёнок пойдёт вам на встречу, увидев искренний интерес, и сам расскажет о своей игре, поделке или фантазиях, желаниях и целях, которые он хотел воплотить или достичь в процессе творчества.
  • Постарайтесь активно выслушивать детей, когда они делятся с вами своими переживаниями, мыслями, идеями и фантазиями. Вы можете так же фотографировать, то что создал ребёнок, а потом записывать его рассказ о своём творении или игре. Таким образом, у вас получится самодельный творческий дневник, куда вы будете вместе с ребёнком помещать фотографии, памятные рисунки и придуманные истории. Все это послужит развитию ваших отношений и развитию привязанности.
  • Проявляйте любопытство сами и расширяйте своё видение привычных вещей по-новому. Как пробудить воображение, спросите вы? Попробуйте вместе с ребёнком взять какой-нибудь самый обычный предмет, например картонную коробку из-под обуви, и поиграть следующим образом:
  • Опиши, какой это предмет: его форму, цвет, размер, материал, вес, холодный он или тёплый, гладкий или шершавый, твёрдый или пушистый?
  • Для чего нужен этот предмет, что им можно делать?
  • Как был сделан этот предмет, где его изготавливают или производят?
  • Можешь ли ты смастерить похожий предмет, из какого материала?
  • Найди в комнате предметы такой же формы, или цвета, или размера, или материала, или веса и назови их!
  • Придумай, как его можно использовать по-новому или каким-то необычным способом (например, оклеить цветной бумагой и сделать кукольный домик, или смастерить кассу для игры в "магазин")?
  • А как ещё можно было бы хранить обувь дома?
  •  

    Затем вы можете обратить любопытство ребёнка в действие и поэкспериментировать с выбранными вами предметами. В примере с обувной коробкой предложите ребенку сделать следующее: исследовать материал из которого она сделана, разрезая его ножницами, складывая или разрывая руками; вырезать из коробки какие-нибудь фигурки для настольного театра; смастерить из неё почтовый ящик или красивую упаковку для подарка другу; использовать коробку для сюжетно-ролевой игры, сделав кроватку для куклы, или автомобиль для супер-мена.

  • Воспринимайте ошибки в позитивном ключе - как возможность для вашего развития, чтобы научиться чему-то новому или в чем-то потренироваться. В творчестве мы часто встречаемся с тем, что приоритет принадлежит самому процессу, а не только результату. Промахи можно рассматривать как средство познания мира и самосовершенствования. Важно то, как взрослые относятся к собственным и чужим "неудачам". Если показать ребёнку, что ошибки являются естественной частью жизни, творчества, активного познания мира и экспериментирования, то они станут для него вполне переносимыми и хорошей возможностью для личностного роста. Креативное мышление и положительная самооценка чаще наблюдаются у тех детей, которые воспринимают "неидеальный" результат как преодолимое препятствие. Если же ребёнок пока что не в силах справиться с разочарованием и злостью, когда у него что-то не получается с первого раза, то попробуйте поддержать его и спросить: "Как ты думаешь, что можно сделать иначе или по-другому? Чем я могу тебе помочь? Как стоит поступить в другой раз, чтобы добиться желаемого результата?".
  • Полюбите творческий беспорядок. Иногда в вашем пространстве на какое-то время может возникать хаос, но это естественный спутник исследовательского или творческого процесса как у детей, так и взрослых. Зачастую взрослых пугает не сам беспорядок как таковой, а мысль о том, сколько сил и времени придётся потратить на уборку. Поэтому важно приучать детей вместе с вами наводить порядок после того, как творческий процесс завершён и только потом переходить к следующему виду деятельности. Продумайте заранее организацию рабочего места: удобный по высоте и степени освещения стол, который застилается клеенкой, рабочую одежду, защиту пола и стен большими листами картона или старыми обоями, специальные системы хранения для художественных материалов, чтобы это было эргономично, легко убиралось на места и отмывалось (например, прозрачные контейнеры или корзины с соответствующей картинкой для кисточек, красок, фломастеров, ножниц, клея и бумаги). Чтобы ребёнок по возможности мог потом все раскладывать и отмывать самостоятельно, знал, куда положить грязный фартук или рабочую одежду и постирать их, где взять тряпочки и безопасные моющие средства, куда сложить мусор и прочее. Держите поблизости сухие бумажные полотенца и влажные салфетки. Если ребёнок пока ещё не научился самостоятельно пользоваться красками или другими "пачкающими" материалами, то держите на рабочем столе в зоне свободного доступа только те предметы для творчества, которыми вы разрешаете ему пользоваться когда угодно. Часть творческих игр и упражнений бывает удобно проводить на улице в тёплое время года (игры с водой и песком, глиной, природными материалами или красками и так далее).
  • Относитесь к переживанию скуки как ещё одному шагу на пути самосовершенствования. Взрослым не стоит постоянно стремиться специально чем-то занять ребёнка, чтобы спасти его от скуки. Этот опыт полезен и помогает ребёнку самому научиться обнаруживать свой интерес, собственные желания: играть, фантазировать, придумывать что-то новенькое, строить, экспериментировать, проявлять любопытство, исследовать окружающий мир, воображать и творчески развиваться.
  • Постарайтесь не мешать ребёнку, когда он с упоениям погружается в игру или творчество, ведь процесс обучения лучше всего идёт тогда, когда у человека есть собственная внутренняя мотивация, он вовлечён в работу и получает от этого удовольствие. Ребёнок может чувствовать себя скованно, реже проявлять инициативу, фантазию или стесняться, когда взрослые постоянно находятся рядом и наблюдают за ним. Вспомните случай, когда вы сами были полностью включены в какую-то интересную для вас деятельность до такой степени, что отвлечь вас было невозможно. Что вас так увлекло тогда? Какие чувства вы испытывали? Сколько времени прошло прежде, чем вы очнулись? Наверняка, теперь вам легче будет понять, что означает пребывать "в потоке" и получать удовольствие от нахождения наедине с самим собой? Поощряйте независимость и свободу детей, если они с головой ушли в творческий процесс и не просят сейчас вашей поддержки - пусть ситуация разворачиваться естественным путём.
  • Чаще выбирайтесь вместе с детьми на природу или совершайте прогулки в интересные места в городе (парки, музеи, театры и так далее). Богатая сенсорная среда окружающей нас природы позволяет ребёнку не только всесторонне развиваться, но и предоставляет возможность наблюдать, узнавать новое, совершенствовать ранее приобретённые навыки, играть в двигательные, сенсорные и сюжетно-ролевые игры, фантазировать и сочинять истории, изобретать и экспериментировать, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, сотрудничать и развивать речь.
  • Многие творческие занятия и поделки тесно связаны с тем или иным временем года, что помогает создать гармоничный жизненный ритм для ребёнка и увлекательно прожить смену сезонов. Наблюдения за изменениями в природе в течение года знакомят детей с жизнью растений, животных, птиц и насекомых, а так же различными естественнонаучными явлениями ("Почему зимой вода превращается в лёд?"; "Откуда берутся снежинки?"; "Почему осенью листья меняют цвет?"; "Как получается радуга?"). Попробуйте, отправившись на прогулку в лесопарк, пробудить и активизировать основные сенсорные каналы, выполнив несколько игровых заданий, ориентируясь на актуальное сейчас время года и возможности ребенка. Возьмём для примера осень:

    - Посмотрите и понаблюдайте: как листва деревьев меняет свой цвет?; какие листья можно собрать поблизости (сделайте осенний гербарий, вклеив в альбом свои находки и подписав их с ребёнком)?; какие виды деревьев растут в вашем парке?; какие "подарки осени" вам удастся найти в лесу (жёлуди,  шишки, каштаны, лесные орехи, грибы, боярышник, шиповник и прочее)?; каких птиц и животных вы видели во время прогулки?; посмотрите, как красиво кружатся осенние листья, если их подкинуть вверх, устроив "салют"; а какая сейчас погода?

    - Послушайте: как шуршат разноцветные листья под ногами?; поют ли сейчас птицы в лесу и если да, то какие?; а какие звуки вы сможете ещё услышать в тишине осеннего леса (может быть шум ветра или капли начинающегося дождя)?

    - Ощутите запах: осенней листвы и мокрой коры на стволах деревьев; как пахнут грибы в лесу и прелая земля?; попробуйте испечь осенний пирог из яблок или тыквы, а затем насладиться его ароматом и вкусом, устроив чаепитие;

    - Ощутите вкус: сочных яблок, слив, ягод и грибов, лесных орехов, тыквенных семечек, чая из шиповника;

    - Почувствуйте, какие наощупь: опавшие осенние листья, кора деревьев, шишки, жёлуди, каштаны и орехи, а так же различные сезонные овощи и фрукты (тыквы, кабачки, яблоки и др.) - их можно даже угадывать, сложив в холщовую сумку или корзину; шерстяной плед, перчатки или шарф;

    - Соберите различные "осенние сокровища" и красиво разместите их дома, сделав композицию для "столика времён года", содержание которой будет меняться в зависимости от сезона; все что вы найдёте вместе с ребёнком можно будет использовать так же для поделок, творческих заданий, сенсорных и сюжетно-ролевых игр;

    - Развивайте уже имеющиеся знания и навыки у ребёнка. Например, попросите найти и сосчитать во время прогулки: количество клёнов, дубов и каштанов; сколько дятлов, синиц или ворон вы увидели; белок и других зверей; пять красных кленовых листьев и три желтых; десять каштанов, семь шишек и так далее. Попросите назвать те окружающие вас предметы, которые начинаются на определённую букву. Загадывайте друг другу загадки, описывая то, что находится вокруг вас поблизости, но при этом не называя сам предмет.

  • Относитесь ко всему как к творческому эксперименту и новым открытиям. Эксперимент помогает ребёнку ставить различные вопросы "Что произойдёт, если...?" и искать на них ответы, видеть, что к решению любой задачи можно подойти с разных сторон. Ребёнок учится самостоятельно мыслить, когда выдвигает различные гипотезы, наблюдает, исследует, экспериментирует и решает собственные задачи. Кроме того, взрослые не всегда могут дать ответы, удовлетворяющие ребёнка. Эксперимент раздвигает границы привычного и способствует развитию креативного мышления.
  • Как говорить с детьми об их рисунках и творчестве?

    Поддержка юных исследователей и художников не сводится только к тому, что вы предоставляете им необходимые материалы и рабочее пространство. Для детей важно то, как вы разговариваете с ними об их творчестве. Ваши слова и поступки способны укрепить творческие способности ребёнка, повысить его самооценку, научить описывать свои эмоции и впечатления, а так же поддержать интерес к искусству.

    Детские рисунки и поделки совсем не обязательно должны описываться словами "красивый" и "замечательный". Более того, они часто бывают абстрактными и не связанными с какой-то конкретной тематикой. Дети черпают своё вдохновение в самом процессе в ходе работы с различными материалами, инструментами и поверхностями. Так например, дошкольники получают удовольствие, наблюдая как растекаются и смешиваются на бумаге краски, какие разноцветные вихри возникают в банке с водой, когда окунаешь туда кисточку, как получается новый оттенок, если соединить несколько цветов.

    Дети раннего возраста пока ещё не могут сами рассказать вам о своём творении. В такой ситуации взрослому достаточно бывает просто описывать то, что он видит, непосредственно сам процесс, в который включён ребёнок при создании картины.

    Не ограничивайтесь описанием только действий ребёнка во время рисования, поговорите с ним о цвете, линиях, узорах или настроении созданного рисунка. Что вы видите на рисунке? Возможно, синий фон с красными, желтыми и зелёными точками? Тогда вы можете прокомментировать: "Ты выбрал толстую кисть, а затем рисовал быстрыми и свободными движениями. Я вижу много синей краски и яркие разноцветные точки повсюду на листе. В некоторых местах синяя краска смешалась с желтой и получились зеленые пятнышки!". Иногда ребёнку не требуется даже обратной связи от вас, а нужно всего лишь ваше присутствие рядом, активное слушание и наблюдение за его деятельностью. В другой раз вы можете предложить ребёнку самому рассказать вам о своём рисунке или поделке.

    Нередко дети любят придумывать истории, которые сопровождают их произведения искусства. В разное время у детей одно и то же творение несёт разную смысловую нагрузку или содержание, поэтому не удивляйтесь и не спорьте с ними: семья лесных медведей легко может превратиться в цирковых котиков, а замысловатые зигзаги и спирали стать волшебным заклинанием, которое умеют читать только настоящие волшебники!

    Какое развитие претерпевает детский рисунок по мере взросления ребёнка?

    Доизобразительный период включает в себя стадию "марания", затем стадию ритмических каракулей и, наконец, ассоциативную стадию, когда появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. По качеству и характеру изображения «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей. Самое главное в нем — это отношение самого ребенка к своему рисунку. Образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. Дети вначале рисуют, а потом, «увидев» в рисунке какой-то образ предмета, — называют его. Поэтому на вопрос взрослого: «Что ты нарисовал?» — ребенок может дать любое название своему рисунку, которое через некоторое время снова изменится (его каракули могут обозначать и "дом", и какое-то "животное", и самого ребёнка).

    Период бесформенного изображения отдельных элементов наблюдается у детей примерно от 1,5-2-х лет до 3-3,5 лет. Началом перехода к следующему периоду — изобразительному, условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо деятельности), и лишь затем создаётся сам рисунок (начало целенаправленной деятельности).

    Изобразительный период.

  • Стадия условно-схематического изображения или "головоногов" (от 2,5-3-х лет до 4-5 лет), когда у ребенка появляется рисунок в собственном смысле этого слова. На данном этапе ребенок рисует очень схематические изображения предметов, далекие от их реалистичной передачи. Фигура человека на таких рисунках обычно состоит из головы, ног, рук и туловища. Ребенок рисует только то, что он знает о предмете и что кажется ему в нем наиболее существенным и постоянным (обобщенное знание), а совсем не то, что он видит в реальности или даже представляет себе об этом предмете. Иногда такие рисунки можно назвать "рентгеновскими": в начале ребёнком изображается, например, тело человека, а поверх него - одежда, через которую это тело как бы "просвечивает", на лице человека в профиль дети часто рисуют два глаза, хотя в реальности второй глаз не виден, а над головой они могут изобразить диск, означающий не что иное, как затылок человек, даже если фигура находится в положении анфас. В процессе рисования ребёнок думает о предмете своего изображения так, как если бы он сейчас о нем рассказывал. Таким образом, рисунок ребенка на стадии схемы является своеобразным "графическим рассказом" об изображаемом предмете.
  • Стадия формально-схематического изображения (от 5-6 до 7-8 лет). Пока ещё мы наблюдаем здесь рисунки-схемы, но постепенно появляются задатки изображения, похожего на реалистическое, становится больше деталей, появляется чувство формы и линии.
  • Стадия правдоподобного изображения - появляется плоский силуэт или контуры (примерно с 8-9 лет и до 11-12 лет), а схема полностью исчезает из детского рисунка. Здесь ребенок пока ещё не передает перспективы, пластичности предмета, но в целом изображение становится все более правдоподобным и реалистичным, появляются представления о композиции. Несмотря на некоторые ошибки в изображении и нарушение пропорций, дети стараются передать позу человека или животного, их движение, учитывают точку зрения наблюдателя (ракурс).
  • Стадия пластического изображения (с 12-13 лет и старше), когда отдельные части предмета изображаются на рисунке выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива и объём, передается движение и реальный облик предмета.
  • Почему так полезно творческое воспитание и терапия искусствами?

  • В процессе сенсомоторных игр, а так же работы с красками и карандашами, глиной и пластилином, бумагой, ножницами и другими материалами дети активно развивают мелкую моторику, совершенствуют координацию «глаз-рука», что в свою очередь позитивно влияет на речевые центры в головном мозге, способствует формированию новых нейронных связей и развитию межполушарного взаимодействия, а так же сенсорной интеграции.
  • Рисование способствует возникновению у ребёнка представлений о своём собственном теле: формированию образа-Я и схемы тела.
  • Первые детские каракули, "закорючки" и узоры становятся предшественниками школьного письма.
  • В процессе творчества у ребёнка постепенно формируется целеполагание и самоконтроль, развивается произвольное внимание, зрительная память, образное мышление и воображение, он учится планировать свои действия, делать выбор, удерживать и выполнять определённую программу, реализовывать собственный замысел и сравнивать его с получившимся результатом.
  • Дети постепенно учатся оценивать материал и его возможности для воплощения того или иного художественного образа.
  • Занятия творчеством учат детей наблюдательности, умению находить причинно-следственные связи и делать логические умозаключения, составлять собственное мнение.
  • Позволяют детям увидеть, что решений у одной и той же задачи может быть несколько (дивергентное мышление), так же как и ответов на поставленный вопрос, развивают гибкость мышления.
  • Творчество даёт нам возможность выразить свои переживания, как позитивные, так и более сложные чувства и эмоции (например, злость, страх, тревогу, одиночество, горе) не только словами, но и другими – невербальными средствами, способствует развитию осознанности, знакомству со своим внутренним миром и оказывает в итоге положительный психотерапевтический эффект.
  • Занятия творчеством расширяют наше мировосприятие и помогают посмотреть на какую-то вещь или процесс с разных точек зрения.
  • Благодаря занятиям творчеством люди получают и проживают уникальный опыт, открывая в себе новую силу ощущений, учатся созидать.
  • Способствуют получению положительных эмоций и удовольствия, снятию психоэмоционального напряжения и релаксации.
  • Помогают не бояться ошибок, которые могут стать новым произведением искусства или способом творить (например, брызги краски как способ декорирования поделки для создания эффекта "дождя", "снега", либо "северного сияния" на картине). Таким образом, дети учатся преодолевать нерешительность, справляться с неудачами, спокойно принимать непредсказуемые результаты творческого процесса, становятся более уверенными в себе.
  • Творчество способствует социализации, развитию коммуникативных навыков и объединению детей в ходе групповых арт-терапевтических занятий, игр и упражнений. Особенно это актуально, если перед взрослыми стоит задача интеграции и инклюзии - включения особых детей в группу сверстников.
  • Творческие игры и задания для детей, помогающие развить сенсомоторную сферу, игровую деятельность, креативное мышление и воображение.

    Для самых маленьких детей, которые пока что исследуют мир на вкус, и поэтому берут различные предметы в рот, в качестве первых творческих экспериментов подойдут "съедобные краски", а так же игры с желе.

    Самодельные краски. Вам понадобятся баночки с густым белым йогуртом без добавок из магазина и пищевые красители (продаются обычно в отделе для выпечки или хобби-гипермаркетах). Добавьте пару капель различных красителей в баночки с йогуртом и перемешайте до получения однородного цвета, а затем выложите их, например, в форму для выпечки кексов, чтобы ребёнок самостоятельно мог их зачерпывать рукой или ложкой. Такими самодельными красками можно рисовать на подносе, размазывать на плотной бумаге или раскрашивать тело ребёнка, посадив его в ванну (расстелите на дне ванны предварительно полотенце, чтобы ребёнок не поскользнулся, пытаясь встать).

    Игры с желе. Возьмите желатин и приготовьте желе, используя сок, компот или обычную питьевую воду. Если вы хотите окрасить будущее желе, то добавьте пару капель пищевого красителя в воду. Сок или компот могут сами по себе придавать желе цвет. Для того, чтобы желе застыло, а потом легко вынималось, удобно использовать силиконовые формы для выпечки или мыловарения, которые могут быть в виде звёздочек, сердечек, мишек, цифр и так далее. Для более интересного эффекта в желе предварительно можно добавить небольшие игрушки, чтобы ребёнок потом их рассматривал в застывшей массе или вёл "раскопки" руками. Однако не забывайте про безопасность и будьте во время игры рядом, следя за тем, чтобы малыш не подавился большим куском желе или игрушкой, взяв их в рот.

    Простые тактильные игры. Детям чуть постарше - раннего возраста, могут понравиться тактильные игры с пеной для бритья или мыльной пеной для мытья посуды. Выбирая в магазине пену для бритья, возьмите продукт с пометкой "гипоаллергенно, имеет нейтральный запах". Ее приятно трогать руками, а для усложнения игры, можно предложить ребёнку сюжет на тему "зимы", используя фигурки северных или арктических животных, которые можно отыскивать в "снегу", или маленькие машинки, грузовики и экскаваторы для "уборки и перевозки снега".

    Сделать особо пышную мыльную пену для сенсорной игры поможет миксер или ручной венчик для взбивания яиц. Дети могут принять участие в ее приготовлении и увидеть настоящее волшебство, когда на их глазах из жидкости для мытья посуды/ шампуня и воды получится воздушная нежная пена. Для создания приятного аромата, используйте шампунь или гель для душа с фруктовыми запахами. Пару капель жидкой акварели, гуаши или пищевого красителя помогут сделать вашу пену разноцветной. Обычно детям нравится перекладывать ее руками или ложкой в различные ёмкости, перемешивать или играть в "кафе"/ "магазин", где для посетителей готовят вкусные "коктейли" и "десерты".

    "Мой сказочный мир". Дошкольники любят играть с "сенсорными коробками", которые не только наполнены различными крупами, макаронами и другими натуральными тактильными материалами, но и посвящены какой-то захватывающей их теме благодаря маленьким фигуркам и дополнительным аксессуарам. Проводить сенсорные игры удобнее в прозрачных пластиковых контейнерах, либо больших тазиках подходящего цвета. Сенсорные коробки могут так же быть связаны с текущим временем года. Например, осенью коробку можно наполнить осенними листьями и маленькими тыквами, патиссонами, каштанами, шишками и желудями.

    Вот несколько вариантов таких "сказочных миров":

  • ферма (фигурки животных и людей, маленькие домики, вылепленные из пластилина или готовые небольшие фигурки овощей и фруктов, в качестве наполнителя овсяные хлопья "Геркулес", либо гречка или красная фасоль);
  • динозавры (соответствующие фигурки древних ящеров, пластмассовые или вылепленные из пластилина вулканы, игрушечные пальмы и растения, чёрная фасоль для наполнения, либо гравий или любые другие камушки);
  • насекомые (необходимые пластмассовые фигурки, либо вырезанные из журналов и наклеенные на плотный картон изображения насекомых, трава и желтые одуванчики, собранные на улице);
  • море (игрушечные рыбки, морские камни и ракушки, цветные стеклянные шарики или камушки, продающиеся для декора или аквариумов, вода обычная или слегка подкрашенная акварелью);
  • жизнь в лесу (фигурки диких животных, а так же сказочных эльфов или гномов, кусочки коры деревьев, коряги, мох, шишки, трава);
  • зима (белый рис, фигурки полярных животных, либо блестящие пластиковые ёлочные украшения и снежинки, которые можно закапывать в рис, искать, пересчитывать, сортировать по цвету, величине и форме, просто рассматривать и трогать).
  • Необычное рисование. Как разнообразить занятия художественным творчеством, если кисточка и краски давно освоены ребёнком?

    Отпечатки с помощью «съедобных» штампов. Запаситесь различными фруктами и овощами (картофель, морковь, сельдерей, китайская капуста, яблоки, лимон, груша и так далее), а так же гуашью, плотной бумагой или картоном. Разрежьте вместе с ребенком овощи и фрукты пополам, налейте в одноразовую тарелку гуашь разных цветов и поэкспериментируйте со следами, которые будут оставлять фрукты и овощи на бумаге. Поиграйте в «сыщиков», отыскивая вместе с детьми правильный предмет, соответствующий тому или иному отпечатку. Если вы вырежете из картона контур тарелки или банки и оставите на них отпечатки фруктов, то у вас получится «фруктовая ваза», «варенье» или «компот». Точно так же можно изготовить бумажную гирлянду для украшения комнаты, например, с отпечатками яблок и лимонов. Для рисования с помощью техники штампов подойдут любые предметы, которые вы найдете дома или в детском саду: старые пуговицы, детали от детского конструктора, кусочки кружева и так далее.Монотипия – создание отпечатков с рисунка, выполненного на гладкой поверхности вручную. Для этой техники вам пригодится оргстекло, пленка или большая крышка от пластикового контейнера, бумага белая или цветная, а так же кисточки и краски (акварель, гуашь или акрил). На выбранную вами поверхность необходимо нанести рисунок или просто краску разных цветов, а затем сверху положить лист бумаги и плотно его прижать. После этого аккуратно снимите бумагу, и у вас получится оттиск в зеркальном отображении. Жидкая акварель даст размытое изображение с плавными переходами цветов. Акварель с меньшим количеством воды поможет создать характерные «веточки» и «прожилки», напоминающие деревья. Более густая краска (гуашь или акрил) придадут изображению рельефность. Так же интересного эффекта удается достичь, если вначале сделать на гладкой поверхности с густой краской какой-либо рисунок с помощью ватных палочек, а уже потом наложить сверху бумагу и получить оттиск.Рисование в технике граттаж. Возьмите очень плотную белую бумагу и покройте ее в произвольном порядке разноцветными восковыми мелками, не оставляя белых пятен. Теперь смешайте в миске гуашь темных цветов или же тушь с несколькими каплями средства для мытья посуды. Широкой кистью или валиком закрасьте краской весь лист бумаги и дождитесь полного высыхания поверхности. С помощью острой деревянной палочки процарапайте на бумаге придуманный образ или просто различные линии и формы, снимая верхний слой краски. Удачно в этой техники получаются картины на тему звездного неба, салюта над ночным городом или космоса.Рисование льдом. Налейте в формочки для льда или приготовления мороженого воду. После этого попросите ребенка с помощью пипетки или кисточки добавить в каждую ячейку определенный цвет, используя акварельные краски или жидкие пищевые красители. Заморозьте получившуюся смесь, не забыв предварительно опустить в каждую ячейку зубочистку или палочку для мороженого. Тогда ребенку будет удобнее рисовать цветным льдом, когда он будет полностью готов. Цветные льдинки начнут постепенно таять и оставлять красивые разводы на бумаге. Когда краски высохнут, попробуйте вместе с ребенком дорисовать фломастерами, карандашами или цветными ручками дополнительные детали, чтобы рисунок из абстрактного стал более предметным, или оставьте его в первозданном виде для изготовления открыток или упаковки для подарков.Цветные кляксы. Вам понадобятся жидкие акварельные краски или разноцветные чернила, налитые в стаканчики, акварельная бумага или ватман, кисточки, коктейльные трубочки, пипетка из аптеки. Ребенок может оставлять кляксы с помощью пипетки или подуть через соломинку на капли краски, нанесенные предварительно толстой кистью на бумагу. Когда кляксы высохнут, пофантазируйте вместе с ребенком, на что они похожи и добавьте к ним какие-то интересные детали. Кляксы могут «превратиться» в экзотические деревья, цветы, животных, забавных монстриков или даже чьи-то волосы на портрете.Рисование клеем ПВА и пеной для бритья. Возьмите большой пакет с зип-застежкой, одноразовую ложку, обычную пену для бритья без запаха и добавок, плюс клей ПВА в соотношении 1:1, плотную бумагу или ватман. Положите клей и пену внутрь пакета, перемешав их ложкой. Плотно застегните пакет и обрежьте у него немного один кончик так, чтобы полученную «воздушную» смесь ребенку было удобно выдавливать на бумагу, как кондитерский крем на торт. Если вы захотите сделать разноцветный вариант, то разложите массу в несколько пакетов, добавив в каждый из них немного гуаши нужного оттенка. Даже после высыхания такая смесь сохранит свою объемность и воздушность. Предложите ребенку поиграть в «кафе». Для этого предварительно наклейте на бумагу из картона «кексы», «пирожные», «вафельные рожки», а затем станьте «кондитерами», украшая все эти вкусности «воздушным кремом» и посыпая блестками или бисером.Картонные коробки и стеклянные шарики марблс. Запаситесь старыми коробками или подносом с высокими бортами, положив на дно бумагу: обычную писчую или более плотную акварельную, белую или цветную. Выдавите на нее пару капель гуаши, взяв два – три цвета, не больше, чтобы при их смешивании не получился грязно-серый оттенок. Теперь предложите ребенку поместить на лист с краской несколько стеклянных шариков или парочку маленьких игрушечных машинок, а затем наклонять коробку или поднос в разные стороны, наблюдая, как предметы, двигаясь, оставляют за собой разноцветные дорожки и смешивают цвета. Повторите эксперимент с другими цветами. Когда бумага высохнет, используйте ее для изготовления коллажей или открыток.Клей ПВА и акварель. Рисунки этим способом удобнее всего делать с помощью тюбика с клеем, имеющим дозатор (длинный тонкий носик). На акварельную или любую другую плотную бумагу нанесите клеем контур желаемого рисунка. Дождитесь полного высыхания. После этого раскрасьте лист снаружи или внутри самого контура акварельными красками, либо цветными чернилами. В последнем случае цвета будут более яркими и насыщенными. Посмотрите, что получилось в итоге. Если ребенок хочет создать рисунок со сложным контуром, то предложите ему вначале слегка наметить его простым карандашом, а уже потом обвести повторно с помощью клея ПВА.Рисование на различных поверхностях. В качестве основы для создания шедевров можно выбрать не только бумагу, но и другие материалы, рисуя на них акриловыми или специальными красками: дерево, гальку, ткань, керамику. Таким образом, вы создадите симпатичные подарки для членов семьи или друзей ребенка, Попробуйте, например, декорировать холщовую сумку, футболку, деревянную шкатулку или керамическую кружку, расписав их различными узорами.Самодельные краски. Поэкспериментируйте, приготовив краски вместе с ребенком в домашних условиях. Для этого используйте природные ингредиенты, чтобы получить различные цвета и оттенки: сваренный кофе или чай (например, черный или каркаде), свекольный отвар, морковный сок, шпинат, чернику, клубнику, сок краснокочанной капусты, отвар луковой шелухи, куркуму и др.

    Автор заметки Шутова Дарья - семейный и детский психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор.

    Сайт: www.darpsy.com

    Записаться на психологическую консультацию или супервизию можно по тел.:  +7(917)562-84-77.



    Просмотров: 398
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Детская агрессия или Ребёнок, как "подушка для маминых слёз".
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его" (И.А. Крылов) или советы для мамочек:)
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • "Средство" для счастья или что помогло моим клиентам
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для лишнего вступления или "Что ожидать от первой консультации?"
  • Коней на скаку меняют или как сделать "движок" для бизнеса? /практика/
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Поймать лжеца, простые советы для "чайников" или как сберечь свои нервы
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Грязные игры", или почему детей так тянет в песочницу
  • "Штампы" или как испортить рекламу для психолога?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что выбрать: Развитие или Деградацию? Или "Чем привлекательна старость?"
  • "Условия для счастливого брака, или как избежать развод?"
  • "Эгоист или эгоистка" или "Как мы любим выдумывать проблему"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь