|
«И где только он этому научился!»Автор статьи: Фролов Павел Анатольевич
«И где только он этому научился!» Многие родители у меня на приеме удивляются, говоря о детях: «И где он этому научился?!» Ответов на этот вопрос у разных людей множество и они отражают наши различные представления относительно того, как развиваются дети. Одни считают, что все зашито в их генах и постоянно приписывают то или иное поведение детей наследственности, другие считают, что это результат влияния улицы, кто-то считает, что это трансцедентальное влияние грехов предыдущих поколений, кто-то сваливает на карму или влияние телевидения. По моему мнению, именно родители и их поведение в повседневной жизни, каждый их день и каждый их час, прожитый с детьми, в самой значительной степени влияет на то, как именно дети будут себя вести в той или иной ситуации. Многие родители считают, что дети слишком малы, что разбираться в поведении родителй, знать что-нибудь об их жизни или что-нибудь понимать в их взаимоотношениях. Они мечтают, что дети остаются в неведении относительно проблем в родителских делах, о тех трудностях, которые они переживают, характере их взаимоотношений. Но дети - это удивительные существа, которые всегда все знают обо всем, что происходит в доме. Они не испытывают внутренних конфликтов в том, чтобы подслушать то, что, с точки зрения родителей, им не надо слышать, они всегда «греют уши на кухне», где у нас традиционно решаются и обсуждаются семейные конфликты. Они слушают родительские телефонные разговоры, всегда знают где и что прячут родители, что они скрывают друг от друга, и еще много других, тщательно скрываемых родителями и удивительно открытых для детей, вещей. В своих конфликтах родители порой прячутся друг от друга, но не прячутся от ребенка, потому что «чего бы он там еще понимал». Чаще всего такое понимание не носит рационального характера, когда ребенок все проанализировал, взвесил, сделал аналитический вывод и все понял. Нет, чаще всего дети чувствуют, что что-то не так, ощущают, что что-то изменилось, мама ведет себя так или мало на него смотрит, забыла поцеловать по приходу, не погладила по голове, не улыбнулась на его дурацкую выходку, или специально ради этого исковерканное сложное слово. Папа не трогает маму, не смотрит на нее, не просит налить чая, подать хлеба, а берет и наливает сам, папа приходит поздно, закрывается в другой комнате, не идет смотреть вместе кино, не целует маму, когда уходит на работу, мама много проводит времени в ванной, выходит с красными глазами, врет, что не плакала. Ребенок это очень тонко настроенный камертон, который по всем этим и еще десяткам других, трудно уловимых для взрослых, признакам, точно определяет как дела дома, все ли хорошо или есть какие-то проблемы или угрозы. Помню, как мне рассказывала клиентка, что она по шагам мамы на лестничной площадке, по тому как именно она открывает ключом дверь, еще до того, как та зайдет домой, точно знала какое у мамы настроение и что сейчас начнется, когда она войдет. Я рассказываю об этом, чтобы дать понять как мало взрослые знают о том, насколько большое значение они имеют в жизнт детей и насколько сильное влияние на них они оказывают. На фоне такой большой значимости, когда родители это самые важные люди в жизни ребенка, любое их движение, любое слово, жест или взгляд, имеют важное значение для ребенка. На все наши конфликты, наши размолвки дети реагируют, потому что они их чувствуют. В такой чувствительности нет ничего старшного, так ребенок познает мир, учится на нашем примере справляться с его сложностью и неопределенностью. Но это накладывает на родителей определенную ответственность за свое собственное поведение. Потому что очень важно говорить ребенку о том, как именно нужно себя вести, но еще более полезно самому вести себя так, как Вы говорите. Попробуйте угадать, если родитель говорит как правильно надо поступать в той или иной ситуации, а сам ведет себя прямо противоположным образом, чему будет следовать ребенок, словам или поведению? Например, говорить ребенку, что курить вредно и что «никогда так не делай, как я» самый малоэффективный способ уберечь ребенка от курения в дальнейшем. Очень многим вещам дети учатся у родителей просто обезъяничая и подражая, а на самом деле, моделируя их поведение, их отношение к здоровью, болезням, спорту, друзьям, к другим людям, работе и так далее. Человек состояит из способностей, которые развиваются в течение всей жизни, но наиболее активно, просто и естесственно именно в детстве. В этом смысле, родители должны знать, что они для ребенка - главный пример того, как нужно относиться к жизни. Иногда родители считают, что заниматься собой, своей собственной жизнью - это нечестно по отношению к ребенку, что все свои силы и время нужно отдавать детям, даже если твоя собственная жизнь становится однообразной, скучной и даже несчастной. Счастье детей, в таких остоятельствах, является достаточным извинением для некоторых родителей, чтобы не заниматься своей собственной жизью, потому что «дети - это святое». Но на самом деле, любой ребенок нуждается не просто в родителе, а в счастливом родителе. Потому что несчастный родитель не может воспитать счастливого ребенка. Полная, насыщенная сбалансированная жизни родителей, которые умеют любить своего ребенка, умеют любить друг друга и уделять друг другу внимание, умеют развиваться, быть увлеченными работой, знают ради чего они живут, могуть обсуждать такие вопросы, как смысл жизни, все это вместе взятое может позволить ребенку использовать такой пример, для того чтобы моделировать свое поведение, развить свои способности и научиться жить свою жизнь так, чтобы она была счастливой и гармоничной.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|