Не каждый психолог в своей практике столкнется с селективным мутизмом. Мне посчастливилось работать с таким случаем. Мутизм- это отказ от речевого контакта при сохранной способности к речи. Чаще встречается селективный мутизм, при котором ребенок свободно говорит с хорошо знакомыми ему людьми, но проявляет негативизм по отношению к малознакомым или незнакомым лицам. [Райнер Телле 2002] В психоанализе язык как орган речи выступает в роли фаллического символа. В этом плане говорение означает потенцию, а молчание кастрацию [Старшенбаум Г.В. 2016]. В книге Софи Моргенштерн "Случай психогенного мутизма" [1926] описывается клинический случай с мальчиком 9 лет и исследуется в результате какого конфликта все это произошло автор делает вывод: Эдипов комплекс и кастрационный комплекс сыграли весомую роль в развитии этого состояния. Мой клиент 6 лет на момент обращения ко мне молчал год. Он не разговаривал с детьми и воспитателями в детском саду. Мама рассказала, что раньше он мог разговаривать с ней в присутствии чужих людей, но теперь он просто молчит. Молчит даже с бабушками и дедушками. Каждый психолог испытает трудность в диагностике причин молчания. Первая встреча проходила в режиме: даю проективную методику - выхожу за дверь. В моем присутствии он не рисовал, не отвечал на вопросы. При работе со сказками Дюсса - сказка про слоника осталась без продолжения.На вторую встречу я пригласила папу. Была проделана совместная арт-терапевтическая работа " Прогулка по парку" Киселевой М.В. Считаю эту методику уникальной для сложных случаев. Психолог наблюдает как взаимодействуют члены семьи, легко налаживается контакт с ребенком у специалиста, мы видим какая цветовая гамма предпочитается ребенком. Работа проходила в режиме тишины, выяснилось, что даже во время совместного ужина в их семье принято молчать, живут по принципу: " Когда я ем, я глух и нем". Мое внимание привлекло то, что самое большое поле на рисунке мальчик закрасил в черный цвет (в дальнейшем я сделала "предположение, что это участок земли на котором должны посадить цветы" и ребенок с помощью кисточки и ярких красок "высадил маки, ромашки, васильки") Я наладила контакт с клиентом, родители включились в работу и поняли свою ошибку, стали больше общаться, а это самое главное. Я люблю работать с телесно-ориентированными методами, для дальнейшей работы был предложен холистический массаж. И вот новое открытие. Первые сеансы ребенок лежал на животе (это информация для специалиста-страх), то когда через два сеанса я предложила лечь на спину-ребенок весь сеанс пролежал держа ладони на паховой зоне. Маме был задан вопрос: " Что неприятного связано с этой зоной". Выяснилось что у мальчика фимоз - они обращались уже два раза к врачу, но второй врач была со слов мамы" фашист, грубая". После этого малыш стал бояться ходить в детском саду в туалет по маленькому, только после долгих уговоров у него получалось пописать, но воспитательница ушла в отпуск, а другая не знала этой особенности, увидела, что он хочет в туалет и силой сняла штанишки, что очень напугало мальчика. После этого ребенок перестал пить в садике, что бы не ходить в туалет. Маме пришлось забирать его в обед домой, потому что он терпел и не ходил в туалет. Мальчик ходил на футбол и тренер тоже пытался его разговорить и это только усиливало молчание ребенка. Так от консультации к консультации выяснялись причины, которые подтачивали здоровье клиента. В диагностической работе психолога нет мелочей, все важно. Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским: повышенная возбудимость, инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное, способность суммировать внешние раздражители, "само-подпитываться ими". [Ухтомский А.А. Доминанта, 1966] Так и в случае моего клиента: стиль взаимоотношений родителей, случай с доктором, воспитательницей, поведение тренера добавим и то, что все эти события произошли в период Эдипова комплекса-все это способствовало возникновению селективного мутизма. Существует такое понятие, как патологическая доминанта. Причиной формирования такой доминанты может стать стресс, инфекция, травма. Кроме этого, спровоцировать такое состояние способна сильная эмоция: обида, боль, страх или гнев. В отличие от физиологических, патологические доминанты являются вредными для человека. Они ограничивают его способность к адаптации в окружающей среде. Такая доминанта способствует формированию в организме условий, которые затягивают или вызывают рецидив болезненного состояния. Если сначала ребенок молчал в знак протеста, то в дальнейшем идет закрепление молчания:"и я не разговариваю, потому что мне это не надо." Была проделана большая психокорекционная работа, которая заключалась в следующем: 1.Холистический массаж. 2. Папа начал больше уделять внимания сыну (совместные игры, прогулки, поход в общественную баню-цель, которой была, что бы ребенок увидел как устроены мужчины и избавился от комплекса кастрации). 3.С мамой проведена разъяснительная работа о символической передаче мальчика на мужскую половину. 4. Рекомендации тренеру по футболу заключались в проведении беседы на тему:" любишь футбол-здорово, но это командный вид спорта, а в команде люди общаются". 5.Арт-терапевтические задания на дом. Во время сеанса холистического массажа мальчику, мама выполняла арт-терапевтические упражнения и на дом было такое же задание для сына. Так во время диагностики клиент не сделал продолжения сказки про слоника и я попросила дома придумать продолжение. В итоге это задание ребенок сделал по своему: он придумал 5 сказок в основе сюжет про несчастного мальчика который постоянно попадает в неприятности и погибает.Маме было предложено, что бы она меняла конец истории и всегда говорила: " Но тут появились родители и спасли своего сына. И стали они жить поживать-да добра наживать". На ночь чтение сказки Г.Андерсена " Дикие лебеди"- с выводом-что принцесса должна была попросить о помощи и тогда бы она быстрей расколдовала братьев. Просмотр советского художественного фильма " Мужики" 1981-произвел на ребенка большое впечатление, родители невзначай сказали следующее:"Как здорово, что мальчик позвал на помощь, ведь он спас своих близких от беды". Просмотр мультфильмов про слонов (с точки зрения глубинной психологии слон олицитворяет силу и власть либидо в широком смысле слова). Ребенок делал серию рисунков " Моя болезнь"," Я и моя болезнь" " Я сильнее болезни" "Я прогоняю болезнь" " Я сильный и уверенный" Грамотная арт-терапия ненавязчиво прорабатывает проблемы клиента, изящно обходя защитные механизмы психики. Мультимодальный подход в работе со сложными случаями дает хорошие результаты в преодоление недуга. Чем больше в арсенале у психолога методов с которыми он работает, тем выше результативность этой работы. Работая с такими сложными случаями всегда убеждаешься, в психическом развитии детей не бывает мелочей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.