|
Наблюдатель и наблюдаемоеАвтор статьи: Бретгауэр Светлана Александровна
Совсем недавно я оказалась в ситуации, где будучи её действующим лицом, я с удивлением обнаружила людей, которые за мной в это время производили какие-то наблюдения. Свидетелей на тот момент особо не хотелось, но они, тем не менее случились. Сложившаяся ситуация заставила задуматься о том, какова же роль свидетеля, наблюдающего то или иное развитие события. В голове сами собой начали всплывать когда-то услышанные фразы: "свидетель на свадьбе", "свидетель терапии", "свидетель обвинения", "свидетельство о рождении". И ведь в жизни мы также поочередно исполняем то роль свидетеля, то роль действующих лиц. Вот что об этом явлении пишут мудрейшие: "Никто не бывает вполне счастлив, если у него нет свидетелей его счастия". "Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно решаются лишь в присутствии многих свидетелей". Так в чём же заключается феномен свидетельствования? Ответ на этот вопрос подкинула книга Е. Кугаенко "Матрица и физика": "Событие, если мы его наблюдаем, ведёт себя как частица. Если мы его не наблюдаем, то это волна, которая воздействует на наш мир, но косвенно. Свет ведёт себя точно так же: если мы наблюдаем электрон, то это частица, если нет, то это волна. Таким образом, наблюдатель влияет на результат. Часто в малоразвитых странах сидят люди вдоль дороги и наблюдают движение машин. Таким образом они регистрируют события (точку, частицу) проезда машин и воздействуют на свою реальность, принося волну технологического прогресса в свою малоразвитую страну. Эйнштейн: точка (частица) - это не следствие, а причина возникновения волны". Ответ на вопрос подкинул и четырёхлетний ребенок, подбежавший ко мне с просьбой: "Мама, пойдём я тебе что-то покажу!" Лицезреть же пришлось то, как ребёнок самозабвенно перепрыгивает с одной кровати на другую, сопровождая это фразой: "Мама, я хочу, чтобы ты долго смотрела!" И размышляя над тем, а не придётся ли мне наблюдать за этим занятием действительно "долго", я решила пофорсировать процесс, давая ребёнку с каждым прыжком обратную связь: "Я вижу ты растёшь!", "Я вижу ты умеешь прыгать!", Я вижу ты умеешь перепрыгивать!" И вот на этом мой процесс "долгого" свидетельствования умений моего чада и закончился. "Всё, я пойду играть, - резюмировал мой ребёнок это наше совместное мероприятие, и спокойно удалился. А мне стало понятно, что для психики ребёнка было, видимо, вполне достаточно признания извне того факта, что "я расту" и "я уже многое умею", для того, чтобы на данный конкретный момент удовлетворить сиюминутную потребность в сбалансировании себя. Таким образом на реальном примере мне стало весьма очевидно, что моё свидетельствование действительно позитивно повлияло на поведение ребёнка. Значит свидетель - это тот, кто влияет на результат! А как считаете вы? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|