Как не бывает дыма без огня, так и не бывает тревоги без причины.
У тревоги всегда есть причина, ведь что-то нас тревожит, вызывает в нас тревогу.
Очень часто причина остаётся неизвестной. Человек не может найти её самостоятельно и далеко не всегда специалисты могут ему в этом помочь.
На вопрос: "Что вас беспокоит, что вызывает у вас тревогу?", человек не находит ответа, и тогда его беспокойство могут посчитать беспричинным.
Рекомендуют попить таблеток и успокоиться.
Для меня такой подход выглядит странным.
Ведь, когда мы выходим на улицу в пасмурную погоду, никто не сомневается, что за тучами есть где-то солнце, именно от него и светло, хотя его не видно.
Вот так и я, знаю, что у тревоги всегда есть причина. Её всегда можно найти, стоит только задать нужные вопросы. Человек сам подсказывает о чём его нужно спрашивать, только необходим опыт такой работы.
Можно, конечно, успокаивать себя таблетками, заглушая ими тревогу, снижая свой порог чувствительности.
Но ведь тревога появляется, когда мы чувствуем что-то опасное.
Так животные начинают беспокоиться перед землетрясением, ещё нет толчков, всё спокойно, но они чувствуют опасность. Вот и мы чувствуем.
Только надо учитывать, что опасности может и не быть в действительности.
Так, что же получается всё-таки может быть дым без огня, тревога без причины?
Опасности в действительности может и не быть, но если мы ощущаем тревогу, значит, что-то распознаётся нами, как знак опасности.
Попробую показать на простом примере.
Человек идёт на курсы обучаться английскому языку. Подбирается приятная группа, хороший преподаватель, но на этих занятиях он испытывает беспричинное ощущение тревоги. Как ни старается понять, что её вызывает, ничего не получается.
Причин для тревоги нет, а тревога есть.
Выясняется, у преподавателя (женщины) такая же причёска, как была у его учительницы в начальных классах, Елизаветы Никифоровны.
А так, как человек обучался ещё в советской школе, Елизавета Никифоровна успокаивала своих учеников с помощью указки.
Просто била ею по голове особо непослушным, и любила шарахнуть ей по парте так, что дети пугались и замирали в ожидании удара по голове.
Ну, откуда могла знать, добродушная преподаватель английского, что ей не следует делать такую причёску, и нельзя пользоваться указкой.
Человек, как правило, с трудом может вспомнить то, что постарался забыть, скрыть в своей памяти. Так уж мы устроены стремимся перекрыть болезненные воспоминания, а потом не можем понять причины своей тревоги.
Не удивительно, что часто не получается самостоятельно увидеть причину своей тревоги.
То, как мы её ищем, похоже на детскую игру магнитиками.
Надеюсь, вы играли в детстве магнитами. Один лежит на столе, второй потихоньку подвигаешь к нему. Если пробуешь их совместить одноимёнными полюсами, то ничего не получается, мешает внутреннее сопротивление.
Можно, конечно, понижать свою чувствительность с помощью таблеток. Таким образом подавлять тревогу. Но лучше разобраться и найти причину тревоги.
Если вам действительно что-то угрожает, принять меры к устранению опасности.
Когда мы понимаем, что нам угрожает, становится спокойнее. Особенно, когда мы начинаем продумывать, как устранить опасность.
Продумывая, ища способы обезопасить себя, мы невольно переходим в разумное, более сильное состояние, оно само по себе более спокойное.
То, что опасность становится явной и понятной,тоже снижает уровень беспокойства. Больше всего нас беспокоит неизвестное и непонятное.
Если опасность мнимая, не существующая в действительности, то обычно бывает достаточным просто понять, что это беспокойство из прошлого. Как в приведённом мной примере. Человеку достаточно осознать, что преподаватель английского вовсе не Елизавета Никифоровна, а лишь похожа на неё внешне. Да и он уже не маленький мальчик, может постоять за себя, не позволит ударить себя указкой.
Но в некоторых случаях, лучше освободиться от болезненных воспоминаний. Убрать из них ощущение надломленности и беспомощности. Это улучшит общее состояние и понизит уровень тревожности.
Ещё уровень тревожности снижается повышением внутренней устойчивости.
Как можно повысить свою внутреннюю устойчивость, расскажу в следующей статье.
Психолог - Андрей Георгиевич Шатёркин.
Консультирую очно, в скайпе и по телефону.
Личные и семейные консультации.
Консультации для психологов по психотерапии и консультированию.
Запись на консультацию по тел. 8-923-621-0007
Подробнее обо мне, на моей странице
https://www.psyoffice.ru/shag/