|
Помочь ребёнку обрести уверенность в себе. Часть 2.Автор статьи: Михайлюк Кристина Михайловна
Часть 1 здесь: http://www.psyoffice.ru/article/8937/
Временами любому родителю полезно остановиться, успокоиться и спросить себя: "Что для меня важнее: чтобы мой ребёнок рос уверенным и сильным, умел находить решения в сложных жизненных ситуациях, адекватно вести себя в конфликте, размышлять над своими поступками, самостоятельно делать выводы, организовывать свою жизнь наиболее подходящим и плодотворным образом или... мне важнее, чтобы он меня сейчас покорно слушался, мне важнее настоять на своём, ощутить свою власть и успокоиться?" Для того, чтобы ребёнок рос сильным, уверенным, думающим человеком, родителям важно учить его следующим вещам: - не избегать ошибок, а учиться на них; На пути к этим умениям родителю важно регулярно помогать ребёнку справляться с эмоциями и своим примером показывать, как действовать в стрессовой ситуации. Делать это можно следующим образом. Если вы видите, что ребёнок расстроен, злится, чем-то взволнован. Попробуйте назвать его чувства. Многих детей одно это уже успокаивает. Ребёнок, слыша название своему состоянию, видит, что родитель его понимает и не осуждает. Значит, такому родителю можно доверять и рассказывать о своих трудностях. Ваша задача, чтобы вы не услышали, даже если считаете, что ребёнок не прав, не критиковать его. Избегайте фраз: "А я ведь тебе говорила", "Как ты мог, ты же знаешь, что...". "Ну ты как всегда...вылитый папаша", "И что из тебя вырастет?", "И в кого ты такой!". Так вы только вызовите или усилите у ребёнка чувство вины, которое он, возможно, и так уже испытывает, и которое в больших количествах ребёнка не учит думать и никак не развивает, к тому же вряд ли в дальнейшем ребёнок захочет с вами чем-то поделиться. Можно сказать так: "Я вижу ты расстроен (злишься, напуган, взволнован). Что случилось?" Если ребёнок отказывается говорить, оставьте его в покое со словами: "Я вижу ты не хочешь сейчас говорить. Я рядом. Если захочешь, можешь мне рассказать, когда будешь готов".
Когда ребёнок всё вам рассказал, когда вы помогли ему немного пережить ситуацию, вы видите, что он успокоился, не спешите с советами и не пытайтесь сию секунду решить проблему ребёнка, или непременно выполнить его желание. Лучше спросите его: "Тебе ещё нужна моя помощь?", "И как ты думаешь теперь поступить?", "Что же нам с тобой придумать?", "Да, непростая ситуация. Хочешь мы вместе подумаем, что можно сделать? ...Какие у тебя есть идеи?" Важно, чтобы вы говорили это спокойно, с пониманием и готовность поддержать, а не с упрёком и намёком на неправоту или неумелость ребёнка. В ходе подобной беседы, с вашей помощью, ребёнок учится осознавать, проживать свои эмоции, объяснять ситуацию, делать выводы и находить пути решения. Если конфликт или спорная ситуация произошла не на стороне, а между вами, не обязательно сразу искать решение, иногда лучше помолчать после того, как вы озвучили чувства ребёнка, его желание и ваше решение. Например: "Я вижу ты хочешь эту машинку. Ты расстроен, что я её не покупаю". Далее говорите свою позицию. Например: "Мы с тобой договаривались, что подарки покупаем только по воскресенья/только по праздникам" или: "У меня нет денег на машинку. Деньги есть только на еду. Сейчас ты можешь посмотреть машинку и потрогать её в магазине. Сегодня я не куплю её тебе", или другой вариант: "Эх, как было бы здорово, если б у тебя была эта машинка! Ты бы так классно с ней играл... Жалко, что сейчас я не могу купить её тебе". Часто ребёнку легче пережить ситуацию и успокоиться, если он видит, что родитель понимает его чувства, силу его желания, сочувствует ему и вместе с тем не требует немедленно приступить к действию, даёт возможность сначала пережить ситуацию эмоционально. Если ребёнок продолжает плакать, требовать, не говорите лишнего, не повторяйтесь, не пугайте ребёнка, что позовёте злую тётю, милиционера или вовсе от него уйдёте, просто будьте рядом, сохраняйте спокойствие. Можете сказать: "Я вижу, что ты очень расстроен, я подожду пока ты успокоишься и мы сможем идти домой". Далее важно просто стоять рядом и ждать, без нравоучений, упрёков и сравнений с другими "более послушными" детьми. Можно погладить ребёнка, если чувствуете, что он расположен к этому. Вернуться к обсуждению случившегося лучше в более спокойной обстановке, когда и вы, и ребёнок будете готовы. Тогда уже вы можете сказать ребёнку, что вы недовольны его поведением, чего вы от него хотите в следующий раз, выработать общие договорённости, возможно, назначить последствия за несоблюдение договора - лишить игры, любого значимого для ребёнка занятия, попросить его выполнить работу по дому, которую обычно выполняете сами. Последствие должно быть соразмерно поступку, не носить жестокий характер, не унижать достоинство, ребёнок должен заранее знать, что его ждёт за неправильное поведение. Когда ребёнок понимает, что вы всегда ему поможете, видит, как вы это делаете, он учится помогать себе самому и окружающим людям. Ребёнку важно знать (видеть, слышать, чувствовать), что даже, когда вы недовольны его поступками и наказываете его, вы всё равно его любите и понимаете. Только чувствуя уверенность в своих родителях, ребёнок обретает уверенность в себе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|