|
Внутренний ребенок и стоит ли его исцелять?Автор статьи: Донцова Инна Юрьевна
Недавно прочитала книгу Стефена Волински «Темная сторона внутреннего ребенка. Следующий шаг.» Он изучал гештальт, Эриксоновский гипноз и КПТ и развивал собственное направление «Квантовой психологии». Если честно, я про это направление впервые узнала именно из этой книги. У автора несколько нетрадиционный взгляд на внутреннего ребенка. Мне захотелось с вами поделиться некоторыми выводами, почерпнутыми из книги и собственными мыслями по этому поводу. Например, Волински считает, что так популярная ныне работа, которая ведется во многих направлениях психотерапии по исцелению «раненого» внутреннего ребенка, а это техники визуализации, медитации и т.д., вот это все «обнять себя маленького», - совершенно не эффективна. Кстати, наверняка, каждый специалист может вспомнить несколько клиентов из своей практики, которые ни под каким видом не хотели «взаимодействовать» со своим представлением себя в детстве, сообщая, что у них нет сил в данный момент, и они ничем не могут помочь этому маленькому человечку, прошлому себе. Одна моя клиентка сказала , что ей очень жаль, конечно, эту девочку, которой еще хорошо там из-за незнания, какие ужасы ждут ее впереди и во что превратится ее жизнь. Так вот, автор пишет, что прежде внутреннего ребенка появляется Наблюдатель. Его роль заключается в том, чтобы систематизировать знания о мире, выбрать подходящие паттерны поведения и наблюдать за тем, как взаимодействуют друг с другом и ребенком значимые другие. Для последующей терапии важно знать, что Наблюдатель был прежде рождения внутреннего ребенка, присутствовал и даже являлся автором создания внутреннего ребенка (иногда во время травмы) и существует сейчас. А раненый внутренний ребенок сформировался в результате произошедшей травмы и зажил собственной жизнью, пытаясь воссоздавать травмирующую ситуацию снова и снова уже во взрослой жизни, чтобы закрыть наконец гештальт, но с теми же ресурсами, представлениями о мире и способами поведения, которые только и есть у этого внутреннего ребенка. По этой причине мы и терпим поражение, страдаем от нервных срывов и впадаем в депрессию. Естественно, что там и тогда – это была часть, которая способствовала творческому приспособлению, защите Наблюдателя, а иногда и выживанию в прямом смысле этого слова. Так же, как и в гештальте, Волински особую роль в терапии отводит принятию ответственности, но, конечно, не в бытовом значении наказания и «признания» вины за свои поступки. А в том смысле, что если ваш Наблюдатель сам создал вашего внутреннего ребенка, то, если его разбудить от летаргического сна, Наблюдатель сможет заново переосмыслить окружающую реальность, найти различия с «там и тогда», с той ранней ситуацией развития. Ведь мир другой, он давно изменился. Получается, что чтобы остановить внутреннего ребенка или, другими словами, прервать цепь повторяющихся ситуаций , нужно принять тот факт, что вы его создатель. И как только вы примите на себя ответственность за создание своей раненой субличности, появится шанс, прекратить создавать ее снова и снова, исходя из искаженного восприятия реальности. В этом заключена для меня лично мощная поддержка. Исходя из данной концепции, становится понятно, что «исцеление» лишь подпитывают раненую субличность внутреннего ребенка, придает ей сил и, тем самым, подтверждает ее право на существование. Интересно, что в процессе исцеления приходится создавать еще одну субличность, которая будет поддерживать, переубеждать, защищать внутреннего ребенка. Некую хорошую родительскую фигуру, которой, возможно, в реальности у человека и не было никогда, и даже представления нет о том, как это может быть. Получается, что для процесса исцеления внутреннего ребенка, сам этот образ приходится искусственно поддерживать и сохранять в душе. Те, кто боготворит чудесного внутреннего ребенка, не замечают его «темной» стороны. Чтобы разорвать порочный круг воспроизведения одного и того же, нужно опять стать Наблюдателем и исследователем, познакомиться с темной стороной своего внутреннего ребенка: изучить, какие задачи когда-то в прошлом он решал, как научился добиваться своего и как сейчас поддерживает и формирует виртуальную реальность, не имеющую ничего общего с настоящей жизнью, забирая множество ресурсов и жизненной энергии. Основная задача – избавиться от автоматизма внутреннего ребенка с помощью осознания его стратегий, паттернов, и за счет проживания ранних, заблокированных чувств. Иными словами, чем больше Вы знаете о темной стороне Вашего внутреннего ребенка, тем больше шансов освободиться от нее. Если вы считаете себя глупым, неудачником, некрасивым - все эти представления рождены темной стороной внутреннего ребенка. Пока он руководит Наблюдателем, вы будете искать именно тех людей и те отношения, которые раз за разом будут подкреплять ваше представление о себе. Рассмотрим примеры темной стороны внутреннего ребенка. Например, родители поощряют только то поведение, когда ребенок, не считаясь с собственными желаниями и потребностями, делает то, что ему говорят. Так формируется «послушный» внутренний ребенок, который пытается заслужить любовь, забывая о себе. Теперь он думает, что его будут любить, только если он будет подчиняться и угождать, нельзя спорить, нельзя отстаивать свои интересы. Часто во взрослом возрасте собственные желания уже и не ощущаются совсем. Для «послушного» ребенка – любое проявление собственного недовольства связано со страхом потери отношений. Получается, что человек отказывается от собственных глубинных потребностей. Но у «послушного» внутреннего ребенка есть и другая сторона, агрессивная и озлобленная. Злость как раз и возникает в результате фрустрации основных потребностей и желаний.Непосредственно на родителей или значимых других злость быть направлена не может, иначе не получишь любви, поэтому идет отреагирование на других, на мир или на себя. Выражается это в немотивированном гневе, например, когда накрывает внезапно на заправке или в магазине, и не можешь остановиться. Этот гнев не может относиться к проживаемым чувствам, так как направлен совсем не туда, куда должен был быть. В гештальте такой механизм защиты называется дефлексией. Думаю, что со мной согласятся коллеги, что на практике эта злость часто не осознается. Спрашиваешь: «Ты сейчас злишься?» – «Я? Нет». А злость, направленная на себя, приводит к вине и депрессии. Или в ситуации с жестоким обращением. Темная сторона внутреннего ребенка усваивает, что боль – это и есть любовь, иначе он не смог бы ее выносить. Во взрослой жизни, выбирая в партнеры абьюзера, человек готов терпеть боль и даже умереть, лишь бы не остаться в одиночестве, без любви. Одиночество и ощущение покинутости становится гораздо страшнее физической смерти. Возможно, поэтому так трудно работать с такими клиентами, и они снова и снова возвращаются к тому, кто их избивает. Какими последствиями их можно «запугать»? И в конце немного о практической стороне вопроса. Как бы я изменила, с учетом вышесказанного, технику по визуализации возрастной регрессии.
Итак, получается, что замечая и анализируя внутреннего ребенка, мы опять становимся тем Наблюдателем, который когда-то выставил вперед нашу раненую субличность и удалился смотреть сны о несуществующей реальности или искаженной реальности раненого внутреннего ребенка. Если удастся разбудить Наблюдателя, то можно надеяться построить гораздо более надежную картину окружающей действительности, и научится жить, хотя бы не испытывая так много боли. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|