|
Как формируется доверие к мируАвтор статьи: Сидоренко Виктория Олеговна
С самого рождения, когда ребенок еще беззащитный, и ему необходима поддержка мамы, именно через маму в первые 3 года ребенок видит мир через призму мамы, и на этом этапе жизни у малыша формируется доверие или недоверие к миру. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляется к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, никогда долго не чувствует недомогание, которого убаюкивают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир – это уютное место, а люди в нем – это чуткие и услужливые существа. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем производится недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще к людям, в том числе и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития. То есть недоверие к миру формируется, когда мама, недостаточно проявляет заботу к малышу, когда она эмоционально холодная или папа проявляет сильную жестокость (строгость) по отношению к ребенку. Так же недоверие, может сформироваться на чувстве страха, особенно когда он видит семейные скандалы, когда мама кричит на ребенка или грозится оставить ребенка где-то, а сама уйдет (такое часто можно заметить на детской площадке) а у ребенок думает, что мама его оставит и больше не вернется. Тревожность и недоверие к миру формируется, если мать проявляет непостоянство: один раз подойдет и приласкает, а в другой проигнорирует или проявит разрежение, агрессию. При таком отношении у ребенка формируется чувство, что окружающий мир неизвестен, отсутствуют четкие последовательные временные цепочки событий. Такое восприятие мира актуализирует множество аффектов: страх что мама не придет, гнев и амбивалентные чувства, от того, что ему не известно, что будет на самом деле. Гиперопека над ребенком тоже формирует чувство страха и недоверие к миру. Например, когда сама мамочка тревожная, и говорит ребенку: «Туда не ходи, там опасно!», «Не беги – упадешь, разобьешь голову!», «Это трогай – запачкаешься!», «Туда не лезь – ударишься!» «Не отходи далеко, тебя украдут!» «Будешь капризничать – полиция тебя заберет!». Таким образом мама не дает ребенку самостоятельности, и тем же самым транслирует ему об преувеличенной опасности окружающего мира. В последствии, в поведении такого ребенка присутствует неадекватная направленность энергии, тревожность, неуверенность в себе, амбивалентность чувств. Нестабильное состояние психики ребенка выступает спутником социальных сложностей, которые ждут ребенка во взрослой жизни. Такие взрослые, не доверяют окружающему миру, стремятся всегда держаться за то, что есть, что уже известно и стабильно, они боятся изменений, так как нарушение стабильности для них происходит очень болезненно – они сложно меняют место жительство, коллектив. Так же они не решительные, мнительные, достаточно тревожные и закрытые в себе личности. Как же избежать таких последствий? - главное, для ребенка в раннем возрасте это чувство успокоенности и защищенности. - не надо ставить в пример других детей, так как, это может сформировать комплекс неполноценности и уход в себя. - никогда не действуйте насильственными методами. Это наносит ребенку травму и усугубляет его тревожное состояние. - «внезапный уход» - «Мама исчезла!» - думает ребенок, не понимая, как это могло произойти, и пугаясь еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости. - так же не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в «замкнутом мире» (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса во взрослой жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|