Популярные иррациональные идеи, которые портят нам жизнь


В личной терапии и в работе с клиентами нет-нет, да и выплывает пара-тройка таких вот иррациональных убеждений... То, что они становятся очевидными - уже хорошо. Еще результативнее, когда эти убеждения начинают трансформироваться.


Что значит "иррациональные идеи"?

  • Они обычно "пришли" от кого-то из внешнего мира. Как только ссылаются на «всем известное», «само собой разумеющееся», «неоднократно доказанное», человек находится в прямой опасности попадания в зависимость от этих чужих мнений, которые вовсе не вытекают из его личного опыта.
  • Эти идеи опасны тем, что часто порождают негативные  реакции, «зацикливание», подавленность, настороженность и т. п.
  • Они имеют огромный потенциал внушения: в них "верят" истово и безудержно. "А как же иначе?!" То есть, они как будто самоочевидны. 

Популярные иррациональные идеи которые портят нам жизнь

Какие идеи А. Эллис признал иррациональными?

  • Важно, чтобы меня все любили и одобряли. 

Последствия: зависимость от чужих мнений и оценок, потеря самостоятельности.

Выход из ситуации: за этим "все" обычно стоят 1-2 значимые фигуры. Чаще - родительские. Этот травматичный опыт, полученный  в детстве, можно проработать с терапии с психологом, который в хорошем смысле заменит Доброго Родителя. Лучше в терапии, чтобы не тратить жизнь на дублирование сюжета о Недолюбленном Ребенке в разных взрослых отношениях. 

  • Уважать можно только абсолютно компетентного, адекватного и успешного человека.

Последствия: снижение самооценки, отсутствие уверенности в себе, установка не на победу, но на избегание неудач, психосоматические проблемы.

Выход из ситуации: принять себя "некомпетентного", переключить фокус не на достижение, но на процесс, выработать собственную систему поощрений. 

  • Есть «плохие» люди, которые заслуживают возмездия.

Последствия: резонерство, лицемерие, непонимание базового принципа свободы воли, проблемы с отстаиванием своих границ и уважением чужих.

Выход из ситуации: признание права на ошибку, понимание того, что наказание ведет к ожесточению, но не к исправлению.

  • Это ужасно, когда все идет не по моему плану.

Последствия: подавленность, разочарование, снижение самооценки, неудовлетворенность, эмоциональные нарушения.

Выход из ситуации: снижение важности, здоровое чувство юмора, "вопрос дурака": "Что хорошего для меня в произошедшем?"

  • Человек не властен над обстоятельствами, «все складывается» независимо от его воли.

Последствия: пассивность, потеря ответственности за свою жизнь и свои решения, озлобленность, безынициативность.

Выход из ситуации: допущение противоположной мысли, отслеживание своего состояния. Например, в ситуации безысходности спросить себя: "А что, если я и есть автор этого сценария?". И прочувствовать это состояние.

  • Никогда нельзя терять бдительность.

Последствия: повышение тревожности, недоверчивость, эффект самоподтверждающихся пророчеств. «Я так и знал», «Я же говорил, не надо было высовываться».

Выход из ситуации: тревога – это а) не "сконтейнированные" эмоции; б) провокация негативных событий, потому что происходит то, чего мы особенно боимся. Просто потому что там - много энергии. А подсознание прекрасно воспринимает любую эмоционально заряженную визуализацию, положительно или отрицательно заряженную. Боишься? Делай то, чего боишься, - и "самое страшное" перестанет пугать. Парадоксально, но проверено на опыте :)

  • Проще не решать проблемы, а уходить от них.

Последствия: нерешенные проблемы имеют свойство скапливаться. Избегание неудач влечет за собой новые проблемы, снижает самооценку.

Выход из ситуации: найти баланс между тем, что необходимо сделать, и тем, что делать вовсе не хочется. Если вы чего-то не хотите, задумайтесь, зачем дана вам эта ситуация, но выполните необходимое. А вдруг это начнет вам доставлять удовольствие? Если нет – исключите эту ситуацию из своей жизни в дальнейшем.

  • Всегда важно, чтобы был кто-то, на кого можно опереться.

Последствия: риск устанавливать отношения зависимости, пассивность, уход от ответственности.

Выход из ситуации: принимать помощь, но не делать ее единственно возможным решением. Увидеть себя в паре: "помогающий" - "просящий", вспомнить примеры из жизни. Осмыслить свой повторяющийся паттерн.

  • Прошлое определяет настоящее, над влиянием прошлого никто не властен.

Последствия: пассивность, беспомощность, дублирование неэффективных стратегий поведения, снижение самооценки.

Выход из ситуации: понимание, что прошлое - меняется. Пересоздается и переписывается - изменением его интерпретации.

  • Близко к сердцу принимать чужие проблемы – признак хорошего и порядочного человека.

Последствия: неискренность, ханжество, тревожность, недоверие к людям.

Выход из ситуации: восстановить личные границы, заполнить жизнь - не чужим, а собственным содержанием. Честно ответить себе на вопрос: что дает мне "близкое восприятие" чужих проблем. Какие бонусы я получаю от окружающих?

  • Важно найти и принять именно правильное решение, иначе будет катастрофа.

Последствия: повышение тревожности, перфекционизм, пассивность, неспособность принять решение, инертность.

Выход из ситуации: признать, что «правильного» и «неправильного» попросту не существует. Оценить ситуацию, прислушаться к внутренним ощущениям и выбрать свой путь, даже если он не найдет поддержки у окружающих. Дать себе право на ошибку – это путь к развитию.

  • Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Последствия: безответственность, импульсивность, неспособность к эмпатии, пассивность.

Выход из ситуации: мы не властны над своими эмоциями, пока они переживаются как "что-то накатило". Важно развивать эмоциональный интеллект, научиться называть разные эмоции, правильно определять их. Называние - ключ к управлению ими. И даже к выбору желательной реакции.

Есть идеи, которые отозвались внутри и показались "до боли понятными"? :) Или есть чем дополнить перечень? Буду рада общению!

Литература:

  • 1. Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике.
  • 2. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 88-98.
  • 3. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008.


Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Последствия неуверенности в себе: нажимаю "DELETE" собственной жизни
  • "Внутренний ребенок" в ситуации терапии
  • "Меня преследует бывший!" Психологический разбор ситуации.
  • "У мужа семья на стороне, что делать?" Психологический разбор ситуации.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда любовь убивает или "вампиры-вегетарианцы" в аналитической ситуации
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • Как формируется защитный механизм "Заедание" и какие последствия приносит.
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Простое объяснение ситуации "Вдруг".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Гормон "удовольствия" и алко-зависимость. Выход там, где вход
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Позвоните своим родителям" или негативные последствия эмоционального разрыва с семьей
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • "Как перестать врать?" Токсический стыд. Психологический разбор ситуации.
  • Конфликты и конфликтогены. Общение в конфликтной ситуации (формула "Я-высказывания")
  • "В любой непонятной ситуации..." или Комикс о механизмах защиты
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • О ситуации на Корейском полуострове через призму басни И.А.Крылова "Квартет"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Тест "Оценка собственной жизненной ситуации"
  • "Муж сказал, что не любит" Психологический разбор ситуации.
  • "Мне 45, ему 37" Неравный брак. Психологический разбор ситуации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь