Стремитесь быть полезными? Тогда мы к вам!

Кто-то стремится к успехам в карьере и не получает, либо не замечает обратную связь от окружающих: «Я так ничего и не достиг», «Я просто никчемный сотрудник», «Моя работа совершенно безрезультатна», «Я неэффективен». Кто-то формирует эту идею, сидя дома с детьми в декретном отпуске: «В моей жизни нет ничего кроме детей, горшков и уборки», «Я ничего не значу в жизни других», «Я стала совсем неинтересной и никто не захочет проводить со мной время».

Стремитесь быть полезными Тогда мы к вам

Многим в развитии чувства бесполезности и никчемности помогают родители или школа. Например, когда в воспитательных целях юному созданию с тактом и расстановкой значимый Другой объясняет, что «мнение взрослых всегда важнее, а ты еще не заслужил авторитета, чтобы иметь право высказываться». Так формируется постоянное стремление что-то кому-то доказывать, чтобы просто иметь право голоса, иметь право спокойно быть в этом мире наравне с другими. Заслуги – эквивалент идеи полезности. Воспитанный в атмосфере условной любви, ребенок начинает думать что он всегда недостаточно хорош, что от него постоянно ждут социальной пользы, иначе его никто не примет. А самое страшное – не полюбит. С другой стороны, нам часто мерзка и неприятна идея, что нас могут использовать, что другие ценят нас только за пользу, которую мы приносим. Да и самим неприятно считаться меркантильными и прагматичными.

Такая «политика двойных стандартов» полезности часто встречается у клиентов психологической консультации. Например, «Я бесполезен, а другие полезны», либо «Мной пользуются, а я должен быть бескорыстен и не использовать других». Иными словами, мы позволяем другим то, что запретили себе и наоборот.

Стоит присмотреться ближе, что в действительности кроется за стремлением все оценить с позиции пользы. Ведь это настоящий замкнутый круг! И выйти из этой ловушки не так просто.

Чаще всего идея пользы/бесполезности возникает из следующих источников:

  1.   Этой идеей человек компенсирует неспособность адекватно выражать свои желания и ожидания от других.
  2.   Благодаря чувству собственной полезности компенсируется неспособность к безусловной любви. В этом случае идея пользы становится особой формой служения, привязанности и ведет к настоящей зависимости.
  3.   В основе поведения таких людей часто лежат трудности с восприятием обратной связи со стороны значимых других. Часто бывает так, что человек получает реакцию на свои поступки, но замечает ее очень выборочно.
  4.   Есть культуральные нормы, экономоцентричность современного общества, когда каждый приобретает свое значение исходя из экономической состоятельности. В этом свете идея собственной бесполезности – результат «внутренней оптимизации».

В этом случае крайне важно понять, что не всё и не все в этом мире обязаны иметь свою цену и приносить пользу. Всё существующее имеет право на бесполезность. Да, случается так, что некоторые вещи или люди оказываются полезны. Это приятный, но не обязательный факт. Иногда, действительно, этически целесообразно принимать во внимание полезность поступка, прежде чем его совершать. Но это не умаляет значение спонтанных и совершенно бесполезных поступков в нашей жизни. Чаще всего именно они приносят радость и удовлетворение.

Бывает трудно осознать, что существуют безусловное принятие и безусловная любовь, когда польза теряет всякий смысл.

Убеждения о бесполезности своего существования, о необходимости заслужить или добиться чего-либо часто имеют форму жестких долженствований и с трудом поддаются коррекции.

В своей работе я обычно использую поведенческий эксперимент: попытаться неделю просто быть бесполезным ( но не вредным 🤦🏻‍♂️) и при этом наблюдать за окружающими и своими реакциями. Это не такой простой эксперимент как кажется. В процессе человек начинает находить массу приятных или неприятных, но бесполезных вещей и отношений в своей жизни. Так мы вводим новую шкалу оценки: “приятное/неприятное”. Чем больше альтернативных и дополнительных шкал оценки удастся создать в процессе когнитивной терапии, тем богаче станет мир клиента и тем быстрее склонность оценивать все явления с позиции пользы отойдет на второй план. Кроме того, в большинстве случаев требуется наработка позитивного эмоционального опыта в ситуациях бесполезности, с чем отлично справляются экспириенциальные техники схема-терапии. В результате человек приобретает новый жизненный опыт, научается иначе оценивать обстоятельства своей жизни, более объективно, чем прежде.

Для таких клиентов очень важна обратная связь, когда окружающие признают их право быть бесполезными или делятся опытом совладания с ситуациями бесполезности. Ваш комментарий будет очень полезен для таких людей. Как вы переживаете бесполезность?



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Иметь право быть собой
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Право быть в мире. Само собой разумеется или не всегда?
  • Психобизнес. Вы можете быть шикарный психолог, но об этом никто ж не знает!
  • Иметь счастье в жизни или быть счастливым по жизни?
  • Когда от помощи больше вреда, чем пользы.
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • О бесполезности ярлыков
  • Право на свои желания и свобода быть собой
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Как получить пользу от своей злости на других людей?
  • Право на свои желания, свобода в части жизни
  • О статусе и личности психолога и их бесполезности.
  • Когда не знаешь, как жить в этом мире (часть 2, клиентский случай)
  • Когда не знаешь, как жить в этом мире (клиентский случай, часть 1)
  • Не бывает неподходящего времени для любви. Бывает просто неподходящий для вас человек
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Стоит ли женщине часто говорить мужчине о своей любви к нему?
  • Почему «Просто забудь об этом!» не работает.
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Человек имеет право горевать...
  • Как формируется Право Быть…
  • Хочу иметь право на коробочку с омерзительными поступками!
  • Как часто мы начинаем новую жизни с понедельника? А с 1 января!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь