Психоанализ в вопросах и ответах

Как определить какой метод психотерапии мне больше подходит?

Методов психотерапии существует огромное количество, но основные формы психотерапии в большей или меньшей степени можно отнести к одному из двух противоположных полюсов:

— психотерапевтические техники, использующие гипноз, внушение или обучающие самогипнозу (непсихоаналитические техники);

— психотерапевтические техники психоаналитического типа.

Задача многочисленных непсихоаналитических методов (это все методы, за исключением психоанализа, психоаналитической психотерапии, группового психоанализа) поскорей сделать так, чтобы вы избавились от мучающих вас симптомов. Для этого используется та власть переноса, которой сам же пациент неосознанно и наделяет психотерапевта. Психотерапевт, работая с вами, будет вести себя в большей или меньшей степени директивно, как родитель с ребенком, что может давать довольно быстрый эффект — симптомы уходят, пусть и временно. Эффект часто оказывается недолгим, поскольку в задачу психотерапевта вовсе не входит анализ переноса — этих незрелых зависимых отношений, которые с неизбежностью неосознанно разыгрываются не только в отношениях с психотерапевтом но и с остальным окружением, что ведет к появлению новых симптомов, и ощущению тщетного хождения по кругу.

Зигмунд Фрейд, также вначале применял гипноз, но достаточно быстро в нем разочаровался, поскольку симптомы видоизменялись и возвращались снова, и перешел к радикально отличающейся технике лечения неврозов, основанной на исследовании и понимании бессознательных причин возникновения симптомов - психоанализу.

Психоаналитик, занимая недирективную, нейтральную позицию, старается вместе с вами обнаружить как перенос проявляется в ваших отношениях с окружающими и с ним самим и помогает найти другие, более зрелые формы отношений. Иначе говоря, перенос здесь не эксплуатируется, как в неаналитических видах терапии, а анализируется, что приводит, в результате, к освобождению от незрелых зависимых отношений с окружением и с самим терапевтом и, как следствие, к освобождению от симптомов, поскольку сами симптомы — лишь сигналы неразрешенных детских конфликтов с родителями.

Психоанализ не подойдет как метод для людей склонных к чрезмерному отреагированию своих  эмоций в действии а не на словах (им больше подойдут  неаналитические методы). Психоаналитический метод будет полезен для тех людей, которые склонны к саморефлексии, поиску смыслов.

 

Я понимаю, что дефектные паттерны у меня с детства, но ничего с этим не могу поделать, поскольку просто не умею вести себя иначе. Психоаналитик сразу начнет работать с подсознанием или вначале работа идет с сознательным уровнем?

Помимо вашей воли психоаналитик не лезет в ваше бессознательное. Это вы решаете, что говорить и когда. Вы сознательно понимаете, что ваши дефектные паттерны с детства, но вы не можете их сами изменить и не знаете чем их заменить, как вести себя иначе. Ничего в психоанализе не происходит помимо вашего сознания (это в гипнозе помимо сознания, в обход его работают с подсознанием). В психоанализе, напротив, обращают внимание на то, что человек почему-то ведет себя иррационально - и в отношениях с окружающими и по отношению к самому себе и помогают пациенту задуматься и обнаружить причины такого поведения, после чего человек сам понимает, что он может поступать иначе, так, как прежде он не мог поступать (не задумывался об этом, боялся и т.д.). Это не быстрый процесс, эффективность его зависит напрямую от того, насколько доверяет пациент своему аналитику и как будут складываться их отношения.

Психоанализ начинается с первой сессии, или есть какой-то подготовительный этап

Несколько сессий до начала анализа ( заключения словесного контракта на психотерапию) нужны для того, чтобы пациент и аналитик могли попробовать и решить подходит этот метод и терапевт пациенту или нет.

Возможна ли психоаналитическая психотерапия по скайпу?

Возможна, но обязательно с видеоканалом.

Какова обычная продолжительность курса психотерапии? Когда появляются первые ее результаты и в чем?

Обычно, дату окончания терапии оставляют открытой и сам пациент говорит "завершаем", после чего проводится еще три завершающих сессии. Средняя продолжительность курса психотерапии редко бывает менее трех лет с периодичностью сессий 2 раза в неделю (многое зависит от того, насколько человек хочет изменений и стремится к ним). Но есть и краткосрочный вид психоаналитической психотерапии (20 – 30 сессий), которую применяют в случае ограниченных финансовых и временных возможностей у пациента и в этом случае цели терапии также более конкретны и ограничены. Например, невозможно в ходе такой психотерапии ждать изменений характера, но можно добиться большего контроля за своим страхом, агрессией. Первые результаты могут быть уже и после первых пробных сессий. Опять же, они связаны с тем насколько пациент доверяет аналитику и способен занять зависимую, принимающую позицию и отказаться от сознательного контроля за своими мыслями. Если никаких изменений не возникает, то либо метод не подходит, либо аналитик. А вообще, более глубокие и устойчивые изменения, конечно, требуют времени и здесь у каждого пациента свой шаг. У кого-то больше сопротивления (неосознаваемого) этим изменениям, у кого- то меньше. Так происходит из-за того, что сознательно человек хочет изменений, но в тоже время неосознанно может очень их опасаться, поскольку это для него новое и непонятное.(Лучше привычное "плохо", чем непонятное "хорошо")

Что такое проработка травм? Происходит ли она во время психоаналитической психотерапии?

 

Эмоциональное развитие любого ребенка может натолкнуться на препятствия в раннем детстве (до 5 лет). Эти препятствия связаны с его опытом детской зависимости от родителей (ведь ребенок и его психика полностью зависят от родителей). Если отношения были неудовлетворительными для ребенка, то его эмоциональное (иногда и физическое) развитие может пострадать, а может быть и вовсе заморожено. Это и называется травмой. Травма окружена защитами (неосознаваемыми) и чем раньше были препятствия с которыми психика ребенка не смогла справиться, тем мощнее защиты. Эти защиты действуют потом в жизни как анестезия - помогают избежать психической боли при обстоятельствах связанных с переживанием зависимости от кого- либо (уже не родителей, а других людей). Но эти же защиты мешают потом правильно воспринимать реальность (человек не осознает, что он не с родителями а с другими людьми), не дают развиться хорошим отношениям с другими людьми. Действие защит будет обнаруживаться и в отношениях с аналитиком , но он помогает это обнаружить самому пациенту, и это приводит к тому, что человек чувствует себя безопаснее, перестает так защищаться и от самого себя и от окружающих тогда, когда для этого нет тех причин, что были в детстве. Освобождается много энергии, которую он теперь может использовать рациональнее. Это и есть проработка травмы. В отличие от других, более оперативных методов терапии, экономящих на времени и на словах, в психоанализе это постепенный процесс и потому изменения оказываются намного более глубокими и устойчивыми. Но именно поэтому психоанализ занимает намного больше времени, чем другие методы.

Не могли бы вы привести примеры конфликтов между отцом и матерью, которые могли бы травмировать ребенка и привести к повторению судьбы родителей?

 

Конфликты между родителями связаны с их собственными внутриличностными проблемами ( часто, неосознаваемыми), которые они могут передавать детям абсолютно не задумываясь о последствиях для ребенка. Так невроз может передаваться из поколения в поколение.
    Если коротко, то это все случаи сексуального соблазнения и использования (завуалированного или открытого)  родителями своих детей.  То есть,  один из родителей ставит ребенка для себя на  место  партнера, а партнера (взрослого) на второе, либо его (партнера) совсем нет на «горизонте» («Ребенок мне заменяет все, это моя жизнь! Мне больше ничего не нужно!»)  или он «спрятан» и с ним тайные отношения поддерживаются.  Примеры соблазнения:  Папа моет свою дочь до 12 лет в ванной.  Мама кладет своего 4 –летнего сына в постель между собой и папой (как гигиеническую прокладку). Папа вместо мамы берет с собой на отдых дочь подростка и ходит с ней по злачным местам. Мама с дочкой подростком ходят вдвоем на дискотеки как подружки. и т.д. и т.п.
Что при этом происходит с ребенком? Он оказывается в роли сообщника взрослого, его совращают таким образом: детская или подростковая  несформировавшаяся или неокрепшая сексуальность сталкивается со взрослым инцестуозным желанием.  Важно понимать, что у ребенка есть такое  желание  и если взрослый прямо на него отвечает, то он разрушает психику ребенка. Разрушает, поскольку одно дело мечтать и представлять себя в отношениях, но совсем другое – оказаться на месте взрослого партнера. Это травма, замораживающая сексуальность и вынуждающая к повторению этих же отношений  в своей взрослой жизни с другими людьми.

У меня низкая самооценка и я понимаю, что это от нехватки родительской любви. Но при чем тут "тема сексуальности" , которая в психоанализе на первом месте, и материнская любовь, которой ребенку нехватает?

Речь идет не о взрослой генитальной сексуальности, а о сексуальности в широком смысле - это все, что доставляет удовольствие. Новорожденный не обладает изначально генитальной сексуальностью, но она формируется постепенно, по мере развития, объединяя различные эрогенные зоны (задействованные в получении удовольствия органы). Например: для младенца это, прежде всего, оральная зона.   Если мать недостаточно любит своего ребенка, то она может рано прекратить кормить его грудью, либо у нее совсем не окажется молока, либо она будет ухаживать за ним "без души". Иначе говоря, если ей отношения с ребенком не доставляют удовольствия (ей неприятно его кормить,разговаривать с ним и т. д.) , то она не сможет инвестировать эти самые эрогенные зоны своей любовью и нежностью, что приводит в дальнейшем этого ребенка к заключению , что он не достоин любви, не может ее вызывать, его тело плохое, неприятное.



Просмотров: 276
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Почему с одними женщинами мужчина ведет себя по-одному, а с другими совсем иначе?
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Полюбить себя. Как техники йоги,интегрированные в процесс психотерапии,помогают работать с самооценкой.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Почему (после психотерапии) может пропасть желание поддерживать множество контактов?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • "Я влюблен в своего психотерапевта!": эротический перенос в психотерапии
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь