|
Пирамида потребностей..того, кто выжилАвтор статьи: Владимир Рыбалко
Конечно, экстремальный опыт выживания касается не только военных действий как таковых, но и, например, ситуаций голодания, нищеты, преследования по этническим или религиозным мотивам и многие другие ситуации. Но для простоты изложения я буду называть такой опыт "войной" в противоположность "мирной" жизни. Давайте рассмотрим это при помощи известной всем пирамиды потребностей Маслоу. В порядке возрастания значимости и убывания приоритета удовлетворения группы потребностей в ней располагаются следующим образом: Физические потребности (еда, сон, отдых)→Безопасность (моральная, психологическая, физическая, сексуальная, уверенность в будущем)→Социальные потребности (принятие, поддержка, близость, доверие, признание)→Творчество, самореализация, эстетика→Самопознание. Однако у человека, пережившего экстремальные потрясения, особенно в раннем детстве - военные действия, например, пирамида потребностей оказывается "обрезанной", ограничиваясь всего двумя первыми слоями. Причина этого проста - человек привык рассчитывать только на себя, а физические потребности и безопасность - всё, что человек может дать себе, ни на кого не рассчитывая. Такой подход позволяет выжить во время "войны", но совершенно не подходит для жизни в ситуации вне очевидных угроз. Можно выделить три основных проявления синдрома выжившего в "мирное" время: Во-первых, такой человек, даже искренне заботясь о других, не способен дать заботу иначе, чем через потребности низших уровней. Например, забота через еду, одежду, вещи - подменяет проявления эмоций и другие потребности более высокого уровня. Для человека, выросшего в такой семье это большой шанс приобрести зависимость во взрослом возрасте - переедание, трудоголизм, патологическое накопительство. Во-вторых, часто такие люди, пройдя через опыт выживания, считают необходимым "готовить" своих детей к такой же жизни, будто бы не замечая, что "война" закончилась - в буквальном или переносном смысле. Дети таких людей нередко вырастают с таким же тревожным ожиданием надвигающейся и неотвратимой угрозы, с которой сами никогда не встречались, и передают это ощущение своим детям. Здесь уместно привести в пример соответствующие родительские установки "Нельзя бездельничать!", "Не съешь сегодня - завтра может не быть!", "Будешь много хотеть - один/одна останешься!" и прочие. В-третьих, у таких людей возникают очень сильные эмоции в отношении тех, кто имеет смелость удовлетворять свои потребности социального и более высокого уровня. Как правило, это агрессия или тревога, нередко - в смеси друг с другом - в виде раздражения или сарказма, направленных на обесценивание подобных потребностей. Узнали себя? Неудивительно, ведь в нашей стране не было семьи, не затронутой Великой Отечественной войной да и других экстремальных событий можно насчитать несколько десятков, а влияние столь огромной трагедии распространяется на несколько поколений. И Вы всегда можете сделать счастливыми себя и своих детей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|