Пирамида потребностей..того, кто выжил

Автор статьи: Владимир Рыбалко

Пирамида потребностей того кто выжил
Сегодня я бы хотел поднять непростую и очень болезненную тему. Я об эмоциональном наследии нашей страны. Речь о Великой Отечественной войне, и том, как она до сих пор отзывается на жизни людей.

Конечно, экстремальный опыт выживания касается не только военных действий как таковых, но и, например, ситуаций голодания, нищеты, преследования по этническим или религиозным мотивам и многие другие ситуации. Но для простоты изложения я буду называть такой опыт "войной" в противоположность "мирной" жизни. 

Давайте рассмотрим это при помощи известной всем пирамиды потребностей Маслоу. В порядке возрастания значимости и убывания приоритета удовлетворения группы потребностей в ней располагаются следующим образом:

Физические потребности (еда, сон, отдых)→Безопасность (моральная, психологическая, физическая, сексуальная, уверенность в будущем)→Социальные потребности (принятие, поддержка, близость, доверие, признание)→Творчество, самореализация, эстетика→Самопознание.

Однако у человека, пережившего экстремальные потрясения, особенно в раннем детстве - военные действия, например, пирамида потребностей оказывается "обрезанной", ограничиваясь всего двумя первыми слоями. Причина этого проста - человек привык рассчитывать только на себя, а физические потребности и безопасность - всё, что человек может дать себе, ни на кого не рассчитывая. Такой подход позволяет выжить во время "войны", но совершенно не подходит для жизни в ситуации вне очевидных угроз.

Можно выделить три основных проявления синдрома выжившего в "мирное" время:

Во-первых, такой человек, даже искренне заботясь о других, не способен дать заботу иначе, чем через потребности низших уровней. Например, забота через еду, одежду, вещи - подменяет проявления эмоций и другие потребности более высокого уровня. Для человека, выросшего в такой семье это большой шанс приобрести зависимость во взрослом возрасте - переедание, трудоголизм, патологическое накопительство.

Во-вторых, часто такие люди, пройдя через опыт выживания, считают необходимым "готовить" своих детей к такой же жизни, будто бы не замечая, что "война" закончилась - в буквальном или переносном смысле. Дети таких людей нередко вырастают с таким же тревожным ожиданием надвигающейся и неотвратимой угрозы, с которой сами никогда не встречались, и передают это ощущение своим детям. Здесь уместно привести в пример соответствующие родительские установки "Нельзя бездельничать!", "Не съешь сегодня - завтра может не быть!", "Будешь много хотеть - один/одна останешься!" и прочие.

В-третьих, у таких людей возникают очень сильные эмоции в отношении тех, кто имеет смелость удовлетворять свои потребности социального и более высокого уровня. Как правило, это агрессия или тревога, нередко - в смеси друг с другом - в виде раздражения или сарказма, направленных на обесценивание подобных потребностей.

Узнали себя? Неудивительно, ведь в нашей стране не было семьи, не затронутой Великой Отечественной войной да и других экстремальных событий можно насчитать несколько десятков, а влияние столь огромной трагедии распространяется на несколько поколений. И Вы всегда можете сделать счастливыми себя и своих детей.



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Простить - это дать "умереть" своим ожиданиям в отношении другого человека
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь