Пирамида потребностей..того, кто выжил

Автор статьи: Владимир Рыбалко

Пирамида потребностей того кто выжил
Сегодня я бы хотел поднять непростую и очень болезненную тему. Я об эмоциональном наследии нашей страны. Речь о Великой Отечественной войне, и том, как она до сих пор отзывается на жизни людей.

Конечно, экстремальный опыт выживания касается не только военных действий как таковых, но и, например, ситуаций голодания, нищеты, преследования по этническим или религиозным мотивам и многие другие ситуации. Но для простоты изложения я буду называть такой опыт "войной" в противоположность "мирной" жизни. 

Давайте рассмотрим это при помощи известной всем пирамиды потребностей Маслоу. В порядке возрастания значимости и убывания приоритета удовлетворения группы потребностей в ней располагаются следующим образом:

Физические потребности (еда, сон, отдых)→Безопасность (моральная, психологическая, физическая, сексуальная, уверенность в будущем)→Социальные потребности (принятие, поддержка, близость, доверие, признание)→Творчество, самореализация, эстетика→Самопознание.

Однако у человека, пережившего экстремальные потрясения, особенно в раннем детстве - военные действия, например, пирамида потребностей оказывается "обрезанной", ограничиваясь всего двумя первыми слоями. Причина этого проста - человек привык рассчитывать только на себя, а физические потребности и безопасность - всё, что человек может дать себе, ни на кого не рассчитывая. Такой подход позволяет выжить во время "войны", но совершенно не подходит для жизни в ситуации вне очевидных угроз.

Можно выделить три основных проявления синдрома выжившего в "мирное" время:

Во-первых, такой человек, даже искренне заботясь о других, не способен дать заботу иначе, чем через потребности низших уровней. Например, забота через еду, одежду, вещи - подменяет проявления эмоций и другие потребности более высокого уровня. Для человека, выросшего в такой семье это большой шанс приобрести зависимость во взрослом возрасте - переедание, трудоголизм, патологическое накопительство.

Во-вторых, часто такие люди, пройдя через опыт выживания, считают необходимым "готовить" своих детей к такой же жизни, будто бы не замечая, что "война" закончилась - в буквальном или переносном смысле. Дети таких людей нередко вырастают с таким же тревожным ожиданием надвигающейся и неотвратимой угрозы, с которой сами никогда не встречались, и передают это ощущение своим детям. Здесь уместно привести в пример соответствующие родительские установки "Нельзя бездельничать!", "Не съешь сегодня - завтра может не быть!", "Будешь много хотеть - один/одна останешься!" и прочие.

В-третьих, у таких людей возникают очень сильные эмоции в отношении тех, кто имеет смелость удовлетворять свои потребности социального и более высокого уровня. Как правило, это агрессия или тревога, нередко - в смеси друг с другом - в виде раздражения или сарказма, направленных на обесценивание подобных потребностей.

Узнали себя? Неудивительно, ведь в нашей стране не было семьи, не затронутой Великой Отечественной войной да и других экстремальных событий можно насчитать несколько десятков, а влияние столь огромной трагедии распространяется на несколько поколений. И Вы всегда можете сделать счастливыми себя и своих детей.



Просмотров: 43
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь