Избавиться от навязчивых мыслей - это возможно!

Многие люди, страдающие от атак навязчивых мыслей, считают себя сумасшедшими, ненормальными, опасными. Часто они испытывают невыносимый стыд за то, что происходит у них в голове, и потому скрывают свое состояние от окружающих. Когда я говорю пациенту или пациентке, что подобные мысли - нередкое явление, и вредят они только самому субъекту, съедая его или ее жизненную энергию, то это открытие приносит человеку огромное облегчение, благодаря чему, он делает первый шаг к отделению своего Я от болезни. В логотерапевтическом процессе пациенту предстоит еще несколько этапов такого отделения, прежде чем патологические симптомы окажутся под контролем Я. В первых двух моих публикациях я описала начальные этапы сепарации от навязчивых мыслей. В данной статье я завершу описание принципов работы с навязчивостями, на примере гипотетической пациентки, атакуемой мыслями о совершаемых ею убийствах.

Итак, пациентка, молодая жена и мама, борется с внезапно возникающим компульсивным желанием убить кого-нибудь подвернувшегося под руку (соседа, прохожего, коллегу и т.п.) каким-нибудь подходящим тяжелым предметом. Она понятия не имеет, откуда к ней приходят подобные мысли, и пребывает в ужасе от своей неадекватности.

Первое, чему научила ее логотерапевт, - не гнать эти мысли от себя, а приглашать их в свою голову, как дорогих гостей: "Заходите, дорогие, любимые, что-то вас давно не было!" Данный прием основан на принципе работы нашего мозга: "Нельзя хотеть и бояться одного и того же. Если мы начинаем хотеть что-то, мы перестаем испытывать страх перед ним".

Второй, освоенный пациенткой прием, - пародирование и вышучивание навязчивых мыслей. Например, испытав внезапное желание придушить чужого младенца, женщина переключает себя в юмористическое русло, говоря себе что-то вроде: "Ну да, одного задушишь, а потом от матерей отбоя не будет, как начнут таскать своих младенцев - и прощай спокойная жизнь! А я люблю тишину и покой".

Применение этих приемов значительно выровняло ее тревогу, однако, она все еще продолжала испытывать сильный страх перед каждым новым приступом мыслей, и иногда, когда мысли казались особенно ужасными, ей не удавалось сразу переключиться в режим иронии и насмешки. На данном этапе логотерапевт предложила ей метод персонификации ужасных мыслей.

Персонифицировать ужасающую навязчивую мысль означает превратить ее в персонаж, материализовать в виде куколки, дать персонажу имя и держать его всегда под рукой, чтобы можно было с ним взаимодействовать. Цель персонификации - добиться максимального дистанцирования здорового Я от патологических мыслей через создание самостоятельного, отдельного от пациента/пациентки персонажа.

Избавиться от навязчивых мыслей  это возможно

Пациентке сразу очень понравилась идея сделать из своего страха куклу. На следующую встречу с логотерапевтом она принесла сшитую собственными руками небольшую мягкую игрушку женского пола, с растрепанными фиолетовыми волосами, голубыми глазами-пуговками, довольной рожицей, короткими толстыми ручищами и длинными тонкими ножками. Кукла была названа Мурзилкой - как объяснила пациентка, для полноты комического впечатления. "Теперь - объяснила терапевт - каждую, вновь возникающую навязчивую мысль, Вы будете называть Мурзилкой и общаться с ней посредством куклы. Вот пришло Вам желание задавить старушку на пешеходном переходе, и Вы сразу приветствуете эту мысль: "Ооо, привет, Мурзилка! Давно не было тебя? Затосковала там без меня? Да-да-да, я понимаю, скучно, когда некого напугать. Но кого же ты, чудо фиолетовое, можешь напугать?! Причесалась бы хоть сначала, рожицу умыла! Вот сейчас домой приедем, я тебя отмою, расчешу, платьице тебе новое надену и защекочу, чтобы не скучала ты!"

Пациентка смеется, она уловила идею и испытывает облегчение от нового инструмента объективирования своей болезни и дистанцирования от нее. В последующие месяцы она эффективно упражняется в добродушных подшучиваниях над своей Мурзилкой, которую носит с собой в сумке, высаживает перед собой в машине, а дома размещает на подоконнике или берет с собой в постель. Принцип, благодаря которому действует данный прием, состоит в снижении значимости возникшей ужасной мысли через ее помещение в смешной и нелепый образ. Пациентка отметила, что ей особенно помогает расслабиться проявление ласки по отношению к Мурзилки: пожалеть бедняжку, обнять, поцеловать, развеселить, пощекотать. Разве может быть опасной или пугающей такая бедняжка-милашка??? Пока пациентка занята "пуськаньем" куклы (всего несколько минут, и с каждым разом все меньше) навязчивая мысль, "отпущенная" мозгом, растворяется и уходит на периферию сознания. Наш мозг устроен так, что навязчивые мысли не выдерживают ни малейшего неуважения к ним! Заметив подобное, они почти немедленно "улетучиваются".

Можно сравнить мозг человека, по неизвестной причине предрасположенного к образованию навязчивостей, с огородом, нуждающимся в защите. Мурзилка или подобные ей персонажи - это своего рода пугала, отпугивающие ворон и других нарушителей границ. Пациент или пациентка ничего не могут сделать, чтобы помешать мыслям-воронам прилететь, зато оснастить свой огород добротным пугалом - полностью в их власти. Логотерапия исходит из того, что даже в состоянии тяжелой болезни у человека остается выбор. В случае с навязчивыми мыслями, их можно бояться или избегать, этим лишь усугубляя невроз, или "приглашать в гости", объективировать и высмеивать, снимая тревожное напряжение, в отсутствие которого невроз фактически исчезает.

 



Просмотров: 486
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сделайте что-нибудь с ним", или мысли психолога о запросах родителей
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Мысли про прокрастинацию или что делать с постоянным откладыванием "на потом"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Женщина на всю кровать"- но что она в ней делает?
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Просто чай. Или "тренинг контроля потока мыслей".
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Культивируя желание: "Что выросло - то выросло" или "Что посеешь - то и пожнешь"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь