|
Вот такие они, подростки.Автор статьи: Ахраменко Ирина Владимировна
Вот такие они, подростки. Много написано про этот особый – подростковый возраст. Каждый человек по – своему преодолевает его, но, бесспорно то, что это один из самых ярких периодов в жизни любого человека. Подростковый возраст – важный и трудный период в человеческой жизни. Подростку предстоит нелегкая задача – стать взрослым человеком, вступить в «большой мир», найти в нем свое место. Подростковый возраст предшествует периоду юности. В специальной литературе подростковый возраст обозначается разными названиями: «пубертатный», «переходный», «пустыня отрочества», «период бури и натиска», «возраст второй обрезки пуповины», «критический». Разные названия отражают разные стороны происходящего в жизни подростка перемен, что дает основание рассматривать подростковый возраст как достаточно сложный и противоречивый. В противоречивости подразумевается сосуществование позитивных и негативных проявлений. Позитивные проявления подросткового возраста 11-15 лет: - сильное стремление к самостоятельности и ее утверждение в деятельности, поведении и отдельных поступках; - качественное развитие отношений с окружающими; - расширение сферы деятельности; - стремление осознать свое «Я»; - формирование критического отношения к себе и окружающим; - усиление потребности в сравнении себя с другими; - открытость к новому; - эмоциональная восприимчивость. Негативные проявления подросткового возраста 11-15 лет: -дисгармоничность в строении личности; - поведение, носящее характер протеста по отношению к взрослым; - подверженность быстрой смене настроения; - неадекватная, неустойчивая самооценка. В.А. Сухомлинский отмечал в особенностях подростков такие качества, как: - непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетание с неумением разобраться в сложных жизненных ситуациях - с другой. - подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. - подростки четко улавливают фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. - подросток хочет быть личностью, совершить что-нибудь героическое. - у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью возможностей сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. У подростка, по мере его созревания, уходит детская простота отношений, взаимная доверчивость. Общение мальчиков и девочек приобретает некоторую напряженность, которая со временем смягчается. Наиболее уязвим подросток в 11-13 лет. Ребенок растет. Гормональная перестройка, происходящая в организме ребенка, влияет на его эмоциональное состояние. А быстрый рост тела и внутренних органов делают его более уязвимым к физическим нагрузкам, стрессам. Часто дети этого возраста страдают метеочувствительностью, повышенной утомляемостью, перепадами настроения. В этот период может снизиться мотивация к учебе в школе, ухудшиться успеваемость. Критичность данного возраста связана и с недостаточным жизненным опытом. Подросток испытывает интерес ко всему новому, испытывает потребность в самоутверждении, но не знает, как этого можно добиться и может попасть в беду. Он еще не готов в достаточной мере оценить угрозы внешнего мира, не всегда может справиться с трудностями и проблемами, встающими на его пути. Присущая возрасту 11-13 лет эмоциональная восприимчивость и ранимость, подверженность резкой смене настроения, уязвимость самооценки делают его жизнь сложней. Взрослые не всегда понимают, что происходит с ребенком: только что спокойный и покладистый ребенок вдруг начинает дерзить родителям; сын предпочитает уединиться в своей комнате, отказываясь от совместного просмотра фильма; дочь без особых, казалось бы причин, плачет, срывается на крик, замыкается в себе… Ребенок взрослеет и это проявляется в его потребности в большей свободе, независимости, в признании его прав, в уважении. Проблемой родителей часто является неспособность увидеть в своем ребенке эти новые проявления взрослости и принять их должным образом. Часто родители пытаются общаться с подростком, используя прежние методы, когда ребенок был маленьким, а они для него были непререкаемым авторитетом. Теперь авторитетное мнение все чаще принадлежит другу Ване или соседскому Паше, а не маме с папой. Если родители продолжают оставаться ригидными и продолжают взаимодействие с подростком на прежнем уровне, то неизбежны конфликты, непонимание, ведущие к напряжению в отношениях взрослых и ребенка, к утрате доверия между ребенком и родителями. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает большое влияние на развитие личности подростка и становление его отношений с другими людьми. В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и, при правильном обращении, с ними легче ладить и родителям и учителям. Младшие подростки наиболее восприимчивы к такому стилю отношений, когда взрослый проявляет инициативу, задавая тон, но при этом позволяет ребенку самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения, не устанавливая пошагового контроля. Конечно, очень важный момент – общение со сверстниками. Здесь ребенку нужно дать возможность самостоятельно строить свои отношения с друзьями, не переставая быть всегда готовым выслушать, придти на помощь, поддержать, дать мудрый совет. Подростки очень благодарно отзываются на проявление уважения и доверия к ним со стороны взрослых. Помогает в налаживании добрых отношений с подростками и чувство юмора, интересная беседа, уместная похвала. А еще – общие дела: совместные походы и поездки, увлекательные приключения, интересные проекты. Пусть это станет вашей семейной традицией на долгие – долгие годы. Психолог Ирина Ахраменко
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|