Психоаналитический метод работы со сновидениями в классическом и современном подходах

Чтобы составить представление о психоаналитическом методе работы со сновидениями, важно учитывать, что психоанализ исходно был практикой для лечения невротиков, поэтому его методология вырастала прежде всего из клинического опыта основоположника метода, Зигмунда Фрейда.

Психоаналитический метод работы со сновидениями в классическом и современном подходах

Во время написания «Толкования сновидений» Фрейд, во-первых, изучает всё на тот момент написанное о способах снотолкования, а также, что важнее, на протяжении нескольких лет анализирует собственные сновидения. Кроме того, наблюдает за пациентами, в том числе и в состоянии гипноза и анализирует их сновидения.

Все эти наблюдения приводят его к выводу, что у сновидений есть определённые особенности и закономерности, которые не принадлежат бодрственному мышлению. А именно: алогичность, абсурдность, существование во времени и пространстве несовместимых образов и тд. Это дает ему основание сделать заключение, что сновидение – представитель совершенно другой части психического, той, которая не укладывается в рамки того, что мы понимаем под сознанием. Так выкристаллизовывается идея сновидения – как королевской дороги в бессознательное.

Исследования Фрейда помогли ему также увидеть аналогии между невротическим симптомом и сновидением. В частности, в защитной функции, неосознаваемости и конфликтной природе и того, и другого. Так произошло первое сближение нормы и патологии как двух не столь противоположных, сколь сходных, по сути, явлениях. Понимание Фрейдом связи между ними приводило к идее, что один и тот же метод исследования может быть использован как при выявлении симптома, так и при снотолковании. Соответственно работа аналитика и с тем, и с другим феноменом основывается на одних и тех же теоретических положениях и в практическом смысле тоже очень сходна.

Толкование в психоанализе – это в самом общем виде процесс распознавания за явным содержанием сновидения его скрытого смысла. Под явным, или манифестным, содержанием имеется в виду то, что мы, собственно, и считаем сновидением, те символы, сюжеты и образы, которые наблюдаем во сне. А под скрытым – то, что эти образы «на самом деле» означают. Скрытые мысли сновидения представлены в завуалированной, неочевидной для понимания форме. Соответственно, аналитическая работа подразумевает раскрытие непонятного бессознательного содержания, делая его понятным. На 1-й взгляд это не отличает психоанализ от большинства других снотолковательных методик. Однако, ключевую роль здесь играет методологическое обоснование, т.е. объяснительная модель.

Каждая методика имеет свой «миф», общий концепт, ряд гипотетических допущений или положений, на основе которых выстраивается понимание феномена сновидения. Психоанализ - не исключение. В классическом анализе таким «мифом» является идея об эдипальном конфликте, производными которого считаются зависть к пенису и страх кастрации. В современном - идея эдипа расширена до отношений сновидца со значимыми фигурами вообще. Т.е. и до, и во время, и после эдипального периода развития.

Также всеми аналитиками разделяются такие фундаментальные идеи, как: идея влечений, идея «расслоения» психики на Бессознательное и Сознание и другие структуры внутри них, сама идея наличия внутриличностного конфликта, идея защиты психики от него с помощью психических механизмов, таких, как например вытеснение. Согласно аналитической концепции, в сновидении происходит возврат вытесненного из-за ослабления вытеснения, т.к. человек в состоянии сна регрессирует, т.е. возвращается, на более ранние отно- и филогенетические этапы развития. Также аналитики рассматривают сновидение как субъективное представительство индивидуальной психики и ряд других идей.

 Аналитиками считается, что психика через сновидение обнаруживает и одновременно пытается спрятать желание сексуальной или агрессивной природы, которое составляет ядро внутрипсихического конфликта. Психика производит попытку разрешения конфликта посредством реализации в сюжете сна этого ытесненного желания, при этом не доводя его до осознания человеком. Желание вытеснено из сознания как неприемлемое, не совместимое с представлением сновидца о себе, или культурно осуждаемое. Вытеснение конфликта, связанного с влечением (Ид), является следствием работы внутрипсихической структуры (Супер-Эго), при этом во сне Эго спит и не может урегулировать, как оно это делает в бодрствовании, происходящий конфликт.



Благодаря процессам такой «борьбы» внутри психики Желание представлено в сновидении чаще всего в искаженной форме. В виде прямого послания оно бывает у очень голодных взрослых и у маленьких детей, так как их внутрипсихические структуры еще недостаточно развиты, чтобы цензурировать желание. Зашифрованность желания становится возможной благодаря механизмам работы сновидения: цензуре, сгущению, смещению, символизации и отчасти вторичной обработке. 



Внутренний мир сновидца преломляется в образах и символах сновидения, которые часто сотканы из остатков дневных впечатлений, а также из ассоциаций в широком смысле слова (т.е. по цвету, форме, размеру, звучанию, схожести или наоборот противоположности и тд). Но и то и другое, будучи универсальным для всех людей так или иначе отражает совокупность личного психологического опыта сновидца. А в основе этого опыта, как считается аналитиками, лежат сильные переживания человека, в т.ч. травматические, а также базовые психологические потребности: в любви, безопасности, заботе и тд.

На практике для того, чтобы интерпретация могла считаться аналитической, нужно чтобы были выполнены некоторые основные условия:

  1. Рассмотрение сновидения как имеющего скрытый смысл, не совпадающий с явным на практике значит, что явное содержание не интерпретируются буквально. Соответственно, когда во сне представлен какой-то один символ, аналитик обязательно должен смотреть на него шире, чем его основное, поверхностное значение. К примеру, если речь идет о слове, которым описывается происходящее во сне, и оно имеет двойной смысл, аналитику желательно держать его в поле зрения, чтобы при необходимости использовать в интерпретации.
  2. Этот пример высвечивает и второе условие: важность речи сновидца; фокус внимания аналитика обращен на то, какими именно словами описывается сон, его сюжет и ассоциации к нему. Подбор слов человеком не является случайным, а соответствует его внутренней феноменологии и конфликту.
  3. В-третьих сновидение интерпретируется только при условии, что аналитик знает того, чей сон он анализирует: т.е. историю человека, его отношения, актуальные события жизни, специфические личностные характеристики, особенности реагирования, поведения и тд.
  4. В-четвертых рассмотрение бессознательного как индивидуального на практике означает, что в интерпретации аналитик не претендует на объективацию окружающей сновидца реальности, а, наоборот, нацелен на субъективацию и на внутренний мир. И направляет внимание сновидца в глубины себя, а не наружу.
  5. В-пятых – и это методологически важный шаг – аналитик ищет в сновидении следы влечений, пытаясь распознать их через символику и сюжет.
  6. В-шестых в связи с искажением скрытых мыслей сновидения задачей аналитика становится дешифровка символов, а также практика возвращения явным содержаниям их изначального смысла. Т.е. он проделывает работу сновидения наоборот.
  7. В-седьмых внутренний конфликт в психоанализе исходно тесно сопряжен с отношениями, ибо, по сути, вся наша психическая жизнь берет основу в межличностной сфере, и в данном случае упор делается на отношения со значимыми фигурами жизни человека. В классическом психоанализе – это, как я уже говорила, эдипальный конфликт и фокус внимания аналитика больше нацелен на прошлое, в современном – это как эдипальный, так и доэдипальный конфликты и отсылки к другим значимым отношениям анализанта, в том числе и в настоящем. Обязательным считается и осмысление аналитиком сути конфликта.
  8. И наконец – цель анализа сновидений психотерапевтическая, т.е. помощь человеку в его проблемах. Задачей работы со снами, как и с другими феноменами бессознательной жизни, является расширение знания пациентом о самом себе и своем внутреннем мире. А это в свою очередь должно приводить к улучшению в его реальной жизни.

Как выглядит работа со сновидениями в психоаналитической практике?


Внешне все выглядит довольно просто. Аналитик просит пациента свободно говорить обо всем что приходит на ум в связи со сновидением и пытается понять, как эти ассоциации связаны с самим сновидцем, и как всё это вместе в свою очередь связано с его жизнью и проблемами. Т.е. технически аналитик находится в процессе постоянного простраивания смысловых связей.

Свободные ассоциации — это основная аналитическая техника, которая заключается в том, чтобы разговор о сновидении в конечном итоге вывел на бессознательный конфликт пациента. Техника СА основана на предпосылке, что: во-первых, мысль всегда следует в направлении того, что значимо и, во-вторых, свободное говорение позволяет достигать значительного уровня регрессии, то есть приближения к состоянию сновидческой психики – архаичной и  некритичной.

Кушетка
Аспект регрессии в отношении анализа сновидений также представляется важным в классической технике, где положение пациента – как известно, горизонтальное. Он лежит на кушетке, а аналитик сидит рядом вне поля зрения. Как будто бы символически пациент всё еще спит и видит сон, убаюканный родителем-аналитиком, сидящим у него в изголовье. Положение лежа позволяет пациенту переживать себя в состоянии подобном сну, каким его описал Фрейд, т.е.

подобное внутриутробному состояние оборачивания к своему внутреннему миру

и быть физически обездвиженным, чтобы исполнение желание не могло быть отреагировано в действии. По сути, сам по себе классический анализ на кушетке – это аналог процесса сновИдения, управляемого аналитической ситуацией. В современном анализе кушетка уже не является обязательной, однако свободные ассоциации по-прежнему остаются основной и незаменимой частью процесса.

Равномерно распределенное внимание
Что касается работы аналитика, то по-прежнему важной остается его функция слушателя, т.е. сны для начала надо уметь правильно воспринять. Это становится возможным через технику, так называемого, равномерно распределенного внимания. Она позволяет бессознательному аналитика чувствовать и понимать бессознательное анализанта, что в свою очередь сказывается на качестве последующей работы.

Интерпретация
Наиболее важной частью практики в плане снов остается интерпретативная техника. Она заключается, во-первых, в том, чтобы вписать в понятное психологическое смысловое поле то, что кажется непонятным и непсихологическим, и, во-вторых, чтобы найти всему этому объяснение, отвечающее текущим задачам терапии.

В классическом анализе без интерпретации не обойтись, в современном – она, хоть и желательна, но уже необязательна в силу переосмысления самого психодинамического процесса. Интерпретации снов в современном психоанализе иногда не делаются, иногда делаются лишь частично, а иногда даже рассматриваются как нежелательные в силу того, что, например, пациент еще не способен к пониманию логики символизации, так как сновидение понимается и переживается им как объективная, а не субъективная реальность. Речь идет о доэдипальных пациентах.

Сегодняшний психоанализ много и эффективно с ними работает, в том числе и в плане снов. Сновидческая активность данных пациентов рассматривается не с позиции интерпретации как таковой, т.е. не с т.з. получения результата (объяснения сна), хотя это конечно всегда и приветствуется, а скорее с позиции происходящего с ним процесса. Процесса сновИдения и рассказа о нем.
Функция анализа в данном контексте – это скорее помощь пациенту в структурировании реальности, укрепление его Эго и понимание аналитиком того, чтО стоит за самим рассказом о снах. А стоит за ним, как правило, бессознательная потребность в контейнере, в размещении в аналитике своих неосознаваемых желаний, страхов и фантазий. Так пациент избавляется от внутреннего напряжения, тревоги и др. бСз содержаний.

Как понять подошла ли интерпретация – в идеале она должна приводить к потоку ассоциаций, инсайту, повышению осознанности, и желательно улучшению внеаналитической жизни пациента.

Для того, чтобы интерпретация была лучше воспринята, она должна подаваться на понятном анализанту языке и с учетом уровня его психологической готовности, а также быть своевременной и идущей от поверхности вглубь.

Интерпретация не является обязанностью только аналитика, это приходится делать и анализанту. Более того – интерпретации с его стороны являются на самом деле ключевой частью работы. Фишка состоит как раз в том, чтобы получить ре­шение загадки от самого сновидца.

В плане процесса аналитик сначала просит СА на сон, а затем может спросить – как анализант сам его понимает. Это тоже в каком-то смысле является продолжением СА, однако же позволяет анализанту быть в роли не только пассивного продуцента бессознательного, но и активного участника работы, и включает его наблюдающее и сотрудничающее с терапией Эго.
Также этот технический прием позволяет аналитику в своей интерпретации быть более близким автору сна. А это снижает уровень сопротивления и помогает эффективнее работать с этим материалом. В ответ на просьбу проинтерпретировать самостоятельно, пациенты нередко признаются, что «не имеют понятия, что все это значит». Однако не стоит обманываться, ведь, как считал Фрейд, на самом деле видевший сон знает о смысле своего собственного сновидения. Другое дело, что он просто еще не знает о своем зна­нии. А аналитик помогает ему это знание "вернуть".

Работа со сновидениями на разных этапах анализа
На начальном этапе терапии часто приходиться слышать подобные ответы. Но по мере того, как развиваются возможности и умения пациента в плане свободного ассоциирования и работы с символическим полем, он всё чаще начинает самостоятельно искать и находить психологические ответы, объяснения своим снам, и и стремится быть более включенным и активным.
В начале терапии также обычно наблюдается больше сопротивления ассоциациям и интерпретациям. В середине анализа интерпретации принимаются охотнее, и сами по себе становятся более раскрывающими, с учетом того, что к середине и концу анализа накопилось достаточно сновидческой продукции и знание о пациенте стало более глубоким и разносторонним.

Такой технический прием как тщательная проработка хронологически чаще всего происходит в середине и в конце анализа. В контексте сновидений определение этой техники можно сформулировать как обнаружение следов конфликта в различных сновидениях пациента и простраивание связей между разрозненными символами и сюжетами, которые несут с собой сходный смысл. Т.е. мы рассматриваем сновидения анализанта и каждое по отдельности, и все вместе, т. е. в динамике. Также в зависимости от этапа аналитической работы одни и те же сновидения могут приобретать различные смысловые оттенки, что аналитик пытается отразить в своей интерпретации.

Сновидения и перенос
Очень часто анализанты продуцируют сны бессознательно как бы "под заказ", «специально для терапевта», и пытаются ему сообщить этим сном что-то, чего не могут сказать словами. Причем иногда не потому, что не хотят, боятся или сопротивляются, а потому что реально сознательно не знают, что чувствуют, и как описать то, что с ними происходит, а символическое сообщение от сновидения говорит как бы на универсальном языке. Иногда сопоставляя сказанное на последних сессиях с последующим сновидением появляется четкая взаимосвязь. Сон собой как будто структурирует сказанное на сессии и наполняет его глубоким смыслом.

Работа современных аналитиков со снами включает анализ всего, что происходит в кабинете, потому что на самом деле это работа не со снами, а с людьми. Поэтому все проявления пациента, в частности, в контексте его сновидческой активности, размещенные в кабинете, становятся объектом внимания и работы. Т.е. внутренне аналитик фокусируется на таких вопросах как: личность анализанта, что ему снилось, какие ассоциации пришли на сновидение, как именно он об этом всем рассказывает, когда это происходит – в какой момент сессии и в какой период анализа, кому он это рассказывает и для чего.

Насчет кому, ну понятно, что аналитику, но он для него всё равно остается фигурой переноса. Терапия предполагает качественно новую форму отношений, которой нет больше нигде в жизни пациента и этим особенно замечательна в плане анализа снов. Рассказ о них со стороны пациента нередко является способом бессознательно сообщить аналитику что-то, например, о своих чувствах или об их совместном процессе. Это всё и есть перенос. И иногда пациент приносит аналитику сновидение не для того, чтобы его понять, а для того, чтобы произвести над аналитиком какое-то действие, и избавиться от дискомфортного внутреннего переживания. Т.е. сновидение может быть формой отыгрывания.

В практике перенос может проявлять себя в сновидениях с участием фигуры аналитика – они всегда несут много полезного для анализа. Анализ контрпереносных сновидений также может быть крайне продвигающим. В плане проявлений сопротивления в контексте сновидений: анализанты сообщают, что им вообще ничего не снится или, наоборот, приносят очень много сновидений; не слышат интерпретаций или испытывают трудности в продуцировании свободных ассоциаций и интерпретаций к сновидениям. Все эти и многие другие феномены, связанные со сновидениями подлежат внимательному анализу и позволяют приконсуться к глубоким слоям психического в качественной терапевтической работе.

В заключение хочется отметить, что анализ сновидений в классическом и современном подходах при всех их различиях в равной мере несет неизменно большую терапевтическую ценность и безусловно полезен как техника самопознания и прямого разговора с бессознательным.




Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сон о тысяче масок. (Пример интерпретации / анализа сновидения)
  • Сон Татьяны («Евгений Онегин») и пример его интерпретации как сновидения клиента
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Сновидения и их интерпретация в психоанализе
  • Сновидения в психотерапии. Работа со сновидениями в гештальт-подходе
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Как толковать сновидения (свои или клиента). Рекомендации опытного аналитика В. Лиманцева
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Сны и сновидения. Работа со снами в психологии.
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Работа со снами :: Разбор реального сновидения
  • Для того, чтобы быть счастливым...
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • «Сбывающиеся сновидения». Психологический анализ собственного иррационального опыта.
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Роль сновидения в жизни человека
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Сновидения и психоанализ
  • Работа с подсознанием. Сновидения.
  • Шаг к себе через сновидения: как встать на путь позитивных изменений
  • Упражнение для анализа сновидений. Пример из жизни.
  • Образы из наших снов - анализ и помощь в интерпретации.
  • Мир сновидений. Рассказ об опыте работы со снами.
  • Техно образы сновидений и их интерпретация в анализе пациентов. Часть 2. Гаджеты в сновидениях.
  • 3 вопроса для того, чтобы намечтать себе идеальное утро. Почти медитация



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь