|
Психоаналитический метод работы со сновидениями в классическом и современном подходахАвтор статьи: Лисавцова Елена Викторовна
Чтобы составить представление о психоаналитическом методе работы со сновидениями, важно учитывать, что психоанализ исходно был практикой для лечения невротиков, поэтому его методология вырастала прежде всего из клинического опыта основоположника метода, Зигмунда Фрейда. Во время написания «Толкования сновидений» Фрейд, во-первых, изучает всё на тот момент написанное о способах снотолкования, а также, что важнее, на протяжении нескольких лет анализирует собственные сновидения. Кроме того, наблюдает за пациентами, в том числе и в состоянии гипноза и анализирует их сновидения. Все эти наблюдения приводят его к выводу, что у сновидений есть определённые особенности и закономерности, которые не принадлежат бодрственному мышлению. А именно: алогичность, абсурдность, существование во времени и пространстве несовместимых образов и тд. Это дает ему основание сделать заключение, что сновидение – представитель совершенно другой части психического, той, которая не укладывается в рамки того, что мы понимаем под сознанием. Так выкристаллизовывается идея сновидения – как королевской дороги в бессознательное. Исследования Фрейда помогли ему также увидеть аналогии между невротическим симптомом и сновидением. В частности, в защитной функции, неосознаваемости и конфликтной природе и того, и другого. Так произошло первое сближение нормы и патологии как двух не столь противоположных, сколь сходных, по сути, явлениях. Понимание Фрейдом связи между ними приводило к идее, что один и тот же метод исследования может быть использован как при выявлении симптома, так и при снотолковании. Соответственно работа аналитика и с тем, и с другим феноменом основывается на одних и тех же теоретических положениях и в практическом смысле тоже очень сходна. Толкование в психоанализе – это в самом общем виде процесс распознавания за явным содержанием сновидения его скрытого смысла. Под явным, или манифестным, содержанием имеется в виду то, что мы, собственно, и считаем сновидением, те символы, сюжеты и образы, которые наблюдаем во сне. А под скрытым – то, что эти образы «на самом деле» означают. Скрытые мысли сновидения представлены в завуалированной, неочевидной для понимания форме. Соответственно, аналитическая работа подразумевает раскрытие непонятного бессознательного содержания, делая его понятным. На 1-й взгляд это не отличает психоанализ от большинства других снотолковательных методик. Однако, ключевую роль здесь играет методологическое обоснование, т.е. объяснительная модель. Каждая методика имеет свой «миф», общий концепт, ряд гипотетических допущений или положений, на основе которых выстраивается понимание феномена сновидения. Психоанализ - не исключение. В классическом анализе таким «мифом» является идея об эдипальном конфликте, производными которого считаются зависть к пенису и страх кастрации. В современном - идея эдипа расширена до отношений сновидца со значимыми фигурами вообще. Т.е. и до, и во время, и после эдипального периода развития. Также всеми аналитиками разделяются такие фундаментальные идеи, как: идея влечений, идея «расслоения» психики на Бессознательное и Сознание и другие структуры внутри них, сама идея наличия внутриличностного конфликта, идея защиты психики от него с помощью психических механизмов, таких, как например вытеснение. Согласно аналитической концепции, в сновидении происходит возврат вытесненного из-за ослабления вытеснения, т.к. человек в состоянии сна регрессирует, т.е. возвращается, на более ранние отно- и филогенетические этапы развития. Также аналитики рассматривают сновидение как субъективное представительство индивидуальной психики и ряд других идей. Аналитиками считается, что психика через сновидение обнаруживает и одновременно пытается спрятать желание сексуальной или агрессивной природы, которое составляет ядро внутрипсихического конфликта. Психика производит попытку разрешения конфликта посредством реализации в сюжете сна этого ытесненного желания, при этом не доводя его до осознания человеком. Желание вытеснено из сознания как неприемлемое, не совместимое с представлением сновидца о себе, или культурно осуждаемое. Вытеснение конфликта, связанного с влечением (Ид), является следствием работы внутрипсихической структуры (Супер-Эго), при этом во сне Эго спит и не может урегулировать, как оно это делает в бодрствовании, происходящий конфликт. Благодаря процессам такой «борьбы» внутри психики Желание представлено в сновидении чаще всего в искаженной форме. В виде прямого послания оно бывает у очень голодных взрослых и у маленьких детей, так как их внутрипсихические структуры еще недостаточно развиты, чтобы цензурировать желание. Зашифрованность желания становится возможной благодаря механизмам работы сновидения: цензуре, сгущению, смещению, символизации и отчасти вторичной обработке. Внутренний мир сновидца преломляется в образах и символах сновидения, которые часто сотканы из остатков дневных впечатлений, а также из ассоциаций в широком смысле слова (т.е. по цвету, форме, размеру, звучанию, схожести или наоборот противоположности и тд). Но и то и другое, будучи универсальным для всех людей так или иначе отражает совокупность личного психологического опыта сновидца. А в основе этого опыта, как считается аналитиками, лежат сильные переживания человека, в т.ч. травматические, а также базовые психологические потребности: в любви, безопасности, заботе и тд. На практике для того, чтобы интерпретация могла считаться аналитической, нужно чтобы были выполнены некоторые основные условия:
Как выглядит работа со сновидениями в психоаналитической практике? Внешне все выглядит довольно просто. Аналитик просит пациента свободно говорить обо всем что приходит на ум в связи со сновидением и пытается понять, как эти ассоциации связаны с самим сновидцем, и как всё это вместе в свою очередь связано с его жизнью и проблемами. Т.е. технически аналитик находится в процессе постоянного простраивания смысловых связей. Свободные ассоциации — это основная аналитическая техника, которая заключается в том, чтобы разговор о сновидении в конечном итоге вывел на бессознательный конфликт пациента. Техника СА основана на предпосылке, что: во-первых, мысль всегда следует в направлении того, что значимо и, во-вторых, свободное говорение позволяет достигать значительного уровня регрессии, то есть приближения к состоянию сновидческой психики – архаичной и некритичной. Кушетка
и быть физически обездвиженным, чтобы исполнение желание не могло быть отреагировано в действии. По сути, сам по себе классический анализ на кушетке – это аналог процесса сновИдения, управляемого аналитической ситуацией. В современном анализе кушетка уже не является обязательной, однако свободные ассоциации по-прежнему остаются основной и незаменимой частью процесса. Равномерно распределенное внимание Интерпретация В классическом анализе без интерпретации не обойтись, в современном – она, хоть и желательна, но уже необязательна в силу переосмысления самого психодинамического процесса. Интерпретации снов в современном психоанализе иногда не делаются, иногда делаются лишь частично, а иногда даже рассматриваются как нежелательные в силу того, что, например, пациент еще не способен к пониманию логики символизации, так как сновидение понимается и переживается им как объективная, а не субъективная реальность. Речь идет о доэдипальных пациентах. Сегодняшний психоанализ много и эффективно с ними работает, в том числе и в плане снов. Сновидческая активность данных пациентов рассматривается не с позиции интерпретации как таковой, т.е. не с т.з. получения результата (объяснения сна), хотя это конечно всегда и приветствуется, а скорее с позиции происходящего с ним процесса. Процесса сновИдения и рассказа о нем. Как понять подошла ли интерпретация – в идеале она должна приводить к потоку ассоциаций, инсайту, повышению осознанности, и желательно улучшению внеаналитической жизни пациента. Для того, чтобы интерпретация была лучше воспринята, она должна подаваться на понятном анализанту языке и с учетом уровня его психологической готовности, а также быть своевременной и идущей от поверхности вглубь. Интерпретация не является обязанностью только аналитика, это приходится делать и анализанту. Более того – интерпретации с его стороны являются на самом деле ключевой частью работы. Фишка состоит как раз в том, чтобы получить решение загадки от самого сновидца. В плане процесса аналитик сначала просит СА на сон, а затем может спросить – как анализант сам его понимает. Это тоже в каком-то смысле является продолжением СА, однако же позволяет анализанту быть в роли не только пассивного продуцента бессознательного, но и активного участника работы, и включает его наблюдающее и сотрудничающее с терапией Эго. Работа со сновидениями на разных этапах анализа Такой технический прием как тщательная проработка хронологически чаще всего происходит в середине и в конце анализа. В контексте сновидений определение этой техники можно сформулировать как обнаружение следов конфликта в различных сновидениях пациента и простраивание связей между разрозненными символами и сюжетами, которые несут с собой сходный смысл. Т.е. мы рассматриваем сновидения анализанта и каждое по отдельности, и все вместе, т. е. в динамике. Также в зависимости от этапа аналитической работы одни и те же сновидения могут приобретать различные смысловые оттенки, что аналитик пытается отразить в своей интерпретации. Сновидения и перенос Работа современных аналитиков со снами включает анализ всего, что происходит в кабинете, потому что на самом деле это работа не со снами, а с людьми. Поэтому все проявления пациента, в частности, в контексте его сновидческой активности, размещенные в кабинете, становятся объектом внимания и работы. Т.е. внутренне аналитик фокусируется на таких вопросах как: личность анализанта, что ему снилось, какие ассоциации пришли на сновидение, как именно он об этом всем рассказывает, когда это происходит – в какой момент сессии и в какой период анализа, кому он это рассказывает и для чего. Насчет кому, ну понятно, что аналитику, но он для него всё равно остается фигурой переноса. Терапия предполагает качественно новую форму отношений, которой нет больше нигде в жизни пациента и этим особенно замечательна в плане анализа снов. Рассказ о них со стороны пациента нередко является способом бессознательно сообщить аналитику что-то, например, о своих чувствах или об их совместном процессе. Это всё и есть перенос. И иногда пациент приносит аналитику сновидение не для того, чтобы его понять, а для того, чтобы произвести над аналитиком какое-то действие, и избавиться от дискомфортного внутреннего переживания. Т.е. сновидение может быть формой отыгрывания. В практике перенос может проявлять себя в сновидениях с участием фигуры аналитика – они всегда несут много полезного для анализа. Анализ контрпереносных сновидений также может быть крайне продвигающим. В плане проявлений сопротивления в контексте сновидений: анализанты сообщают, что им вообще ничего не снится или, наоборот, приносят очень много сновидений; не слышат интерпретаций или испытывают трудности в продуцировании свободных ассоциаций и интерпретаций к сновидениям. Все эти и многие другие феномены, связанные со сновидениями подлежат внимательному анализу и позволяют приконсуться к глубоким слоям психического в качественной терапевтической работе. В заключение хочется отметить, что анализ сновидений в классическом и современном подходах при всех их различиях в равной мере несет неизменно большую терапевтическую ценность и безусловно полезен как техника самопознания и прямого разговора с бессознательным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|