Я тебя породил – я тебя и гноблю!

Автор статьи: Юлия Климентьева

 Я тебя породил  я тебя и гноблю

«Слова поперёк не скажи – проклянут. Да и разве можно демонстрировать своё недовольство родителям? С детства учили меня помалкивать, мол, яйца курицу не учат. И теперь, в тридцать, даже когда чувствую, что правда на моей стороне, по привычке не высовываюсь. А если и вступаю в словесную перепалку, то потом виню себя – они же хотят мне добра, жизнь свою положили на алтарь моего благополучия». Она размышляет вслух, потупив взор, словно вновь становится ребёнком, сидящим в освещённой просторной гостиной на очередном семейном сабантуе, где за столом  гудят многочисленные родственники и где только детям не велено «вставлять свои три копейки». «Ишь, сопля! Ещё молоко на губах не обсохло. Сиди, молчи в тряпочку».

Продолжая свой монолог, молодая женщина признается, что всегда чувствовала себя в семье с «богатыми традициями» гадким утёнком, над которым родственники подшучивали да подсмеивались, а всему этому шабашу была заводилой мама. Самый родной и близкий человек. «Как она могла хохотать над тем, как я неумело, по-детски выкладывала пуховые подушки в пирамидку на многочисленные перины, застланные покрывалом с пушистыми кистями? Так было принято в семье у бабушки, и я старалась изо всех сил угодить роду». Но маме было недостаточно просто обесценить труд ребенка с глазу на глаз, она кричала на весь дом, зазывая двоюродных, троюродных сестёр и братьев, гостивших в это же самое время в родовом гнезде, чтобы те «полюбовались на это» и повеселились всласть.

«Обидно? Ещё бы. Я была готова провалиться сквозь землю. Всё это уже в далёком прошлом. Но почему-то до сих пор нет уверенности в себе, в своей ценности. Мне сложно отстаивать свои права, говорить с родителями напрямую о том, что думаю и чувствую, каковы мои интересы и потребности. То я застенчиво отмалчиваюсь, опасаясь обидеть, сделать что-то не так и вызвать шквал критики в свой адрес. Бывают моменты, когда злость и обида переполняют меня, и тогда я взрываюсь, стараясь любой ценой подчеркнуть свою значимость, ведь я не пустое место! А потом меня долго душат слезы, и я чувствую на душе горький осадок вины. Самое неприятное во всём этом то, что и с другими людьми я порой веду себя как тряпка, будто нет у меня чувства собственного достоинства и в помине».

Говорят, родителей не выбирают. Но что, если не только в детстве, а всю оставшуюся жизнь придётся сносить «тычки и затрещины» от любимых мамы с папой, руководствуясь весьма спорными наставлениями-убеждениями: «Уважаешь? Значит, терпи!», «Ты нам по гроб жизни обязана!» Где тот предел почитания, за которым всё ещё можно разглядеть полноценную, уникальную, цельную личность, а не во всём и всегда подчиняющееся инфантильное существо?

В жизни каких только перекошенных вариантов взаимодействия взрослых детей и их родителей не встречается. «Муж 2/3 заработка отдаёт на строительство очередной, новой дачи свекрови, все выходные он там, дела семьи на втором плане», «У нас в семье принято, чтобы дети дарили дорогостоящие подарки всем родственникам. На себя денег не остаётся, ведь я должна накопить на очередной праздник круглую сумму, чтобы купить каждому из родителей достойный презент», «Мои родители считают, что зять должен метнуться по их запросу в любое время дня и ночи. Так было заведено в их семьях. Например, привезти с дачи пять банок огурцов, хотя дома закруток море. Просто родителям захотелось, чтобы муж удовлетворил их прихоть и в метель помчался на край света». Звонки по любому самому незначительному поводу, требования крупных сумм при приличном собственном доходе, критика, обесценивание. Что это? Проявления отеческой и материнской любви?

Существуют и более скрытые формы давления со стороны родителей. Часто «переживания» по поводу дочери/сына или излишнее участие в жизни покинувших семейное гнездо детей на самом деле являются показателями тотального контроля и способами сделать свою (родительскую) жизнь более эмоционально насыщенной и осмысленной. Взрослые, казалось бы, люди время от времени разыгрывают драматические спектакли с повторяющимся сюжетом, где цикл за циклом кто-то исполняет роль жертвы, кто-то преследователя, а кто-то спасателя. Зато так не скучно жить! «А что, можно было по-другому?» – искренне удивляются на консультациях межпоколенные семьи. «Оказывается, можно», – позже констатируют они же, когда спустя некоторое время, проведенное в терапии, появляется осознанность, «открываются глаза» на то, «как мы жили и сколько дров наломали».

Супруги-психологи Д. и Р. Байярд особо подчёркивают важность признания родителями неповторимого способа жизни своего ребёнка и веры в то, что он способен с определённого возраста (в их книге говорится о подростковом возрасте) принимать собственные решения, пусть даже идущие вразрез с убеждениями папы и мамы. Как не просто бывает принять, что твоё чадо выросло, но это необходимость, продиктованная природой человеческих отношений. В норме трансляция родителями признания права своего отпрыска свободно, со всей ответственностью проявлять себя в этом мире реализуется двумя способами:

1.Родитель предоставляет ребёнку возможность наблюдать, как взрослые сами проявляют любовь к своему собственному внутреннему «Я» и заботятся о нём. Гораздо проще «отпустить поводья», когда сам являешься наполненной личностью со своими интересами и жаждой жизни.

2.Активно выказывают потребность и поддержку по отношению к способности ребёнка принимать самостоятельные решения. Задача родителя заключается также и в том, чтобы уметь разделять зоны ответственности (где моя, а где другого человека). Поддерживать, а не вмешиваться.

Такая любовь-забота отнюдь не базируется на манипуляции, как часто бывает в созависимых отношениях, когда подлинная цель – сделать другого «средством собственного обеспечения», выстроить систему управления и контроля над ним. И всё это только замаскировано под любовь. Как совершенно точно отмечает психолог А. Лоргус:

«В созависимых отношениях нет пространства для любви, так же как нет свободы выбора, да и личностные границы нарушены. Подлинная любовь включает в себя такие характеристики, которые обычно не очень популярны: например, ответственность, реализм, мужество, труд». 

В липкой паутине созависимости личность испытывает дефицит свободы и силы, которые так ей необходимы, её развитие воспринимается как угроза. А. Лоргус добавляет: «В любви же как раз больше доверия, больше уверенности и спокойствия, есть тепло и глубина, сила и мужество, полнота и адекватная ответственность – всё это даёт необходимые ресурсы для развития».

Что же делать тем, кто продолжает плюхаться в детско-родительских треугольниках, опасаясь обидеть старшее поколение отказом, чуждым мнением, кто не в состоянии сказать твердое «нет», отстоять свои права, открыто выразить свои чувства и потребности, обозначить свои границы? Очевидно, что без серьёзной работы над собой положение не исправить.

Упражнения в помощь

  • Осознание деструктивного цикла

Для того чтобы лучше осознать механизм деструктивного цикла взаимодействия с родителями, неизменно приводящего к конфликту или тяжёлым собственным переживаниям, важно заполнить следующую форму:

Когда я в детстве нуждался/лась в (выбрать детскую потребность: безопасность, защищённость, стабильность, привязанность, забота, принятие, автономия, компетентность, свободное выражение потребностей и эмоций, спонтанность и игра, творчество и т.д.)_________________________________________________________________,

потому что я чувствовал/ла себя_________________________________________________________________

Моя мама (папа или близкие взрослые) реагировали тем, что__________________________________________________________________

Их реакция научила меня в отношении моих чувств и потребностей (чему?)_______________________________________________________________

Когда я сегодня испытываю подобные чувства и потребности, моя обычная реакция______________________________________________________________

  • Работа с критиком

1.На отдельных стикерах выписываем критические замечания в свой адрес, которые слышали от родителей (в детстве, во взрослой жизни). Например, «у тебя руки не из того места растут», «бестолочь» и т.д.

2.На листе ватмана рисуем большое лицо критика и рядом маленькое лицо уязвимого ребёнка.

3.Клеим стикеры с критическими замечаниями на лицо ребёнка. Обратите внимание, что происходит с ребёнком, когда критики так много. Его просто не видно.

4.Отклеиваем стикеры и на них (чуть ниже) пишем о том, что должен был сказать хороший, добрый родитель в ответ на критические замечания по отношению к своему ребёнку. Стикерами с новыми посланиями заклеиваем лицо критика, проговаривая высказывания вслух. Например, «на самом деле (своё имя)______________ очень старательная, уверена, что у неё получится сделать то, что она по-настоящему захочет».

5.На новых стикерах пишем про то, что заслуживает ребёнок (что бы уязвимый ребёнок хотел услышать, но никогда не слышал), если бы рядом с ним был добрый, здоровый родитель. Можно писать послания, опираясь на потребности, перечисленные выше. Например, «ты – умница. Ты заслуживаешь любви и заботы. Я всегда буду любить тебя, моя хорошая». Клеим стикеры с позитивными посланиями вокруг лица ребёнка. Обязательно проговариваем воодушевляющие послания вслух.

Эти и другие упражнения по работе с детскими травмами, поведенческое моделирование ситуаций с целью укрепления уверенности в себе, когнитивная работа с деструктивными установками и т.д. – всё это понижает градус напряжения в отношениях, позволяя сделать их более осознанными и комфортными. После подобной работы над собой и над коммуникацией по вертикали уже не так сложно самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него, свободно проявлять эмоции и вести себя уверенно, конструктивно отстаивать свои права, если они необоснованно нарушаются, при этом глубоко уважая и любя близких родственников и, конечно же, самих себя.

© 2019 Юлия Климентьева



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как составить разговор с престарелыми родителями, чтобы отстоять свои интересы и не обидеть их.
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Почему бывает так сложно брать, даже когда четко осознаешь свою потребность?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • 9 причин ежедневно ХВАЛИТЬ СЕБЯ вслух, даже если особо и не за что…
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Неуверенно чувствую себя, находясь рядом с теми, кто лучше меня
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Как сделать так, чтобы тебя поняли и правильно понять другого.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь