|
Отношение ко времени: сравнительный анализ западной и восточной мыслиАвтор статьи: Парманчук Анастасия Викторовна
В современном мире, где все происходит на огромной скорости, отношение людей ко времени собственной жизни претерпевает многочисленные изменения. Действия и поступки человека во многом определены той моделью, в которой отражены представления о его будущем: в форме мечты, в которой человек уже переживает процесс самореализации; в форме конкретных сформулированных целей, а также в форме планов. В своей работе я попробую наметить основные особенности отношения ко времени в рамках западной и восточной культур. Так, если представить в перспективе жизнь современного человека и проанализировать ее, можно увидеть, что в нашем обществе принято постоянно планировать собственное будущее. Например, девушка, планируя свою жизнь, выстраивает ее таким образом, чтобы, в конце концов, выйти замуж, в браке пара планирует родить детей, воспитать их, отправить учиться за границу. Люди планируют свою жизнь с целью все успеть, сделать за день намного больше, кто-то планирует с целью удовлетворить свои жизненные потребности, а кто-то попросту боится не успеть сделать в жизни все. Таким образом, чем насыщеннее временная перспектива планами, мечтами, целями, тем интенсивнее и во многом содержательнее жизнь человека. Можно с уверенностью говорить о том, что понятие времени многогранно. Время – это цикл жизни, ее ритм, периоды, это ценность, поскольку человеку удается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем, также время представляет собой и определенную меру продуктивности. В психологии понятие «временная перспектива» впервые появляется в работах К. Левина и отражает видение человеком своего будущего или прошлого в настоящем, при этом прошлые и будущие события оказывают непосредственное воздействие на актуальное состояние человека [1]. Л. Фрэнк понимает временную перспективу как влияние прошлого на будущее и процесс принятия решений в настоящем. К.К. Платонов определяет жизненную перспективу как образ желанного будущего при условии достижения конкретных целей. Е.И. Киричук и О.П. Лысенко говорят о том, что чем дальше в будущее вынесены цели, ожидания личности, тем большую целенаправленность и целеустремленность, устойчивость они придают деятельности в настоящем, чем больше целей в жизни, тем более наполнена и продуктивна жизнь человека [1]. Многими авторами жизненная перспектива, представление о собственном будущем рассматривается как потенциальная возможность полноценного развития личности, ее самоактуализации. В рамках экзистенциальной психологи, в частности Р. Мэя, также огромное внимание уделяется отношению человека ко времени и к собственному будущему, поскольку бытие человека не является статическим, а всегда развивается во времени [3]. Только человек может проецировать себя в будущее на несколько десятилетий вперед. Сильная тревога и депрессия, по мнению Р. Мэя, уничтожают будущее. В тоже время, в рамках экзистенциальной психологии, в центре внимания оказывается не только видение человеком собственного будущего и стремление к саморазвитию, но и преследование им собственных, подлинных целей, а не навязываемых обществом извне [3]. Обратимся теперь к восточной мысли, в частности, к философии дзэн-буддизма. Здесь время означает «сябэцу», или дифференциацию и определение границ. Его следует отличать от понятия вечности – «бедо», или все, что не «сябэцу» [2]. В буддизме время само по себе не существует, точно так же, как вечность пассивна без времени, и понятие времени действительно только в рамках относительного существования человека. Что касается отношения ко времени, то, с одной стороны, в учении о сансаре, или карме, круговороте бытия, можно проследить представления о собственном будущем, но связанным в первую очередь со стремлением достичь лучшей следующей жизни, или выйти за пределы круговорота перерождений, что представляется нам как своеобразное понимание самоактуализации. Поведение человека тогда детерминировано не собственными целями и мечтами, а неким общим для всех представлением о следующей жизни и индивид руководствуется скорее принципом «не-деяния». При этом не только поступки, но и мысли, слова оставляют свои кармические следы, которых нужно, согласно буддизму, оставить как можно меньше. Однако мало просто желать лучшей последующей жизни. Основная цель буддиста – выйти из круговорота перерождений. Для этого необходимо вообще отказаться от всех возможных желаний, а, следовательно, целей и планов, которые являются источником человеческого страдания. Именно в отречении можно обрести мир, спокойствие, невыразимую радость [2]. В западной мысли тоже можно проследить стремление индивида к некоторому идеалу загробной жизни. Но этот идеал кажется человеку далеким, некоторым – маловероятным, и, не смотря на некоторые ограничения в желаниях и поступках (не укради, не убий), все же оставляет за человеком право бесконечно мечтать и стремиться к претворению своих планов в жизнь. В отличие от западного человека, буддист раздвигает границы личного будущего и при этом преследует единственную цель просветления, стремится к самосовершенствованию в настоящий момент. Так, с другой стороны, существенно отличие во взгляде на настоящее у современного западного человека и представителя восточной мысли. Д.Т. Судзуки приводит в пример следующие строки [2,с. 97]: «Пить чай, есть рис, Я провожу свое время естественно; Любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие я чувствую». Можно отметить бесценное умение находиться в настоящем моменте, совершать повседневные действия и стремиться получать ежеминутное удовольствие от собственной жизни, а не погружаться в постоянные мысли о том, что было и будет. Современный человек сожалеет о прошлом и волнуется за будущее, к его настоящим переживаниям постоянно примешивается нечто чуждое, и тогда «будущее и прошедшее вторгаются в настоящее и душат его» [2, с.122]. В тоже время, просветление, или сатори, имеет место тогда, когда сознание достигает состояния «одной мысли» – наименьшей возможной единицы времени, мгновения. В этом случае время сводится к абсолютной точке без протяженности, появляется «абсолютное настоящее» или «вечное теперь», где нет ни прошлого позади, ни будущего впереди [2]. Здесь мы видим, что стремление к идеалу в будущем своеобразно превращается в стремление к абсолютному настоящему. Таким образом, можно отметить, что и в западной, и восточной мысли существует представление о личном будущем, связанным со стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию. Однако современный западный человек представляет собой «распланированную» во времени личность, которая ставит перед собой множество целей, преследование которых скорее социально одобряемо, чем личностно значимо. У буддиста же это – отказ от поверхностных желаний с целью обретения абсолютного настоящего. При этом западный человек больше привязан к материальному плану своих желаний, в отличие от предпочитаемых буддистами духовных ценностей. Также можно отметить различие, связанное с умением находиться «здесь и сейчас», которое представителю западной культуры дается с трудом. Последнему скорее свойственно погружаться в личное прошлое и размышлять о своем возможном будущем. В тоже время экзистенциальная психология и буддийская философия близки в своем отношении к прошлому, зацикленность на котором свидетельствует о неэффективном и неаутентичном проживании собственной жизни. В двух подходах можно разглядеть стремление прислушиваться к самому себе и выстраивать подлинно свое настоящее и будущее. ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|