|
Понятие свободы в логотерапии Виктора ФранклаАвтор статьи: Агафонова Яна Валерьевна
ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ В ЛОГОТЕРАПИИ ВИКТОРА ФРАНКЛА Что такое свобода? Можно встретить различные определения свободы с точки зрения этики, права, психологии, религии, экономики. Это понятие относится к высшим ценностям и от того ему сложно дать точное определение. В своем толковом словаре С.И. Ожегов определяет свободу как возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества [5]. Свобода являются одним из центральных понятий в учении Виктора Франкла. Он известен как австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря, создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии. Ответ на вопрос «Свобода не от чего, а для чего?» помог Виктору Франклу выжить в нечеловеческих условиях концентрационного лагеря. И несмотря на то, что созидательная жизнь в лагере была невозможна, он знал для чего ему нужно выжить. Свои экзистенциальные переживания, описание того, что являлось его опорой, что помогло остаться внутренне свободным в заключении, в условиях, где смерть грозит каждый день, час, минуту, он рассказывает в своей книге «Скажи жизни «Да». Каждый человек неоднократно принимает решения и чувствует себя свободным в выборе того или иного шанса. Мы вполне свободны, но эта свобода сугубо человеческая, не сверхъестественная и потому относительная; это свобода в определенных границах. Ученик Франкла Альфреда Лэнгле на вопрос: «свободны ли мы в нашей жизни?» отвечает, что это зависит от точки зрения на то, что есть жизнь. Если жизнь – это исполнение желаний и требований, то она зависит от обстоятельств и в этом отношении несвободна. Если же смотреть на жизнь сущностно и воспринимать ее как взаимодействие с выпавшими мне обстоятельствами, то в ней содержится масса возможностей, позволяющих формировать и выдерживать ее [2]. Человек имеет не абсолютную свободу, а лишь свободу формирование обстоятельств своей жизни. Но мало того: и этой ограниченной свободой мы не всегда можем распоряжаться! Жизнь полна возможностей, и они могут быть не только неправильно использованы, но и упущены! Шаг за шагом, мы строим нашу жизнь из множества решений. Свобода имеет историю. Прежние решения формируют набор нынешних возможностей, расширяя или ограничивая его. Свобода выбора предполагает ответственность за этот выбор. При этом «человек сам должен решать, за что, по отношению к чему или к кому сознавать себя ответственным» [9]. Основной тезис учения о свободе воли Франкла гласит: человек свободен найти и реализовать смысл своей жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными причинами. Согласно Франклу, свобода сосуществует с необходимостью, причем они локализованы в разных измерениях человеческого бытия [3]. Франкл говорит о свободе человека по отношению к влечениям, наследственности и внешней среде. Наследственность, влечения и внешние условия оказывают существенное влияние на поведение, однако человек свободен занять определенную позицию по отношению к ним. Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется, прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в этом измерении. Свобода вытекает из фундаментальных антропологических способностей человека к самодистанцированию (принятию позиции по отношению к самому себе) и самотрансценденции (выходу за пределы себя как данности, преодолению себя). Поэтому человек свободен даже по отношению к самому себе, свободен подняться над собой, выйти за свои пределы [3]. Согласно Франклу, человек – свободен, так как в любых жизненных обстоятельствах, он отвечает за собственные решения в отношении своих взглядов, позиций, поведения. Внутренняя свобода – это свобода от внешнего. Но это также и способность брать на себя ответственность, отвечать за свои поступки. При этом он не так категоричен, он принимает человеческую природу, его слабость и дает ему поддержку «во имя чего». Виктор Франкл - философ с четкой системой взглядов на жизнь, с пониманием того, что хорошо, а что плохо, принимающие на себя ответственность за происходящее с ними. Франкл, говоря о свободе, затрагивают вопрос морали, норм, правил, разума. И эти вопросы становятся центральными в определении свободы. Cвобода – это то, что есть у каждого человека. Вне зависимости от любых обстоятельств, внутренняя свобода дается с рождения каждому человеку. Несвободные люди есть в самом свободном государстве, а в самом несвободном государстве могут быть свободные люди. Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как все люди, внешне он зависит от общества, но внутренне он независим. Внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни, в отличие от свободы внешней, которая не может быть абсолютной. В современном мире, где фокус внимания человека перенесен на внешние ценности, об этом легко забыть. Как результат, большое количество обращений с запросами «потеря смысла» и «поиск себя». И начинается интересный путь на встречу к себе и свободе - заметить себя, начать осознавать свои потребности, действия, границы и ценности. Внутренняя свобода – это и цель, и путь.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|