мы начинаем курс- путешествие в страну эмоций. Развиваем #эмоциональный_интеллект. Сегодня мы с вами поговорим о гневе. А точнее об агрессии. Агрессия и насилие стали синонимами в нашей стране, это печально. Потому агрессия принимает часто неадекватные формы.
Между тем агрессия биологически заложенный в человека аффект, задача которого состоит в двух позициях- защита границ и достижение цели.
Чаще всего ко мне на прием приводят детей с двумя типами проблем в области выражения агрессии.
Страхи, тревожность, слабость , неумение за себя постоять. В этом случае часто присоединяются какие-либо психосоматические отклонения- частые головные боли, нарушение питания, боли в животе.
По сути это 2 стороны одной медали. Дети из первой группы, так же , как дети из второй группы , не умеют признавать и адекватно проявлять агрессию. В первом случае нет умения справляться с агрессией и проявлять и её социально-адаптивным образом. Во втором случае патологическое вытеснение агрессии создает такое напряжение в сознании и теле ребенка , что он неизбежно начинает болеть, плакать по ночам, проявляя вовне тревоги и страхи. Гнев, злость возникают как отклик на события, неприятные человеку. В теле при этом напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание становится поверхностным и учащенным, как будто спортсмен- бегун перед стартом уже встал в позицию бежать и ждёт сигнала. Вот-вот выстрелит пистолет , и он побежит! Ребёнок, который не умеет сдерживать аффект, бежит раньше времени и проигрывает . Ребёнок , который не умеет выпускать гнев, раз за разом проживая напряжение тела и не позволяя ему проявиться в действии, в результате получает мышечный панцирь. Он становится похож на черепашку с зажатой спиной, деревянной шеей, обедненным дыханием. Однако, гнев можно использовать с пользой! Гнев мобилизует внутренние силы организма, это помогает преодолеть страх, преодолеть самого себя, защитить маленького и слабого, поставить новый рекорд, добиться поставленной задачи и так далее. Гнев, злость- это просто энергия! Мирный атом или ядерная боеголовка? И драка , и полное сдерживание всех своих аффектов неэффективные способы применения злости. Что могут сделать родители для своих детей, чтобы они умели распознавать злость , адекватно использовать ее, цивилизованного выражать?
Назвать эмоцию вслух. Девочка пришла из школы сердитая. Одноклассница обозвала ее плохими словами. Важно назвать вслух чувства ребенка- "похоже ты здорово злишься, расскажешь, что произошло?" Если ребёнок не боится говорить с родителями о трудных чувствах, то , скорее всего, с удовольствием расскажет о том, что произошло. Надо понимать, что ребёнок экстраверт сам прибежит и расскажет, а вот ребёнок-интроверт сначала должен будет немного побыть внутри себя и только потом сможет поделиться своими переживаниями.
Разделить чувства. Только присоединившись к чувствам ребёнка, мы сможем потом повлиять на его состояние. Если один ребёнок в состоянии злости готов уничтожить обидчика и весь мир, то другой думает о том что жизнь бессмысленна и он не имеет права на существование. При этом дети часто не понимают, почему так сильно злятся. Важно это объяснить, назвать неведомое чувство простыми словами. " Ещё бы ! если бы меня так обидели, я бы готова была сильно-сильно стукнуть обидчика!", "Конечно, когда над тобой смеются все девочки, хочется исчезнуть раз и навсегда"... Такие фразы помогают ребенку понять не только себя, но почувствовать поддержку родителя, глубину сопереживания, силу и спокойствие. "Если мама умеет справляться с такими ситуациями, значит и я смогу."- думает он и становится сильнее.
Выразить гнев через действие. В ситуации , вызывающей гнев, в организм надпочечники выбрасывают адреналин, который даёт возможность организму быстро и эффективно справиться с опасностью. Учёные установили, что лучше всего адреналин снижается именно в физическом действии. Если же не выплеснуть его своевременно и эффективно, то он склонен накапливаться в организме, создавая в том числе напряжение в мышцах, как следствие возникает нарушение мозгового кровообращения, а от этого идёт ухудшение памяти, внимания. Накопление адреналина приводит в том числе к утомляемости, снижению успеваемости. Очевидно, что драться, кусаться, плеваться, кричать и обзываться не самая эффективная стратегия. Какое же действие поможет выплеснуть гнев без разрушения контакта? Маленький ребёнок швыряет игрушки, можно позволить ему порычать, как страшный тигр, показать клыки и зубы, сильно потопать ногами, как огромный слон, можно даже громко закричать, как горилла! Арттерапевты рекомендует нарисовать левой рукой свою злость, а потом бумажку порвать, помять и выбросить. Лучше всего если родитель будет это делать вместе с ребёнком. Близость возникающая в такие моменты бесценна.
А вот теперь пришло время обсудить то, что произошло. Важно выяснить настоящую причину возникновения гнева- может ребенок боится быть смешным? А может он стыдится? Может быть он хочет быть лучше других? Может быть он хочет быть лидером , но не умеет этого? Однажды во время проведения занятия в школе фей, прекрасная маленькая феечка начала бросать в меня мягким мячиком. Я посмотрела ей в глаза и сказала: похоже ты злишься на меня? -да!"похоже ты хочешь чтобы я играла сегодня только с тобой?" Девочка с удивлением кивнула. "Иди я тебя обниму"))) могла ли эта ситуация стать конфликтом? Конечно. И девочка продемонстрировала свой стиль поведения в ситуации , когда она злится. Но когда чувства названы, когда за них нет осуждения, вслед за ними всегда идут принятие и спокойствие. Когда мы знаем настоящие причины происходящего, мы можем на это повлиять. Найти другие более адаптированные способы поведения. Раз за разом придерживаясь тактики назвать, разделить, проявить и обсудить, мы обучаем ребенка справляться с гневом и направлять его в правильное русло.
Человек, имеющие доступ к своему гневу, умеющий его проявлять адекватно, направлять в русло своих целей многого добивается в жизни и становится лидером.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.