Заставлять ли себя...

Автор статьи: Алексей Кокорев

"Заставлять себя" и осознанный выбор - две разные вещи.

Процесс заставления себя основан на внутреннем конфликте Я-заставляющего и Я-сопротивляющегося. На языке транзактного анализа Критикующего Родителя и Бунтующего (Адаптированного) Ребенка. Этот процесс не имеет отношения к осознанному выбору Взрослого. Родитель говорит: "Надо!", при этом не объясняя, кому и почему это "Надо", а ребенок:  "Не хочу!".

У личностей с обсессивно-компульсивной (трудоголичкской) адаптацией, чаще "выигрывает" Родитель. На вопрос "Надо ли заставлять", они однозначно отвечают: "Надо!". Их Критикующий Родитель достаточно силен, по сравнению с закритикованным и выстроенным Адаптированным (под требования Родителя) Ребенком. У таких людей сопротивление выходит в виде симптомов организма (болезни, смерть от гипертонического криза, панические атаки и так далее).

Противоположной по  расстановке сил личностью, является пассивно-агрессивная. Хотя она находится и в том же конфликте, у этой личности чаще "выигрывает" Бунтующий Ребенок. У них огромный арсенал обесценивания проблем и необходимостей, поэтому часто они "страдают" отсутствием  денег, работы и так далее.

Осознанный же (Взрослый) выбор может происходить вне этого конфликта. Взрослый оценивает реальню необходимость того или иного действия, взвешивая факты. При этом не основывается на предрассудках Родителя и может четко объяснить свой выбор, не прибегая к формулировкам типа "надо и всё" или "все так делают" (тут может быть много вариантов).  Также Взрослый не обесценивает существование, значимость, решаемость задач и свои личные способности по их решению, а оценивает свои силы, исходя из своих реальных ресурсов и способностей. При этом заботится о своем здоровье и , по возможности и без обесценивания, о физическом и психологическом комфорте. Другими словами, Взрослый разруливает конфликт между Родителем и Ребенком.


Тут важно отметить, что такие защиты, как рационализация, интеллектуализация могут  "притворяться" Взрослым и ясным мышлением. В терминах Транзактного Анализа эти защиты являются контаминациями (заражениями) Взрослого со стороны Родителя, стремящегося защитить Ребенка от чувств и переживаний, с которыми ему тяжело сталкиваться, или могут быть проявлениями "хитрости" Ребенка (заражение со стороны Ребенка). С этими механизмами мы и имеем дело в терапии.

Заставлять ли себя



Просмотров: 247
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Между "Надо" и "Хочу"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь