«Я - плохая мать». Как не стать жертвой психологических статей.

Интересная наметилась в последнее время тенденция: родители детей стали сообщать  о возникающих у них состоянии неуверенности и чувстве вины после прочтения психологических статей или просмотра видеороликов, посвященных проблемам детско-родительских отношений.   Почему так может происходить? Для  живости картины, представим такую ситуацию: мать, отправляя своего трехлетнего ребенка в детский сад, столкнулась с проявлением у него кризиса трёх лет - упрямством, негативизмом и капризами. Как она ни старалась, но утренние сборы  сопровождались повышенным тоном, криками, и, возможно, шлепками. Переживающую  мать переполняет  чувство вины и жалости к собственному ребенку, и есть от чего: ее педагогические действия явно не имели успеха, а скорее, наоборот, окончательно (как ей кажется)  испортили и так «хрупкие» отношения с ребенком.  Надеясь найти совет в Интернете, она читает несколько популярных статей известных психологов, смотрит видео и, тут происходит парадоксальная ситуация -  чувство вины усугубляется. В голове нашей героини  рисуется жуткая  картина, как ее несчастный ребенок тянет свои жалкие ручонки к ней -  жестокой, холодной матери и неизбежно получает психологическую травму, потому что она, мать-изверг, проигнорировала, отвергла, не поняла его насущную потребность в принятии и любви. Далее нашей героине хочется надеть куртку и убежать от «тянущихся ручек», чтобы ещё больше не нанести душевных ран и психологических травм своему ребёнку. Однако, есть и смелые мужественные матери, которые проникаются сутью психологических  советов, и тогда на ничего не подозревающего ребенка, обрушивается поток родительской "осознанности": "Я- сообщения", "заглядывания и в глаза" и, неизменное -  "Я тебя услышала".  Но нерадивое  чадо, вместо того, чтобы проникнуться осознанностью родителя, и тут же захотеть собраться в детский сад «как следует», остается таким же упрямым и капризным, как и был до этого. Мать разочаровывается в психологических советах, а чувство вины усугубляется.

Как же так получается, что хорошие и полезные психологические статьи,  которые пишутся, безусловно, с добрым намерением и с желанием помочь родителю в трудном деле воспитания ребенка, вводят родителя в расстройство и отчаяние?

 Все дело в том, что мы всегда находимся в каком-то эго-состоянии, более того, наше поведение и коммуникация приобретает определенную форму благодаря этому  эго-состоянию. Таким образом, пишущий  статью человек формулирует свои мысли именно из своего  эго-состояния, в котором он находится, а читающий воспринимает статью из своего эго-состяния.  Если читающий находится в состоянии «беспомощного ребенка», то содержание психологической статьи он может воспринимать, как  директивные советы "порицающего  родителя". Наша героиня была в состоянии "беспомощного ребенка", поэтому  авторы статей для нее могли выступить в роли «порицающих родителей» и, тем самым,  подлить масло в огонь.

Почему так происходит? Потому, что беспомощный ребенок, обычно,  напуган, а это означает, что статью читает не взрослый человек, а человек в состоянии «испуганного ребенка».  Наша героиня когда-то была маленькой девочкой, и, возможно, жила в длительной хронической деструктивной ситуации. Возможно, у нее была невротичная мама, или папа выпивал, или она долгое время жила с бабушкой, которая тяготилась ей, или родители развелись, а она взяла на себя роль «виноватой».  Ребенок выживает, как может,  но у него, в силу несовершенства мозговых структур,  формируются ложные убеждения. Возможно, это будет : «Когда  на меня кричат, я беспомощна». Или: «Я должна радовать других, и, если кто-то мной недоволен, я должна это исправить и заслужить любовь».  Таким детям не хватает «безусловного принятия», большинство событий они воспринимают в парадигме «принятие/отвержение», и стремятся заслуживать любовь других людей. А как тут заслужить любовь, если ребенок не слушается, а воспитатели недовольны опозданием? Вот и возникает чувство вины и неуверенности.

В таких случаях показана длительная психологическая работа с профессиональным психологом. Как будет проводиться эта работа? Обычно, работают с неэффективными убеждениями, которые сложились в детстве, через принятие и понимания своих детских желаний и потребностей, а дальше выходят на новые убеждения и понимание своей ответственности здесь и сейчас, в конкретной жизненной ситуации.   

Как происходит принятие себя? Представим ситуацию в детстве, где мы себя почувствовали  очень беспомощными. А теперь представим, что нам действительно хотелось в этом состоянии беспомощности. А хотелось нам поддержки, чтобы рядом оказался значимый человек, который поддержал нас, сказал, что с нами все в порядке, он верит в нас и что выход есть. От этого человека мы бы захотели услышать, что он нам очень сочувствует, что он знает, что мы не хотели накричать на  маму, потому что знает, что мы хорошие. Он бы обязательно предложил: "Давай, что-нибудь придумаем!». И рядом с ним мы бы захотели стать лучше и обязательно что-нибудь бы придумали, и повзрослели.  Таким образом, самое эффективное в психологической работе  -  обратиться к своему внутреннему «Ребенку», найти собственную детскую похожую ситуацию, аналогичную той, которая привела к чувству вины, поддержать себя, а потом уже поддержать своего настоящего ребенка. Но проводить такую работу лучше с профессионалом..

Теперь нам становится понятно, почему  психологические советы не приносили пользы, до тех пор, пока наша героиня  оставалась в состоянии «беспомощного ребенка», у нее не появлялось  ни сил, ни ресурса выполнять все те советы, которые перечислены в статье. Путь у нее только один – психологическая работа над собой, и вместе с психологом выбирать только те психологические статьи, которые будут ей полезны, исходя из ее эго-состояния.  Потому что советы, лучше всего воспринимаются из эго-состояния «Взрослый», которые теперь будут восприниматься , как вдохновляющие  и поддерживающие. Нет сомнения, что после психологической работы наша замечательная мама  обязательно научится разговаривать со своим трехлетним сыном, и эффективно решать возникающие воспитательные проблемы.  

Хочется также сказать, что хорошо бы, чтобы и сама психологическая  статья была написана из эго-стояния «вдохновляющего взрослого». Бывает так, что психологические статьи оставляют осадок, что кто-то что-то  прокричал очень важное, и внутри даже  что-то всколыхнулось, но не вдохновило.  Скорее всего, такие статьи пишутся из состояния  «испуганного ребенка».  В таких статьях много эмоций, призывов и слов «должны». Что ж, психологи тоже люди, но наша задача выбирать те статьи, которые действительно вдохновляют, а главное дают практические советы. Выбор за нами.

Удачи всем в написании статей, и, надеюсь, что эта статья была написана из эго-состояния "вдохновляющего взрослого".

 



Просмотров: 301
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Кризисные состояния и чувство вины человека"
  • Чувство вины за "особого ребенка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Перевод статьи "Аналитик, ребенок и родители: Святая троица или ад кромешный?"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Тяжелое чувство "неоплатного долга" у ребенка
  • Тяжелое чувство "неоплатного долга" у ребенка
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • "Странности" в жизни. О внутреннем состоянии."
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь