Как правильно хвалить детей

Как правильно хвалить детей

Самооценка ребенка формируется на основе сопоставления самого себя с другими детьми, и в большей степени – под влиянием мнений о нем со стороны взрослых и т.д. В детстве также закладываются морально-нравственные и этические нормы, отношение к окружающим, к труду и прочее. Существенное влияние на все это оказывают высказывания взрослыми одобрительных или неодобрительных суждений  о поведении ребенка. Именно мнение взрослых является источником формирования представлений об одобряемом и неодобряемом поведении, позитивных или негативных поступках, о добре и зле и т.д. Поэтому одобрение, похвала, комплимент – важные инструменты в воспитании детей. В то же время их чрезмерное и необоснованное применение могут только навредить характеру ребенка, сделать его излишне зависимым от внешнего одобрения и оценки окружающих, сформировать черты нарциссической личности, либо, наоборот, обесценить похвалу. Как говорится, «все хорошо в меру».

Придерживаясь перечисленных ниже простых правил, похвала и одобрение помогут родителям их максимально эффективно.

Похвала должна быть своевременной

Она должна следовать сразу за продемонстрированным ребенком результатом. Завершив какую-нибудь деятельность, ребенок находится на пике эмоционального подъема. Похвала, полученная именно в этот короткий промежуток времени имеет для ребенка наибольший эффект. Если одобрение родители высказывают спустя продолжительный период времени, когда ребенок уже эмоционально перегорел, переключился на что-то другое и эмоционально втянулся в другую деятельность, ценность похвалы и отклик на нее у ребенка будут минимальными.

Похвала должна подчеркивать усилия, которые приложил ребенок к достижению результата

Любая деятельность – это процесс, итогом которого становится некий результат.  Прежде чем появится какой-то результат, ребенку потребуется затратить время, усилия, проявить внимание, напрячь память, подключить воображение и т.д. Эмоциональная реакция ребенка всегда связана с обоими аспектами деятельности. Поэтому важно, высказывая одобрение, акцентировать свое внимание и на том, скольких усилий, смекалки, сноровки, усердия и т.п. пришлось приложить ребенку для того, чтобы результат был достигнут.

Не рекомендуется подменять похвалу комплиментами, т.е. хвалить ребенка за то, что он красивый, хорошо выглядит, нарядный. К примеру, если ребенок на утреннике в действительности плохо рассказал стихотворение, не нужно говорить ему в утешение: «Ты молодец, ты такой нарядный, ты отлично смотрелся на сцене…».

Похвала должна быть обоснованной

Помимо оценки со стороны родителей, ребенок тоже имеет свое собственное оценочное суждение о том, насколько он был успешен в том, что делал. Когда объективно ребенок не доволен своим результатом, а родители его все равно хвалят, он видит их неискренность. Если подобная необоснованная похвала  входит у родителей в привычку, у ребенка может произойти трансформация собственных представлений об успешности и эффективности своих действий.

Не стоит одобрять неуспех и неудачи ребенка. Лучше акцентировать внимание на мотивирующем аспекте затраченных усилий: «Не расстраивайся. Я вижу, ты старался, пусть и не получилось. В следующий раз ты учтешь допущенные ошибки и приложишь больше стараний, тогда у тебя получится намного лучше».

Похвала не должна быть частой

Хвалить за все подряд не стоит. Для каждого человека наибольшую ценность представляет тот результат, достижение которого потребовало много сил и времени, применения нестандартных подходов, освоения новых знаний и навыков. В то время как то, что удалось сделать быстро и легко для человека не имеет такой большой ценности. Когда родители хвалят ребенка за результат, достигнутый легко, делают это по любому поводу и даже без видимых причин, ценность самой похвалы для ребенка существенно снижается. Она обесценивается в его глазах, и ребенок становится к ней нечувствителен. Иными словами, похвала может перестать выполнять мотивирующую функцию в воспитании. Такая модель поведения скорее сформируется у ребенка, достаточно уверенного в себе, с высокой и адекватной самооценкой.

У других детей, наоборот, чрезмерная похвала может сформировать зависимость. Деятельность ребенка, не вызывающая одобрения взрослых, станет для него нежелательной. Иными словами ребенок будет иметь ориентацию не на достижение результата, не на получение удовольствия от процесса деятельности, а на получение именно похвалы. Вторая модель поведения сформируется, скорее у ребенка, не уверенного в себе, с низкой самооценкой. Если при этом родители имеют склонность хвалить незаслуженно, несмотря на плохой результат, то ребенок может в последствии уже не стремится к достижению результата, не прикладывать усилий, выполняя любое дело абы как.

Не допускать одобрение негативного поведения

Иногда родителей очень забавляет поведение ребенка, которое, объективно говоря, одобряемым не назовешь. Наблюдая, к примеру, как их ребенок грубит взрослым, или ведет себя нахально, они могут в последствии в присутствии ребенка рассказывать третьим лицам эти эпизоды, высказываясь о поведении ребенка в позитивном контексте. В сознании ребенка такое поведение входит в ранг одобряемого, допустимого, закрепляя подобную линию поведения в характере и закрепляется с сценариях взаимодействия с окружающими и в чертах характера. Кстати, аналогичные сценарии ребенок потом будет реализовывать и в общении с самими родителями.



Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Похвала и порицание ребенка.
  • Похвала – лучшая награда для ребенка
  • Избалованное дитя-похвала для "внутреннего ребенка" Мамы!
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • В творчестве ребенка главное не результат, а процесс.
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Лучшая похвала: зачем хвалить самого себя
  • Буллинг: на что обращать внимание в поведении ребенка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить "Молодец"?
  • Обида на партнера — результат отклика внутреннего ребенка.
  • Хвалить нельзя наказывать. Часть вторая. Похвала.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Какими словами родители убивают ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь